Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Фискальные мультипликаторы и уровень доходного неравенства (на примере стран ОЭСР, России и Китая)

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-4-111-126

Аннотация

Оценивается влияние фискальных мультипликаторов на уровень доходного неравенства в 38 странах на основании данных за период 2007—2022 гг. с целью выявить причинно-следственные связи между потенциалом методов государственного финансового регулирования и показателями доходного неравенства в контексте достижения устойчивого экономического роста. Оцениваются фискальные мультипликаторы относительно показателя ВВП, полученные данные используются для объяснения уровня доходного неравенства по широкой выборке стран. По результатам исследования сделаны следующие выводы. Средний уровень неравенства по богатству оказывает прямое влияние на уровень посленалогового доходного неравенства, следовательно, для сокращения уровня доходного неравенства нужны меры регулирования других видов неравенства, в частности в распределении богатства. Эффективность государственной политики оказывает обратное влияние на уровень посленалогового доходного неравенства, поэтому высокая доля теневой экономики, неэффективные налоговое администрирование и перераспределительная функция государственных финансов обусловливают высокий уровень доходного неравенства. Бюджетные инструменты контроля и преодоления бедности, адресность и эффективность бюджетных расходов могут изменить уровень доходного неравенства.

Об авторе

М. Л. Дорофеев
https://orcid.org/0000-0002-2829-9900
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Дорофеев Михаил Львович - к. э. н., доцент кафедры общественных финансов Финуниверситета.

Москва



Список литературы

1. Власов С. А., Пономаренко А. А. (2010). Роль бюджетной политики в условиях финансово-экономического кризиса // Журнал Новой экономической ассоциации. № 7. С. 111—133.

2. Власов С. А., Дерюгина Е. Б. (2018). Фискальные мультипликаторы в России // Журнал Новой экономической ассоциации. № 2. С. 104—119. https://doi.org/10.31737/2221-2264-2018-38-2-5

3. Дорофеев М. Л. (2022a). Классификация методов и инструментов государственного финансового регулирования социально-экономического неравенства домохозяйств // Вестник университета. № 5. С. 193—202. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-5-193-202

4. Дорофеев М. Л. (2022b). Современная концепция регулирования социально-экономического неравенства домохозяйств // Вестник Томского государственного университета. Экономика. № 57. С. 45—60. https://doi.org/10.17223/19988648/57/4

5. Дробышевский С., Назаров П. (2013). Теоретические аспекты оценки бюджетного мультипликатора в РФ. Available at SSRN: https://doi.org/10.2139/ssrn.2341347

6. Зяблицкий И. Е. (2020). Оценка фискальных мультипликаторов в российской экономике // Экономический журнал ВШЭ. Т. 24, № 2. С. 268—294https://doi.org/10.17323/1813-8691-2020-24-2-268-294

7. Капелюшников Р. (2017). Неравенство: как не примитивизировать проблему // Вопросы экономики. № 4. С. 117—139. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-4-117-139

8. Капелюшников Р. И. (2020). Команда Т. Пикетти о неравенстве в России: коллекция статистических артефактов // Вопросы экономики. № 4. С. 67—106. [https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-4-67-106

9. Масгрейв Р. А., Масгрейв П. Б. (2009). Государственные финансы: теория и практика. М.: Бизнес Атлас.

10. Остапенко В. М. (2014). Бюджетные мультипликаторы: теория и эмпирические оценки // Экономика и предпринимательство. № 5-2. С. 127—134.

11. Фрумина С. В. (2023). Демографические факторы и их влияние на развитие пенсионной системы России // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. Т. 20, № 2. С. 101—108. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2023-2-101-108

12. Baxter M., King R.G. (1993). Fiscal policy in general equilibrium. American Economic Review, Vol. 83, No. 3, pp. 315—334.

13. Blanchard O., Perotti R. (2002). An empirical characterization of the dynamic effects of changes in government spending and taxes on output. Quarterly Journal of Economics, Vol. 117, No. 4, pp. 1329—1368. https://doi.org/10.1162/003355302320935043

14. Boiciuc I. (2015). The effects of fiscal policy shocks in Romania. A SVAR approach. Procedia Economics and Finance, Vol. 32, pp. 1131—1139. https://doi.org/10.1016/S2212-5671(15)01578-6

15. Born B., Juessen F., Muller G. (2013). Exchange rate regimes and fiscal multipliers. Journal of Economic Dynamics & Control, Vol. 37, pp. 446—465. https://doi.org/10.1016/j.jedc.2012.09.014

16. Brinca P., Holter H. A., Krusell P., Malafry L. (2016). Fiscal multipliers in the 21st century. Journal of Monetary Economics, Vol. 77, pp. 53—69. https://doi.org/10.1016/j.jmoneco.2015.09.005

17. Davig T., Leeper E. M. (2011). Monetary-fiscal policy interactions and fiscal stimulus. European Economic Review, Vol. 55, No. 2, pp. 211—227. https://doi.org/10.1016/j.euroecorev.2010.04.004

18. DeLong J. B., Summers L. H. (2012). Fiscal policy in a depressed economy. Brookings Papers on Economic Activity, Vol. 2012, No. 1 pp. 233—274. https://doi.org/10.1353/eca.2012.0000

