

Пониженная ставка НДС в России: отменять нельзя применять
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-8-50-67
Аннотация
Проанализирован характер НДС в России в контексте проблемы неравенства на основании данных РМЭЗ и Росстата. Полученные оценки эластичности НДС-нагрузки по доходам, а также коэффициенты Каквани и Масгрейва показывают, что характер НДС в России в целом более благоприятный, чем в странах ОЭСР. По отношению к доходам НДС в России слабо регрессивный, по отношению к расходам его нельзя признать регрессивным. Проведенный анализ показал, что льготная ставка НДС играет заметную выравнивающую роль. Впервые на микроданных по России оцениваются последствия замены льготной ставки прямой адресной субсидией. Результаты показывают, что такая реформа не решает проблему неравенства, поскольку сравнительно небольшой выигрыш самых бедных домохозяйств обеспечивается за счет небогатых домохозяйств из второго—четвертого децилей, а не за счет наиболее обеспеченных.
Об авторах
Е. А. ЛеоновИнститут экономической политики имени Е.Т. Гайдара; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия
Леонов Елисей Александрович - н. с. Института Гайдара; с. н. с. лаборатории исследований бюджетной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС.
Москва
ResearcherID V-7060-2018
С. Г. Белев
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия
Белев Сергей Геннадьевич - к. э. н., доцент кафедры прикладной институциональной экономики экономического факультета МГУ; с. н. с. лаборатории исследований бюджетной политики ИПЭИ РАНХиГС.
Москва
Список литературы
1. Белев С. Г., Векерле К. В. (2018). Анализ эффективности налоговых расходов в России на примере имущественного налогового вычета и льготной ставки НДС // Ars Administrandi (Искусство управления). Т. 10, № 4. С. 610—630. https://doi.org/10.17072/2218-9173-2018-4-610-630
2. Капелюшников Р. И. (2019). Экономическое неравенство — вселенское зло? // Вопросы экономики. № 4. С. 91—106. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-4-91-106
3. Лыкова Л. Н. (2013). Возможность возврата к прогрессивному подоходному налогообложению физических лиц в России // Вестник Института экономики РАН. № 6. С. 32—51.
4. Ордынская Е. В., Черковец М. В. (2021). К вопросу о фискальной нагрузке различных доходных групп населения // Проблемы прогнозирования. № 6. С. 20—30. https://doi.org/10.47711/0868-6351-189-20-30
5. Соколов И., Малинина Т. (2017). Налоговые льготы: как измерить их эффективность? // Экономическое развитие России. № 10. С. 53—59.
6. Alavuotunki K., Haapanen M., Pirttilä J. (2019). The effects of the value-added tax on revenue and inequality. Journal of Development Studies, Vol. 55, No. 4, pp. 490—508. https://doi.org/10.1080/00220388.2017.1400015
7. Atkinson A. B., Stiglitz J. E. (1976). The design of tax structure: Direct versus indirect taxation. Journal of Public Economics, No. 6, pp. 55—75. https://doi.org/10.1016/0047-2727(76)90041-4
8. Blasco J., Guillaud E., Zemmour M. (2023). The inequality impact of consumption taxes: An international comparison. Journal of Public Economics, Vol. 222, article 104897. https://doi.org/10.1016/j.jpubeco.2023.104897
9. Boadway R., Cuff K. (2022). A generalization of the Deaton—Hellwig results on uniform commodity taxation. Journal of Public Economics, Vol. 214, article 104731. https://doi.org/10.1016/j.jpubeco.2022.104731
10. Boadway R., Song Z. (2016). Indirect taxes for redistribution: Should necessity goods be favored? Research in Economics, Vol. 70, No. 1, pp. 64—88. https://doi.org/10.1016/j.rie.2015.06.002
11. Borowiecki K. J., Navarrete T. (2018). Fiscal and economic aspects of book consumption in the European Union. Journal of Cultural Economics, No. 42, рр. 309—339. https://doi.org/10.1007/s10824-017-9307-z
12. Caspersen E., Metcalf G. E. (1994). Is a value added tax regressive? Annual versus lifetime incidence measures. National Tax Journal, Vol. 47, pp. 731—746. https://doi.org/10.1086/NTJ41789105
