Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Измерение институтов в российских регионах: методология, источникиданных, анализ

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2015-2-69-103

Полный текст:

Аннотация

В статье анализируются и сопоставляются различные индексы качества институтов в российских регионах. Сделан вывод, что региональные институты принципиально «многомерны», в связи с чем сравнение регионов с точки зрения институционального климата в целом может оказаться проблематичным. Предложены новые институциональные индикаторы, рассчитанные с использованием данных опроса российских предприятий в проекте BEEPS Европейского банка реконструкции и развития. С помощью новых индикаторов получена типология российских регионов в зависимости от того, в какой степени региональные администрации контролируют политический процесс и экономику подведомственных территорий. Исследована динамика индексов региональных институтов на фоне общероссийских институциональных трендов.

Об авторах

А. Ю. Баранов
НИУ ВШЭ (Москва)
Россия
аналитик Международного центра изучения институтов и развития НИУ ВШЭ (Москва)


Е. С. Малков
НИУ ВШЭ (Москва)
Россия
младший научный сотрудник научно-учебной лаборатории макроэкономического анализа НИУ ВШЭ


Л. И. Полищук
НИУ ВШЭ (Москва)
Россия
к.э.н., проф. факультета экономики, заведующий научно-учебной лабораторией прикладного анализа институтов и социального капитала НИУ ВШЭ


М. Рохлиц
НИУ ВШЭ (Москва)
Россия
доцент департамента социальных наук НИУ ВШЭ


Г. Р. Сюняев
НИУ ВШЭ (Москва); Колумбийский университет (Нью-Йорк, США)
Соединённые Штаты Америки
аспирант департамента политической науки Колумбийского университета (Нью-Йорк, США) и НИУ ВШЭ


Список литературы

1. Зубаревич Н. (2010). Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. М.: Независимый институт социальной политики.

2. Матвеева Н. (2007). Криминологический анализ состояния защищенности предпринимателей от тяжкого насилия в Центральном федеральном округе // Криминальная экономика и организованная преступность / Под ред. А. Долговой. М.: Российская Криминологическая Ассоциация, Нижегородская Академия МВД.

3. Натхов Т., Полищук Л. (2012). Инженеры или юристы? Институты и спрос на высшее образование // Вопросы экономики. № 10. С. 30-51.

4. Петров Н., Титков А. (ред.) (2010). Власть, бизнес, общество в регионах: неправильный треугольник. М: РОССПЭН.

5. Петров Н., Титков А. (2013). Рейтинг демократичности регионов Московского центра Карнеги: 10 лет в строю. М.: Московский Центр Карнеги.

6. Полищук Л. (2008). Нецелевое использование институтов: причины и следствия // Вопросы экономики. № 8. С. 28-44.

7. Сайдуллаев Ф., Смирнов Н. (2010). Мониторинг антикоррупционной деятельности в регионах России. М.: НИСИПП.

8. Сюняев Г., Полищук Л. (2014). Инвестиционный климат и сменяемость власти в российских регионах // Вопросы экономики. № 2. С. 88-117.

9. Acemoglu D., Johnson S. (2005). Unbundling Institutions. Journal of Political Economy, Vol. 113, No. 5, рр. 949-995.

10. Acemoglu D., Johnson S., Robinson J. (2001). The Colonial Origins of Comparative Development: An Empirical Investigation. American Economic Review, Vol. 91, No. 5, рр. 1369-1401.

11. Acemoglu D., Johnson S., Robinson J. (2002). Reversal of Fortune: Geography and Institutions in the Making of the Modern World Income Distribution. Quarterly Journal of Economics, Vol. 117, No. 4, рр. 1231-1294.

12. Acemoglu D., Johnson S., Querubin P., Robinson J. (2008). When Does Policy Reform Work? The Case of Central Bank Independence. Brookings Papers on Economic Activity. Vol. 39, No. 1, рр. 351-429.

13. Acemoglu D., Robinson J. (2012). Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity, and Poverty. N. Y.: Crown Publishers.

14. Aoki M. (2007). Endogenizing Institutions and Institutional Changes. Journal of Institutional Economics, Vol. 3, No. 1, рр. 1-31.

15. Bardhan P. (2002). Decentralization of Governance and Development. Journal of Economic Perspectives, Vol. 16, No. 4, рр. 185-205.

