Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Выравнивание бюджетной обеспеченности российских регионов: иллюзия или реальность?

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2025-9-43-61

Аннотация

Разительные отличия российских территорий по показателю их бюджетной обеспеченности обусловили создание более 30 лет назад специальной федеральной Методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, призванной приблизить уровень бюджетных услуг в регионах-аутсайдерах к среднему показателю по стране. Поставленная задача остается актуальной. При этом в официальных документах и большинстве литературных источников принципиальный вопрос, что значит выравнивать, сближать показатели обеспеченности, в явном виде, как правило, или не обсуждается, или затушевывается. В настоящей работе исследуются вопросы: в чем основное содержание политики выравнивания бюджетной обеспеченности, на какие критерии сближения (дифференциации) она опирается, каковы ее действительные результаты в текущем периоде и в длительной ретроспективе? На основании данных Минфина России можно корректно рассчитать уровень бюджетной обеспеченности (после предоставления дотаций) конкретного региона относительно средней по стране величины. Для более полного отражения дифференциации показателей бюджетной обеспеченности регионов как до, так и после распределения дотаций привлекались частные показатели, характеризующие отношение бюджетной обеспеченности регионов-лидеров и аутсайдеров. Как показывают расчеты, заложенный  в  Методике  потенциал  сближения  ее  показателей  примерно к середине 2010-х годов оказался практически исчерпан. Можно предположить, что  фундаментальные  основания  для  такого  сближения  связаны не столько с политикой выравнивания бюджетной обеспеченности, сколько с обстоятельствами, лежащими за ее пределами.

Об авторах

Б. Л. Лавровский
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
Россия

Лавровский Борис Леонидович, д. э. н., проф., вед. н. с. 

Новосибирск



Е. А. Горюшкина
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН; Новосибирский государственный университет
Россия

Горюшкина Екатерина Алексеевна, к. э. н., с. н. с. ИЭОПП СО РАН, доцент НГУ

Новосибирск

 



Список литературы

1. Горегляд В. П. (2016). Уроки бюджетного федерализма: 20 лет реформ // Федерализм. № 1. С. 91—106.

2. Зубаревич Н. (2020). Экспертное мнение // Бюллетень Счетной палаты РФ. № 4. C. 50—51.

3. Климанов В. В. Тимушев Е. Н. (2024). Возможности сокращения разрыва в уровне бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации // Финансы. № 10. С. 8—17.

4. Лавров А., Христенко В. (1998). Экономика и политика российского бюджетного федерализма // Документы Минфина России, 27 ноября. https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=4850-ekonomika_i_politika_rossiiskogo_byudzhetnogo_federalizma

5. Лавровский Б., Постникова Е. (2005). Трансфертный механизм: преодолен ли кризис? // Вопросы экономики. № 8. С. 84—96. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2005-8-84-96

6. Морковкин Д. Е., Строев П. В., Шапошников А. И. (2019). Финансовая поддержка регионов как инструмент выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации // Финансы: теория и практика. Т. 23, № 4. С. 57—68. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2019-23-4-57-68

7. Тимушев Е. Н. (2024). Распределение федеральных выравнивающих дотаций: оценка последствий основных изменений // Финансовый журнал. Т. 16, № 5. С. 78—96https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-5-78-96


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Лавровский Б.Л., Горюшкина Е.А. Выравнивание бюджетной обеспеченности российских регионов: иллюзия или реальность? Вопросы экономики. 2025;(9):43-61. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2025-9-43-61

For citation:


Lavrovskii B.L., Goryushkina E.A. Equalization of fiscal capacity in Russian regions: Illusion or reality? Voprosy Ekonomiki. 2025;(9):43-61. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2025-9-43-61

Просмотров: 11


ISSN 0042-8736 (Print)