13. Davis E. H., Kay J. A. (1985). Extending the VAT base: Problems and possibilities. Fiscal Studies, Vol. 6, No. 1, pp. 1-16. https://doi.org/10.1111/j.1475-5890.1985.tb00396.x
14. Deaton A. (1979). Optimally uniform commodity taxes. Economics Letters, Vol. 2, No. 4, pp. 357—361. https://doi.org/10.1016/0165-1765(79)90050-8
15. Decoster A., Loughrey J., O’Donoghue C., Verwerft D. (2010). How regressive are indirect taxes? A microsimulation analysis for five European countries. Journal of Policy Analysis and Management, Vol. 29, No. 2, рр. 326—350. https://doi.org/10.1002/pam.20494
16. Fleurbaey M. (2006). Is commodity taxation unfair? Journal of Public Economics, Vol. 90, No. 10-11, pp. 1765—1787. https://doi.org/10.1016/j.jpubeco.2006.06.001
17. Gaarder I. (2019). Incidence and distributional effects of value added taxes. Economic Journal, Vol. 129, No. 618, pp. 853—876. https://doi.org/10.1111/ecoj.12576
18. Kakwani N. C. (1977). Measurement of tax progressivity: An international comparison. Economic Journal, Vol. 87, No. 345, pp. 71—80. https://doi.org/10.2307/2231833
19. Kaplow L. (2006). On the undesirability of commodity taxation even when income taxation is not optimal. Journal of Public Economics, Vol. 90, No. 6—7, pp. 1235—1250. https://doi.org/10.1016/j.jpubeco.2005.07.001
20. Liberati P. (2001). The distributional effects of indirect tax changes in Italy. International Tax and Public Finance, Vol. 8, pp. 27—51. https://doi.org/10.1023/A:1008789432330
21. Mankiw N. G., Weinzierl M., Yagan D. (2009). Optimal taxation in theory and practice. Journal of Economic Perspectives, Vol. 23, No. 4, pp. 147—174. https://doi.org/10.1257/jep.23.4.147
22. Musgrave R. A., Musgrave P. B. (1989). Public finance in theory and practice. 5th ed. New York: McGraw-Hill Book Co
23. van Oordt M. (2018). Zero rating versus cash transfers under the VAT. Fiscal Studies, Vol. 39, No. 3, pр. 489—515. https://doi.org/10.1111/1475-5890.12168
24. Politi R. B., Mattos E. (2011). Ad-valorem tax incidence and after-tax price adjustments: Evidence from Brazilian basic basket food. Canadian Journal of Economics, Vol. 44, No. 4, pp. 1438—1470. https://doi.org/10.1111/j.1540-5982.2011.01680.x
25. Suits D. B. (1977). Measurement of tax progressivity. American Economic Review, Vol. 67, No. 4, pp. 747—752.
26. Thomas A. (2021). Reassessing the regressivity of the VAT. Fiscal Studies, Vol. 43, No. 1, pр. 23—38. https://doi.org/10.1111/1475-5890.12290
27. Tyson J. (2014). Reforming tax expenditures in Italy: What, why, and how? IMF Working Paper, No. WP/14/7. https://doi.org/10.5089/9781484370773.001
28. Villela L., Lemgruber A., Jorratt M. (2010) Tax expenditure budgets concepts and challenges for implementation. IDB Working Paper Series, No. IDBWP-131en. Inter-American Development Bank.
29. Warwick R., Harris T., Phillips D., Goldman M., Jellema J., Inchauste G., Goraus-Tańska K. (2022). The redistributive power of cash transfers vs VAT exemptions: A multi-country study. World Development, Vol. 151, article 105742. https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2021.105742
30. Xisco O., Encabo I., Padilha G., Piccoli L. (2022). Reducing the regressivity of indirect taxation in Brazil through a personalized value-added tax. Journal of Policy Modeling, Vol. 44, No. 5, pp. 903—919. https://doi.org/10.1016/j.jpolmod.2022.09.002
31. Zandvakili S. (1992). The distributional implications of the tax changes in the 1980s. Jerome Levy Economics Institute Working Paper, No. 70. https://doi.org/10.2139/ssrn.161588
32. Zu Y. (2017). Reforming VAT сoncessions: A tax expenditure analysis. British Tax Review, No. 4, pp. 418—437.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Леонов Е.А., Белев С.Г. Пониженная ставка НДС в России: отменять нельзя применять. Вопросы экономики. 2024;(8):50-67. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-8-50-67
For citation:
Leonov E.A., Belev S.G. Lower VAT rate in Russia: Abrogate or apply. Voprosy Ekonomiki. 2024;(8):50-67. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-8-50-67