Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Реформа экономического образования или реформа экономических знаний?

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-8-127-139

Аннотация

Отмечено, что в дискуссии отсутствует обсуждение такого феномена, как возможное наличие у учащихся убеждений, соответствующих народной экономической теории, которые могут препятствовать принятию положений и принципов экономической науки. Показано, что при анализе возможностей более широкого использования в преподавании положений гетеродоксальных экономических теорий целесообразно учитывать особенности определения их предметов, которые приводят к включению в поиски научных решений «нехороших проблем», по определению не имеющих научного решения. Предложена структура вводного курса, позволяющая характеризовать черты реальной экономики, на отсутствие которых в стандартных вводных курсах указывают многие исследователи как в отечественной, так и в мировой литературе.

Об авторе

В. Л. Тамбовцев
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Тамбовцев Виталий Леонидович - д. э. н., проф., гл. н. с. лаборатории институционального анализа экономического факультета МГУ.

Москва



Список литературы

1. Аузан А. А., Мальцев А. А., Курдин А. А. (2023). Российское экономическое образование: образ ближайшего будущего // Вопросы экономики. № 10. С. 5—26. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-10-5-26

2. Бузгалин А. В., Колганов А. И. (2023). Экономическое образование: качественное обновление необходимо и возможно // Вопросы экономики. № 11. C. 141—160. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-11-141-160

3. Капогузов Е. А. (2016). Дискретные институциональные альтернативы реформ государственного управления в странах с развитой и развивающейся институциональной средой // Журнал институциональных исследований. Т. 8, № 3. С. 102—115. https://doi.org/10.17835/2076-6297.2016.8.3.102-115

4. Тамбовцев В. Л. (2011). Типы экономических действий // Общественные науки и современность. № 1. С. 126—138.

5. Тамбовцев В. Л., Рождественская И. А. (2022). Экономическая теория в составе научных оснований государственного управления // Terra Economicus. Т. 20, № 2. С. 6—20. https://doi.org/10.18522/2073-6606-2022-20-2-6-20

6. Тамбовцев В. Л., Рождественская И. А. (2023a). Как улучшать предоставление публичных услуг: взгляд экономистов // Управленец. Т. 14, № 4. С. 2—14. https://doi.org/10.29141/2218-5003-2023-14-4-1

7. Тамбовцев В. Л., Рождественская И. А. (2023b). Концепция со-производства публичных услуг: создание базового условия развития сектора или поиски под фонарем? // Terra Economicus. Т. 21, № 1. С. 19—31. https://doi.org/10.18522/2073-6606-2023-21-1-19-31

8. Шаститко А. Е. (2024). Экономическое образование как зеркало внутридисциплинарного дискурса // Вопросы экономики. № 1. С. 137—153. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-1-137-153

9. Barnes J. H. (1984). Cognitive biases and their impact on strategic planning. Strategic Management Journal, Vol. 5, No. 2, pp. 129—137. https://doi.org/10.1002/smj.4250050204

10. Becker G. S. (1962). Irrational behavior and economic theory. Journal of Political Economy, Vol. 70, No. 1, pp. 1—13. https://doi.org/10.1086/258584

11. Becker G. S. (1976). The economic approach to human behavior. In: G. S. Becker. The economic approach to human behavior. Chicago: University of Chicago Press, pp. 3—14. https://doi.org/10.7208/chicago/9780226217062.001.0001

12. Boyer P., Petersen M. (2018). Folk-economic beliefs: An evolutionary cognitive model. Behavioral and Brain Sciences, Vol. 41, article e158. https://doi.org/10.1017/S0140525X17001960

13. Caballero G., Soto-Oсate D. (2015). The diversity and rapprochement of theories of institutional change: Original institutionalism and new institutional economics. Journal of Economic Issues, Vol. 49, No. 4, pp. 947—977. https://doi.org/10.1080/00213624.2015.1105021

14. Calude C. S., Longo G. (2017). The deluge of spurious correlations in big data. Foundations of Science, Vol. 22, No. 3, pp. 595—612. https://doi.org/10.1007/s10699-016-9489-4

15. Chetty R., Friedman J. N., Stepner M. (2020). The economic impacts of COVID-19: Evidence from a new public database built using private sector data. NBER Working Paper, No. 27431. https://doi.org/10.3386/w27431

16. Chwe M. S.-Y. (1990). Why were workers whipped? Pain in a principal—agent model. Economic Journal, Vol. 100, No. 403, pp. 1109—1121. https://doi.org/10.2307/2233961

17. Coveney P. V., Dougherty E. R., Highfield R. R. (2016). Big data need big theory too. Philosophical Transactions of the Royal Society. Series A, Vol. 374, No. 2080, article 20160153. https://doi.org/10.1098/rsta.2016.0153

18. Dugger W. M. (1996). Redefining economics: From market allocation to social provisioning. In: C. J. Whalen, H. P. Minsky (eds.). Political economy for the 21st century. New York: Routledge, рр. 31—43.