19. Dorofeev M. L. (2022). Interrelations between income inequality and sustainable economic growth: Contradictions of empirical research and new results. Economies, Vol. 10, No. 2, article 44. https://doi.org/10.3390/economies10020044

20. Eichenbaum M., Fisher J. (2005). Fiscal policy in the aftermath of 9/11. Journal of Money, Credit and Banking, Vol. 37, No. 1, pp. 1—22. https://doi.org/10.1353/mcb.2005.0005

21. Franco B. D. Q. (2015). The role of income inequality on fiscal multipliers. Master Thesis, Nova School of Business & Economics. Available at: https://run.unl.pt/ handle/10362/15081

22. Garrido N., Morales J. (2023). An analysis of the effect of fiscal expenditure on the income distribution of Chilean households. Economic Structures, Vol. 12, article 8. https://doi.org/10.1186/s40008-023-00302-1

23. Galí J., López-Salido D. J., Vallés J. (2007). Understanding the effects of government spending on consumption. Journal of the European Economic Association, Vol. 5, No. 1, pp. 227—270. https://doi.org/10.1162/JEEA.2007.5.1.227

24. Gunasinghe C., Selvanathan E. A., Naranpanawa A., Forster J. (2019). The impact of fiscal shocks on real GDP and income inequality: What does Australian data say? Journal of Policy Modeling, Vol. 42, No. 2, pp. 250—270. https://doi.org/10.1016/j.jpolmod.2019.06.007

25. Ilzetzki E. (2011). Fiscal policy and debt dynamics in developing countries. World Bank Policy Research Working Paper, No. WPS 5666. https://doi.org/10.1596/18139450-5666

26. Ilzetzki E., Mendoza E. G., Végh C.A. (2013). How big (small?) are fiscal multipliers? Journal of Monetary Economics, Vol. 60, No. 2, pp. 239—254. https://doi.org/10.1016/j.jmoneco.2012.10.011

27. IMF (2012). Fiscal monitor 2012: Balancing fiscal policy risks. Washington, DC. IMF (2024a). Detailed revenue breakdown (COFOG). https://data.imf.org/regular.aspx?key=60991467

28. IMF (2024b). Functional expenditures (COFOG). https://data.imf.org/regular.aspx?key=61037799

29. Lange A., Dalheimer B., Herwartz H., Maxand S. (2021). Svars: An R package for data-driven identification in multivariate time series analysis. Journal of Statistical Software, Vol. 97, No. 5, pp. 1—34. https://doi.org/10.18637/jss.v097.i05

30. Leeper E. M., Walker T. B., Yang S.-C. S. (2010). Government investment and fiscal stimulus. Journal of Monetary Economics, Vol. 57, No. 8, pp. 1000—1012. https://doi.org/10.1016/j.jmoneco.2010.09.002

31. OECD (2024). Government at a glance — 2023 edition. https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=GOV_2023#

32. Palagi E., Napoletano M., Roventini A., Gaffard J.-L. (2017). Inequality, redistributive policies and multiplier dynamics in an agent-based model with credit rationing. Italian Economic Journal, Vol. 3, No. 3, pp. 367—387. https://doi.org/10.1007/s40797-017-0055-1

33. Pappa E. (2009). The effects of fiscal expansions: An international comparison. Barcelona GSE Working Paper, No. 409.

34. Ramey V. A. (2011). Identifying government spending shocks: It’s all in the timing. Quarterly Journal of Economics, Vol. 126, No. 1, pp. 1—50. https://doi.org/10.1093/qje/qjq008

35. Ramey V. A., Shapiro M. D. (1998). Costly capital reallocation and the effects of government spending. Carnegie-Rochester Conference Series on Public Policy, Vol. 48, pp. 145—194. https://doi.org/10.1016/S0167-2231(98)00020-7

36. Sims E., Wolff J. (2013). The output and welfare effects of fiscal shocks over the business cycle. NBER Working Paper, No. 19749. https://doi.org/10.3386/w19749

37. Tyurina Y., Frumina S., Demidova S., Kairbekuly A., Kakaulina M. (2023). Estimation of tax expenditures stimulating the energy sector development and the use of alternative energy sources in OECD сountries. Energies, Vol. 16, No. 6, article. 2652. https://doi.org/10.3390/en16062652

38. Zubairy S. (2014). On fiscal multipliers: estimates from a medium-scale DSGE model. International Economic Review, Vol. 55, No. 1, pp. 169—195. https://doi.org/10.1111/iere.12045

39. WID (2024). World inequality database. https://wid.world

40. World Bank (2024). World Bank database. https://data.worldbank.org/indicator


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Дорофеев М.Л. Фискальные мультипликаторы и уровень доходного неравенства (на примере стран ОЭСР, России и Китая). Вопросы экономики. 2024;(4):111-126. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-4-111-126

For citation:


Dorofeev M.L. Fiscal multipliers and income inequality (The case of OECD countries, Russia and China). Voprosy Ekonomiki. 2024;(4):111-126. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-4-111-126

Просмотров: 580


ISSN 0042-8736 (Print)