16. Belokurova G. (2012). Business-Related Violence: Evidence from Russia. In: Economy and Crime. Collected Papers for the International Criminological Seminar at the Baltic Institute of International Cooperation and Foreign Languages, St. Petersburg.

17. Belokurova G. (2014). When Does Business Turn Violent? Elections and Business-Related Violence in Russia, 1995-2010. PhD Dissertation. University of Wisconsin-Madison.

18. Blanchard O., Shleifer A. (2001). Federalism With and Without Political Centralization: China Versus Russia. IMF Staff Papers. Vol. 48, No. 4, pp. 171-197.

19. Calì M., Mitra S., Purohit P. (2011). Measuring State-Business Relations Within Developing Countries: An Application to Indian States. Journal of International Development, Vol. 23, No. 3, рр. 394-419.

20. Djankov S., La Porta R., Lopez-de-Silanes F., Shleifer A. (2002). The Regulation of Entry. Quarterly Journal of Economics, Vol. 117, No. 1, рр. 1-37.

21. Dower P., Markevich A. (2014). A History of Resistance to Privatization in Russia. Journal of Comparative Economics, Vol. 42, No. 4, рр. 855-873.

22. Dower P., Malkov E., Polishchuk L., Pyle W. (2014). De Soto Revisited: Land Ownership and Performance of Russian Firms. Paper presented at the XV International Conference on Economic and Social Development, Moscow, Higher School of Economics.

23. Giordano R., Tommasino P. (2011). Public Sector Efficiency and Political Culture. Bank оf Italy. Economic Working Papers, No. 786.

24. Glaeser E., La Porta R., Lopez-de-Silanez F., Shleifer A. (2004). Do Institutions Cause Growth? Journal of Economic Growth. Vol. 9, No. 3, рр. 271-303.

25. Grosfeld I., Rodnyansky A., Zhuravskaya E. (2013). Persistent Antimarket Culture: A Legacy of the Pale of Settlement after the Holocaust. American Economic Journal: Economic Policy, Vol. 5, No. 3, рр. 189-226.

26. Hall J., Sobel R. (2008). Institutions, Entrepreneurship, and Regional Differences in Economic Growth. American Journal of Entrepreneurship, Vol. 1, No. 1, рр. 69-96.

27. Karabegovic A., McMahon F. (2006). Economic Freedom of North America: 2006 Annual Report. Vancouver: The Fraser Institute.

28. Kaufman D., Kraay A., Mastruzzi M. (2011). The Worldwide Governance Indicators: Methodology and Analytical Issues. Hague Journal on the Rule of Law, Vol. 3, No. 2, рр. 220-246.

29. Knack S. (2002). Social Capital and the Quality of Government: Evidence from the States. American Journal of Political Science, Vol. 46, No. 4, рр. 772-785.

30. Kuzmina O., Volchkova N., Zueva T. (2014). Foreign Direct Investments and Governance Quality in Russia. Center for Economic and Financial Research (CEFIR). Working Paper, No. 205.

31. Langbein L., Knack S. (2010). The Worldwide Governance Indicators: Six, One, or None? Journal of Development Studies, Vol. 46, No. 2, рр. 350-370.

32. Libman A., Kozlov V. (2013). Sub-National Variation of Corruption in Russia: What Do We Know About It? REGION: Regional Studies of Russia, Eastern Europe, and Central Asia, Vol. 2, No. 2, рр. 153-180.

33. Menyashev R., Polishchuk L. (2011). Does Social Capital Have Economic Payoff in Russia? Higher School of Economics. Working paper No. WP10/2011/01.

34. Polishchuk L. (2001). Legal Initiatives of Russian Regions: Determinants and Effects. In: Murrell P. (ed.). The Value of Law in Transition Economies. Ann Arbor: University of Michigan Press, pp., 330-368.

35. Polishchuk L. (2013). Institutional Performance. In: Weber S., Alexeev M. V. (eds.). The Oxford Handbook of the Russian Economy. Oxford: Oxford University Press, pp. 189-220.

36. Pyle W. (2011). Organized Business, Political Competition and Property Rights: Evidence from the Russian Federation. Journal of Law, Economics and Organization, Vol. 27, No. 1, рр. 2-31.