19. Garnett R. F. (2009). Teaching pluralism in economics. Eastern Economic Journal, Vol. 35, No. 3, pp. 419—421. https://doi.org/10.1057/eej.2008.56

20. Gigerenzer G. (1991). How to make cognitive illusions disappear: Beyond “heuristics and biases”. European Review of Social Psychology, Vol. 2, No. 1, pp. 83—115. https://doi.org/10.1080/14792779143000033

21. Gulati R., Nohria N., Zaheer A. (2000). Strategic networks. Strategic Management Journal, Vol. 21, No. 3, pp. 203—215. https://doi.org/10.1002/(SICI)1097-0266(200003)21:3%3C203::AID-SMJ102%3E3.0.CO;2-K

22. Hamilton D. (1953). Veblen and Commons: A case of theoretical convergence. Southwestern Social Science Quarterly, Vol. 34, No. 2, pp. 43—50.

23. Holmstrom B., Milgrom P. (1991). Multitask principal—agent analyses: Incentive contracts, asset ownership, and job design. Journal of Law, Economics, & Organization, Vol. 7, Special Issue, pp. 24—52. https://doi.org/10.1093/jleo/7.special_issue.24

24. Jo T.-H., Todorova Z. (2017). Social provisioning process: A heterodox view of the economy. In: T.-H. Jo, L. Chester, C. D’Ippoliti (eds.). The Routledge handbook of heterodox economics: Theorizing, analyzing, and transforming capitalism. London and New York: Routledge, рр. 29—40. https://doi.org/10.4324/9781315707587-2

25. Keil F. C. (2003). Folkscience: Coarse interpretations of a complex reality. Trends in Cognitive Sciences, Vol. 7, No. 8, pp. 368—373. https://doi.org/10.1016/S1364-6613(03)00158-X

26. Kešeljevič A. (2023). What kind of pluralism do we need in economics? Intelektinė Ekonomika, No. 2, pp. 240—259.

27. Macaulay S. (1963). Non-contractual relations in business: A preliminary study. American Sociological Review, Vol. 28, No. 1, pp. 55—67. https://doi.org/10.2307/2090458

28. Mearman A., Wakeley T., Shoib G., Webber D. (2011). Does pluralism in economics education make better educated, happier students? A qualitative analysis. International Review of Economics Education, Vol. 10, No. 2, pp. 50—62. https://doi.org/10.1016/S1477-3880(15)30029-3

29. Miller T. (2019). Explanation in artificial intelligence: Insights from the social sciences. Artificial Intelligence, Vol. 267, pp. 1—38. https://doi.org/10.1016/j.artint.2018.07.007

30. Nickerson R. S. (1998). Confirmation bias: A ubiquitous phenomenon in many guises. Review of General Psychology, Vol. 2, No. 2, pp. 175—220. https://doi.org/10.1037/1089-2680.2.2.175

31. Pühringer S., Bäuerle L. (2019). What economics education is missing: The real world. International Journal of Social Economics, Vol. 46, No. 8, pp. 977—991. https://doi.org/10.1108/IJSE-04-2018-0221

32. Rittel H. W. J., Webber M. M. (1973). Dilemmas in a general theory of planning. Policy Sciences, Vol. 4, No. 2, рр. 155—169. https://doi.org/10.1007/BF01405730

33. Rubin P. H. (2003). Folk economics. Southern Economic Journal, Vol. 70, No. 1, pp. 157—171. https://doi.org/10.1002/j.2325-8012.2003.tb00561.x

34. Schleppegrell M. J. (2013). The role of metalanguage in supporting academic language development. Language Learning, Vol. 63, Suppl. 1, pp. 153—170. https://doi.org/10.1111/j.1467-9922.2012.00742.x

35. Simon H. A. (1991). Organizations and markets. Journal of Economic Perspectives, Vol. 5, No. 2, pp. 25—44. https://doi.org/10.1257/jep.5.2.25

36. Turk-Browne N. B., Junge J. A., Scholl B. J. (2005). The automaticity of visual statistical learning. Journal of Experimental Psychology: General, Vol. 134, No. 4, pp. 552—564. https://doi.org/10.1037/0096-3445.134.4.552

37. Tversky A., Kahneman D. (1974). Judgment under uncertainty: Heuristics and biases: Biases in judgments reveal some heuristics of thinking under uncertainty. Science, Vol. 185, No. 4157, pp. 1124—1131. https://doi.org/10.1126/science.185.4157.1124

38. van Besouw B., Ansink E., van Bavel B. (2016). The economics of violence in natural states. Journal of Economic Behavior & Organization, Vol. 132, pр. 139—156. https://doi.org/10.1016/j.jebo.2016.10.009

39. Williamson M. R., Wearing A. J. (1996). Lay people’s cognitive models of the economy. Journal of Economic Psychology, Vol. 17, No. 1, pp. 3—38. https://doi.org/10.1016/0167-4870(95)00033-X

40. Yampolskiy R. (2020). Unexplainability and incomprehensibility of AI. Journal of Artificial Intelligence and Consciousness, Vol. 7, No. 2, рр. 277—291. https://doi.org/10.1142/S2705078520500150


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Тамбовцев В.Л. Реформа экономического образования или реформа экономических знаний? Вопросы экономики. 2024;(8):127-139. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-8-127-139

For citation:


Tambovtsev V.L. Reform of economic education or reform of economic knowledge? Voprosy Ekonomiki. 2024;(8):127-139. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-8-127-139

Просмотров: 434


ISSN 0042-8736 (Print)