Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

«Раз, два, три — продано!»: новый взгляд на аукционный крен в регулируемых закупках

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-9-50-75

Аннотация

В статье рассматривается феномен аукционного крена в регулируемых закупках с точки зрения концепции механизмов управления трансакциями. Предложены аргументы в развитие дискуссии о границах целесообразности использования аукционных форм и последствиях их принудительного распространения в закупках государственного сектора. Выявлены причины сохранения аукционного крена на фоне признания такой практики порочной в ряде юрисдикций и ее критики в литературе. С применением аппарата экономической теории трансакционных издержек удалось обнаружить провалы теоретических представлений об эффективности аукционных форм как попытки приблизить механизм координации к рыночному. С помощью эвристических моделей в рамках теории трансакционных издержек продемонстрирован механизм, содействующий устойчивости неэффективной для широкого класса товаров (работ, услуг) практики регулируемых закупок с аукционным креном. 

Об авторе

Л. С. Плеханова
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Плеханова Лидия Сергеевна, м. н. с. кафедры конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ



Список литературы

1. Авдашева С. Б. и др. (2020). Регламентированные закупки в России: как повысить стимулирующую роль расходов бюджетов и регулируемых компаний // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. № 60. С. 28—61.

2. Балаева О. Н., Яковлев А. А., Родионова Ю. Д., Есаулов Д. М. (2018). Трансакционные издержки в сфере госзакупок РФ: оценка на макроуровне на основе микроданных // Журнал институциональных исследований. Т. 10, № 3. С. 58—84. https://doi.org/10.17835/2076-6297.2018.10.3.058-084

3. Бальсевич А. А., Подколзина Е. А. (2014). Причины и последствия низкой конкуренции в государственных закупках в России // Экономический журнал Высшей школы экономики. Т. 18, № 4. С. 563—585.

4. Вольчик В. В., Нечаев А. Д. (2015). Трансакционный анализ сферы государственных закупок. Ростов-на-Дону: Содействие — XXI век.

5. Павлова Н. С., Плеханова Л. С. (2021). Критерии эффективности государственных закупок: неучтенные эффекты // Закон. № 8. С. 41—51. https://doi.org/10.37239/0869-4400-2021-16-8-41-51

6. Павлова Н. С., Шаститко А. Е. (2024). Микрооснования доминирования фундаментализма в экономической политике: есть ли антидот? // Вопросы экономики. № 1. С. 94—114. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-1-94-114

7. Плеханова Л. С., Шпилевая А. Е. (2020). Структурные альтернативы организации закупок на инфраструктурных проектах «Газпрома» // Научные исследования экономического факультета. Т. 12, № 4. С. 88—116. https://doi.org/10.38050/2078-3809-2020-12-4-88-116

8. Плеханова Л. С. (2022). Форма закупки имеет значение // Вопросы экономики. № 10. С. 113—137. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-10-113-137

9. Плеханова Л. С. (2024). Унификация закупок в борьбе за эффективность — проще, быстрее и прозрачнее (ли)? // Закон. № 7. С. 97—104. https://doi.org/10.37239/0869-4400-2024-21-7-97-104

10. Полтерович В. М. (1999). Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы. Т. 35, № 2. С. 3—20.

11. Уильямсон О. Е. (1993). Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // Thesis. № 3. С. 39—49.

12. Уильямсон О. Е. (1996). Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат.

13. Шаститко А. Е. (2010). Новая институциональная экономическая теория. 4-e изд. М.: Теис.

14. Шаститко А. (2016). О методологии институциональных исследований (К 80-летию статьи Рональда Коуза «Природа фирмы») // Вопросы экономики. № 8. С. 96—119. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-8-96-119

15. Шаститко А., Павлова Н. (2017). Антитраст в условиях двусторонней монополии // Вопросы экономики. № 8. С. 75—91. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-8-75-91

16. Шаститко А. Е., Павлова Н. С. (2022). Коузианство против пигувианства: идеи, ценности, перспективы // Вопросы экономики. № 1. С. 23—46. https://doi.org/10.32609/ 0042-8736-2022-1-23-46

17. Яковлев А. А., Ткаченко А. В., Демидова О. А. (2013). Сравнительный анализ эффективности закупочной деятельности государственных организаций сходной сферы деятельности // Вопросы государственного и муниципального управления. № 2. С. 5—38.