37. Qian Y. (2003). How Reform Worked in China? In: Rodrik D. (ed.). In Search of Prosperity. Narratives on Economic Growth. Princeton: Princeton University Press, pp. 297-333

38. Reiss P., Wolak F. (2007). Structural Econometric Modeling: Rationales and Examples from Industrial Organization. In: Heckman J., Leamer E. (eds.). Handbook of Econometrics, Vol. 6a, pp. 4277-4416.

39. Reuter O. J., Robertson G. B. (2012). Subnational Appointments in Authoritarian Regimes: Evidence from Russian Gubernatorial Appointments. Journal of Politics, Vol. 74, No. 4, рр. 1023-1037.

40. Rochlitz M. (2014). Corporate Raiding and the Role of the State in Russia. Post-Soviet Affairs, Vol. 30, No. 2-3, рр. 89-114.

41. Shchetinin O., Zamulin O., Zhuravskaya E., Yakovlev E. (2005). Monitoring the Administrative Barriers to Small Business Development in Russia: 5-th Round. Center for Economic and Financial Research (CEFIR). Policy Paper No. 22.

42. Shleifer A., Vishny R. (1993). Corruption. Quarterly Journal of Economics, Vol. 108, No. 3, рр. 599-617.

43. Snyder R. (2001). Scaling Down: The Subnational Comparative Method. Studies in Comparative International Development. Vol. 36, No. 1, рр. 93-110.

44. Sokoloff K., Engerman S. (2000). Institutions, Factor Endowments, and Paths of Development in the New World. Journal of Economic Perspectives, Vol. 14, No. 3, рр. 217-232.

45. Tabellini G. (2008a). Institutions and Culture. Journal of the European Economic Association, Vol. 6, No. 2-3, рр. 255-294.

46. Tabellini G. (2008b). The Scope of Cooperation: Values and Incentives. Quarterly Journal of Economics, Vol. 123, No. 3, рр. 905-950.

47. Thomas M. (2010). What Do Worldwide Governance Indicators Measure? European Journal of Development Research, Vol. 22, No. 1, рр. 31-54.

48. Treisman D. (2007). What Have We Learned About the Causes of Corruption From Ten Years of Cross-National Empirical Research? Annual Review of Political Science. Vol. 10, рр. 211-244.

49. Voigt S. (2013). How (Not) to Measure Institutions. Journal of Institutional Economics, Vol. 9. No. 1, рр. 1-26.

50. Weingast B. (1995). The Economic Role of Political Institutions: Market-Preserving Federalism and Economic Development. Journal of Law, Economics, & Organization, Vol. 11, No. 1, рр. 1-31.

51. Weingast B. (1997). The Political Foundations of Democracy and the Rule of Law. American Political Science Review, Vol. 91, No. 2, рр. 245-263.

52. World Bank (2014). Doing Business 2015: Going Beyond Efficiency. Washington, DC.

53. Xu Ch. (2011). The Fundamental Institutions of China’s Reforms and Development. Journal fo Economic Literature, Vol. 49, No. 4, рр. 1076-1151.

54. Yakovlev A., Sobolev A., Kazun A. (2014). Means of Production Versus Means of Coercion: Can Russian Business Limit the Violence of a Predatory State? Post- Soviet Affairs, Vol. 30, No. 2-3, рр. 171-194.

55. Yakovlev E., Zhuravskaya E. (2013). The Unequal Enforcement of Liberalization: Evidence from Russia’s Reform of Business Regulation. Journal of the European Economic Association, Vol. 11, No. 4, рр. 808-838.

56. Zhuravskaya E. (2010). Federalism in Russia. In: Aslund A., Guriev S., Kuchins A. (eds.) Russia After the Global Economic Crisis. Peterson Institute for International Economics. Washington, DC, pp. 59-77.


Для цитирования:


Баранов А.Ю., Малков Е.С., Полищук Л.И., Рохлиц М., Сюняев Г.Р. Измерение институтов в российских регионах: методология, источникиданных, анализ. Вопросы экономики. 2015;(2):69-103. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2015-2-69-103

For citation:


Baranov A., Malkov E., Polishchuk L., Rochlitz M., Syunyaev G. Measuring Institutions in russian regions: Methodology, Sources of data, Analysis. Voprosy Ekonomiki. 2015;(2):69-103. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2015-2-69-103

Просмотров: 89


ISSN 0042-8736 (Print)