Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Теория фирмы и стратегический менеджмент

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2013-1-131-146

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются подходы к теории фирмы, которые были разработаны в рамках стратегического менеджмента: теория позиционирования, ресурсный подход, теория динамических способностей, концепция знаний, а также теория открытых инноваций. Автор показывает, как можно интерпретировать основные идеи этих подходов с точки зрения экономической теории фирмы, а также выделяет ряд концепций, которые позволяют расширить и обогатить экономическую теорию фирмы.

Об авторе

М. А. Сторчевой
Высшая школа менеджмента СПбГУ (С.-Петербург)
Россия
старший преподаватель кафедры стратегического и международного менеджмента Высшей школы менеджмента СПбГУ (С.-Петербург)


Список литературы

1. Бухвалов А. В. (2010). Дискуссия о стратегической теории фирмы // Российский журнал менеджмента. Т. 8, № 1. С. 3—4.

2. Бухвалов А. В., Катькало В. С. (2005). Эволюция теории фирмы и ее значение для исследований менеджмента // Российский журнал менеджмента. Т. 3, № 1. С. 75—84.

3. Катькало В. С. (2006). Эволюция теории стратегического управления: монография. СПб.: Издат. дом С.-Петербургского гос. ун-та.

4. Сторчевой М. А. (2006). Некоторые сомнения в концепции динамических способностей // Вестник С.-Петербургского ун-та. Вып. 4. С. 176—183. (Сер. «Менеджмент»).

5. Сторчевой М. А. (2012). Экономическая теория фирмы: систематизация // Вопросы экономики. № 9. С. 41—66.

6. Тамбовцев В. Л. (2010). Стратегическая теория фирмы: состояние и возможное развитие // Российский журнал менеджмента. Т. 8, № 1. С. 5—40.

7. Almeida P., Song J., Grant R. M. (2002). Are Firms Superior to Alliances and Markets? An Empirical Test of Cross-Border Knowledge Building // Organization Science. Vol. 13, No 2. P. 147—161.

8. Ansoff I. (1965). Corporate Strategy: An Analytic Approach to Business Policy for Growth and Expansion. N. Y.: McGraw-Hill. Ansoff I. (1979). Strategic Management. Wiley.

9. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.

10. Barney J. B. (1986). Strategic Factor Markets: Expectations, Luck and Business Strategy // Management Science. Vol. 32, No 10. P. 1231—1241.

11. Barney J. B. (1991). Firm Resources and Sustained Competitive Advantage // Journal of Management. Vol. 17, No 1. P. 99—120.

12. Chandler A. D., Jr. (1962). Strategy and Structure: Chapters in the History of the American Industrial Enterprise. Cambridge, MA: MIT Press.

13. Chesbrough H. W. (2003). Open Innovation: The New Imperative for Creating and Profiting from Technology. Boston, MA: Harvard Business School Press.

14. Chesbrough H. W. (2006). Open Business Models: How to Thrive in the New Innovation Landscape. Boston, MA: Harvard Business School Press.

15. Conner K. R. (1991). A Historical Comparison of Resource-Based Theory and Five Schools of Thought Within Industrial Organization Economics: Do We Have a New Theory of the Firm? // Journal of Management. Vol. 17, No 1. P. 121—154.

16. Dierickx I., Cool K. (1989). Asset Stock Accumulation and Sustainability of Competitive Advantage // Management Science. Vol. 35, No 12. P. 1504—1511.

17. Foss N. (1993). Theories of the Firm: Contractual and Competence Perspectives // Journal of Evolutionary Economics. Vol. 3, No 2. P. 127—144.

18. Foss N. (1999). Research in the Strategic Theory of the Firm: ‘Isolationism’ and ‘Integrationism // Journal of Management Studies. Vol. 36, No 6. P. 725—755.

19. Grant R. M. (1996). Toward a Knowledge-Based Theory of the Firm. // Strategic Management Journal. Vol. 17. Winter Special Issue. P. 109—122.

20. Grant R. M. (2002). The Knowledge-Based View of the Firm // The Strategic Management of Intellectual Capital and Organizational Knowledge / C. W. Choo, N. Bontis (eds.). Oxford: Oxford University Press.

21. Kogut B., Zander U. (1992). Knowledge of the Firm, Combinative Capabilities, and the Replication of Technology // Organization Science. Vol. 3, No 3. P. 383—397.

22. Nelson R., Winter S. (1982). An Evolutionary Theory of Economic Change. Cambridge, MA: Belknap Press of Harvard Univsersity Press.

23. Nonaka I. (1991). The Knowledge-Creating Company // Harvard Business Review. Vol. 69, No 6. P. 96—104.

24. Penrose E. T. (1959). The Theory of the Growth of the Firm. N. Y.: Wiley.

25. Pitelis C. N., Teece D. J. (2009). The (New) Nature and Essence of the Firm // European Management Review. Vol. 6, No 1. P. 5—15.

26. Porter M. E. (1979). How Competitive Forces Shape Strategy // Harvard Business Review. Vol. 57, No 2. P. 137—145.

27. Porter M. E. (1980). Competitive Strategy. N. Y.: Free Press. Porter M. E. (1985). Competitive Advantage. N. Y.: Free Press.

28. Prahalad C. K., Hamel G. (1990). The Core Competence of the Corporation // Harvard Business Review. Vol. 68, No 3. P. 79—91.

29. Rumelt R. P. (1984). Towards a Strategic Theory of the Firm // Competitive Strategic Management / R. Lamb (ed.). Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall. P. 556—570.

30. Teece D J., Pisano G., Shuen A. (1990). Firm Capabilities, Resources, and the Concept of Strategy. Center for Research in Management // CCC Working Paper. No 90-8 / University of California, Berkeley.

31. Wernerfelt B. (1984). The Resource-Based View of the Firm // Strategic Management Journal. Vol. 5, No 2. P. 171—180.

32. Williamson O. E. (1991). Strategizing, Economizing, and Economic Organization // Strategic Management Journal. Vol. 12, No 2 (Special Issue). P. 75—94.


Для цитирования:


Сторчевой М.А. Теория фирмы и стратегический менеджмент. Вопросы экономики. 2013;(1):131-146. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2013-1-131-146

For citation:


Storchevoy M. Theory of the Firm and Strategic Management. Voprosy Ekonomiki. 2013;(1):131-146. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2013-1-131-146

Просмотров: 78


ISSN 0042-8736 (Print)