18. Asker J., Cantillon E. (2010). Procurement when price and quality matter. Rand Journal of Еconomics, Vol. 41, No. 1, pp. 1—34. https://doi.org/10.1111/j.1756-2171.2009.00088.x

19. Bajari P., McMillan R., Tadelis S. (2009). Auctions versus negotiations in procurement: An empirical analysis. Journal of Law, Economics, & Organization, Vol. 25, No. 2, pp. 372—399. https://doi.org/10.1093/jleo/ewn002

20. Bajari P., Tadelis S. (2001). Incentives versus transaction costs: A theory of procurement contracts. Rand Journal of Economics, Vol. 32, No. 3, pp. 387—407. https://doi.org/10.2307/2696361

21. Bergen M., Dutta S., Walker O. C., Jr. (1992). Agency relationships in marketing: A review of the implications and applications of agency and related theories. Journal of Marketing, Vol. 56, No. 3, pp. 1—24. https://doi.org/10.1177/002224299205600301

22. Camboni R., Corazzini L., Galavotti S., Valbonesi P. (2019). Bidding on price and quality: An experiment on the complexity of scoring auctions. “Marco Fanno” Working Papers, No. 0243. Dipartimento di Scienze Economiche “Marco Fanno”.

23. Coase R. H. (1937). The nature of the firm. Economica, Vol. 4, No. 16, pp. 386—405. https://doi.org/10.1111/j.1468-0335.1937.tb00002.x

24. Commons J. R. (1931). Institutional economics. History of Economic Thought Articles, Vol. 21, pp. 648—657.

25. Fazekas M. (2017). Red tape, bribery and government favouritism: Еvidence from Europe. Crime, Law and Social Change, Vol. 68, No. 4, pp. 403—429. https://doi.org/10.1007/s10611-017-9694-2

26. Fazekas M., Tуth I. J., King L. P. (2013). Anatomy of grand corruption: A composite corruption risk index based on objective data. Corruption Research Center Budapest Working Paper, No. CRCB-WP/2013. https://doi.org/10.2139/ssrn.2331980

27. Goldberg V. P. (1977). Competitive bidding and the production of precontract information. Bell Journal of Economics, Vol. 8, No. 1, pp. 250—261. https://doi.org/10.2307/3003497

28. Klemperer P. (2002). How (not) to run auctions: The European 3G telecom auctions. European Economic Review, Vol. 46, No. 4—5, pp. 829—845. https://doi.org/10.1016/S0014-2921(01)00218-5

29. Koning P., Van De Meerendonk A. (2014). The impact of scoring weights on price and quality outcomes: An application to the procurement of Welfare-to-Work contracts. European Economic Review, Vol. 71, pp. 1—14. https://doi.org/10.1016/j.euroecorev.2014.06.017

30. Künneke R., Groenewegen J., Ménard C. (2010). Aligning modes of organization with technology: Critical transactions in the reform of infrastructures. Journal of Economic Behavior & Organization. Vol. 75, No. 3, article 497. https://doi.org/10.1016/j.jebo.2010.05.009

31. Leffler K. B., Rucker R. R., Munn I. (2007). The choice among sales procedures: Auction vs. negotiated sales of private timber. Unpublished manuscript, Dept. of Agricultural Economics and Economics, Montana State University, Bozeman, MT.

32. Ménard C. (2012). L’économie des organisations. La Découverte. Ménard C. (2022). Hybrids: Where are we? Journal of Institutional Economics, Vol. 18, No. 2, pp. 297—312. https://doi.org/10.1017/S1744137421000230

33. Moszoro M. W., Spiller P. T. (2012). Third-party opportunism and the nature of public contracts. NBER Working Paper, No. w18636. https://doi.org/10.3386/w18636

34. Shastitko A., Ménard C., Pavlova N. (2018). The curse of antitrust facing bilateral monopoly: Is regulation hopeless? Russian Journal of Economics, Vol. 4, No. 2, pp. 175—196. https://doi.org/10.3897/j.ruje.4.27031

35. Silvestrovich K., Tkachenko A., Yakovlev A. (2023). Pro-social rule breaking: Evidence from public procurement. Available at SSRN: https://doi.org/10.2139/ssrn.4316344

36. Simon H. A. (1961 [1947]). Administrative behavior, 2nd ed. New York: Macmillan.

37. Simon H. A. (1978). Rationality as process and as product of thought. American Economic Review, Vol. 68, No. 2, pp. 1—16.

38. Williamson O. E. (1971). The vertical integration of production: Market failure considerations. American Economic Review, Vol. 61, No. 2, pp. 112—123.

39. Williamson O. E. (1975). Markets and hierarchies: Analysis and antitrust implications. New York: Free Press.

40. Williamson O. E. (1985). The economic institutions of capitalism. New York: Free Press—Macmillan.

41. Williamson O. E. (1991). Comparative economic organization: The analysis of discrete structural alternatives. Administrative Science Quarterly, Vol. 36, No. 2, pp. 269—296. https://doi.org/10.2307/2393356

42. Williamson O. E. (1996). The mechanisms of governance. New York: Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/oso/9780195078244.001.0001


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Плеханова Л.С. «Раз, два, три — продано!»: новый взгляд на аукционный крен в регулируемых закупках. Вопросы экономики. 2024;(9):50-75. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-9-50-75

For citation:


Plekhanova L.S. “Going once, going twice, sold!”: A new look at the auction tilt in public procurement. Voprosy Ekonomiki. 2024;(9):50-75. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-9-50-75

Просмотров: 300


ISSN 0042-8736 (Print)