Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Финансирование и качество школьного образования: эконометрический подход

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2013-4-112-129

Полный текст:

Аннотация

В статье исследуется наличие связи между масштабами государственного финансирования и качеством школьного образования посредством регрессионного анализа, на основе статистических данных и по результатам международных тестирований PISA и TIMSS. Авторы приходят к выводу, что на успехи школьников положительно, хотя и слабо, влияет рост заработной платы учителей, измеряемой в абсолютном выражении, и государственных расходов в расчете на одного учащегося. Однако анализ не выявил зависимости достижений школьников от величины государственных расходов на образование в процентах к ВВП, расходов на образование в процентах от общего объема государственных расходов и заработной платы учителей, измеряемой относительно среднего уровня оплаты труда в экономике.

Об авторах

Е. В. Савицкая
НИУ ВШЭ (Москва)
Россия
к.  э.  н., доцент, профессор кафедры экономической теории НИУ ВШЭ (Москва)


Д. Ю. Чертыковцева
НИУ ВШЭ (Москва)
Россия
студентка НИУ ВШЭ (Москва)


Список литературы

1. Агранович М. Л., Ковалева Г. С., Поливанова К. Н., Фатеева А. В. (2009). Российское образование в контексте международных индикаторов, 2009. Аналитический доклад. М.: Сентябрь.

2. Ковалева Г., Кошеленко Н., Краснянская К., Смирнова Е. (2008). Концептуальные подходы к оценке учебных достижений по математике и естествознанию в международном сравнительном исследовании TIMSS. М.: Центр ОКО ИСМО РАО, 2008.

3. Ковалева Г., Красновский Э., Краснокутская Л., Краснянская К. (2001). Изучение знаний и умений учащихся в рамках Международной Программы PISA. Общие подходы. М.: Центр ОКО ИОСО РАО.

4. Ковалева Г., Красновский Э., Краснокутская Л., Краснянская К. (2004a). Результаты международного сравнительного исследования PISA в России // Вопросы образования. № 1. С. 138—180.

5. Ковалева Г., Краснокутская Л., Краснянская К., Логинова О. (2004b). Итоги участия России в международной программе по оценке образовательных достижений (PISA) в 2003 г. // Вопросы образования. № 1. С. 181—189.

6. НИУ ВШЭ (2011). Индикаторы образования 2011: стат. сб. М.: НИУ ВШЭ.

7. Центр ОКО. (2004). Основные результаты международного исследования качества математического и естественно-научного образования TIMSS-2003. Аналитический отчет. М.: Центр ОКО ИСМО РАО, НФПК.

8. Центр ОКО. (2008). Основные результаты международного исследования качества школьного математического и естественно-научного образования TIMSS-2007. Краткий отчет. М.: Центр ОКО ИСМО РАО, 2008.

9. Bishop J. H. (1995). The Impact of Curriculum-Based External Examinations on School Priorities and Student Learning // CAHRS Working Paper. No 95-30.

10. Bishop J. H. (1997). The Effect of National Standards and Curriculum-Based Examinations on Achievement // American Economic Review. Vol. 87, No. 2. P. 260—264.

11. Fuchs T., Woessmann L. (2007). What Accounts for International Differences in Student Performance? A Re-examination Using PISA Data // Empirical Economics. Vol. 32, No 2—3. P. 433—462.

12. Hanushek E., Kimko D. (2000). Schooling, Labor-Force Quality, and the Growth of Nations // American Economic Review. Vol. 90, No 5. P. 1184—1208.

13. Hanushek E., Woessmann L. (2011). The Economics of International Differences in Educational Achievement // Handbook of the Economics of Education. Vol. 3 / E. Hanushek, S. Machin, L. Woessmann (eds.). Amsterdam etc.: Elsevier. P. 89—200.

14. Jurges H., Schneider K. (2004). International Differences in Student Achievement: An Economic Perspective // German Economic Review. Vol. 5, No 3. P. 357—380.

15. Lee J., Barro R. (2001). Schooling Quality in a Cross-Section of Countries // Economica. Vol. 68, No 272. P. 465—488.

16. McEwan P., Marshall J. (2004). Why does Academic Achievement Vary across Countries? Evidence from Cuba and Mexico // Education Economics. Vol. 12, No 3. P. 205—217.

17. OECD (2010). PISA 2009 Results: What Students Know and Can Do. Student Performance in Reading, Mathematics and Science. Vol. I.

18. Reis F., Gheorghiu S.-F. (2011). Population and Social Conditions // Eurostat. Statistics in Focus. Vol. 50.

19. UNESCO (1997). International Standard Classification of Education (ISCED 1997).

20. Vandenberghe V., Robin S. (2004). Evaluating the Effectiveness of Private Education Across Countries: A Comparison of Methods // Labour Economics. Vol. 11, No 4. P. 487—506.

21. Woessmann L. (2003). Schooling Resources, Educational Institutions and Student Performance: International Evidence // Oxford Bulletin of Economics and Statistics. Vol. 65, No 2. P. 117—170.

22. Woessmann L., Luedemann E., Schuetz G., West M. R. (2009). School Accountability, Autonomy, and Choice around the World. Cheltenham: Edward Elgar.

23. Савицкая Е. (2011). Россия и США: качество школьного образования и его финан- сирование // Народное образование. № 10. С. 35—40.


Для цитирования:


Савицкая Е.В., Чертыковцева Д.Ю. Финансирование и качество школьного образования: эконометрический подход. Вопросы экономики. 2013;(4):112-129. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2013-4-112-129

For citation:


Savitskaya E., Chertykovtseva D. Secondary Education Funding and Quality:Econometric Approach. Voprosy Ekonomiki. 2013;(4):112-129. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2013-4-112-129

Просмотров: 17


ISSN 0042-8736 (Print)