

Методология нарративного анализа в экономике: случай предпринимательских сетей
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-7-81-99
Аннотация
Представлены теоретические и эмпирические свидетельства того, что нарративный анализ в экономике не является составной частью качественных исследований и совместим с методологией количественных исследований. Развитие методов сбора и обработки данных является одним из значимых направлений как эмпирических, так и теоретических исследований в экономической науке. Особую важность этому направлению придает последовательное расширение учета социальных факторов в изучении процессов принятия решений на микро- и макроуровне. Нарративная экономическая теория, возникшая и развивающаяся в последнее десятилетие, является составной частью этого направления. Предложена и обоснована методика эмпирического анализа нарративов, рассматриваемых как источники количественной информации, которая используется при принятии решений. Это отличает ее от методов нарративного анализа, применяемого в качественных исследованиях в социальных науках, хотя в литературе они не всегда разграничиваются. Методика предполагает поиск частоты встречаемости различных словосочетаний в интернете с анализом интервью, что существенно сокращает время и усилия, необходимые для поиска и анализа информации о социальных факторах. Методика опробована на примере анализа нарративов, характеризующих персональные предпринимательские сети, какая-либо статистическая информация о которых не собирается, хотя сами сети играют важную роль в формировании новых малых предприятий. Результаты анализа показывают, что методика позволяет получать полезные количественные данные о такого рода объектах экономического исследования.
Ключевые слова
JEL: C00, C80, L26
Об авторах
В. Л. ТамбовцевРоссия
Тамбовцев Виталий Леонидович – доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории институционального анализа экономического факультета МГУ.
Москва
Е. В. Бузулукова
Россия
Бузулукова Екатерина Валерьевна - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник лаборатории институционального анализа экономического факультета МГУ.
Москва
Л. А. Валитова
Россия
Валитова Лилия Аскаровна - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник лаборатории институционального анализа экономического факультета МГУ.
Москва
Ц. Дэн
Китай
Дэн Цзюньчжи - аспирант кафедры маркетинга экономического факультета МГУ.
Москва
Д. А. Ситкевич
Россия
Ситкевич Даниил Андреевич – кандидат экономических наук, научный сотрудник Центра региональных исследований и урбанистики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС; научный сотрудник лаборатории институционального анализа экономического факультета МГУ.
Москва
А. М. Турабаева
Россия
Турабаева Айжана Маратовна - аспирант кафедры прикладной институциональной экономики экономического факультета МГУ.
Москва
Список литературы
1. Вольчик В. В. (2022). К вопросу о теории и методологии нарративной экономики // Вопросы теоретической экономики. № 3. С. 31—46. https://doi.org/10.52342/2587-7666VTE_2022_3_31_46
2. Машегов П. Н., Зайцев А. Г., Зенченко С. В. (2020). Инновационный нарратив как основа развития экономических систем // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. № 6. С. 125—132. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2020.6.16
3. Яковлева К. (2018). Оценка экономической активности на основе текстового анализа // Деньги и кредит. Т. 77, № 4. С. 26—41. https://doi.org/10.31477/rjmf.201804.26
4. Akerlof G. A., Shiller R. J. (2010). Animal spirits: How human psychology drives the economy, and why it matters for global capitalism. Princeton: Princeton University Press. https://doi.org/10.2307/j.ctv36mk90z
5. Akerlof G. A., Snower D. J. (2016). Bread and bullets. Journal of Economic Behavior & Organization, Vol. 126B, pp. 58—71. https://doi.org/10.1016/j.jebo.2015.10.021
6. Anderson A. R., Jack S. L., Dodd S. (2005). The role of family members in entrepreneurial networks: Beyond the boundaries of the family firm. Family Business Review, Vol. 18, No. 2, pp. 135—154. https://doi.org/10.1111/j.1741-6248.2005.00037.x
7. Anderson J. R. (1991). The adaptive nature of human categorization. Psychological Review, Vol. 98, No. 3, pp. 409—429. https://doi.org/10.1037/0033-295X.98.3.409
8. Bargh J. A., Huang J. Y. (2014). The evolutionary unconscious: From ‘selfish genes’ to ‘selfish goals’. In: J. P. Forgas, E. Harmon-Jones (еds.). Sydney symposium of social psychology. Motivation and its regulation: The control within. New York: Psychology Press, рp. 35—54.
9. Boring E. G. (1945). The use of operational definitions in science. Psychological Review, Vol. 52, No. 5, pp. 243—245. https://doi.org/10.1037/h0054934
10. Boulding K. E. (1969). Economics as a moral science. American Economic Review, Vol. 59, No. 1, pp. 1—12.
11. Bratkovič Kregar T., Antončič B. (2016). The relationship between the entrepreneur’s personal network multiplexity and firm growth. Economic Research/Ekonomska Istraživanja, Vol. 29, No. 1, pp. 1126—1135. https://doi.org/10.1080/1331677X.2016.1211947
12. Bryman A. (1984). The debate about quantitative and qualitative research: A question of method or epistemology? British Journal of Sociology, Vol. 35, No. 1, pp. 78—92. https://doi.org/10.2307/590553
13. Collier P. (2016). The cultural foundations of economic failure: A conceptual toolkit. Journal of Economic Behavior & Organization, Vol. 126B, pp. 5—24. https://doi.org/10.1016/j.jebo.2015.10.017
14. Czarniawska B. (2004). Narratives in social science research. Introducing qualitative methods. London: Sage Publications. https://doi.org/10.4135/9781849209502
15. Dew N., Read S., Sarasvathy S. D., Wiltbank R. (2008). Outlines of a behavioral theory of the entrepreneurial firm. Journal of Economic Behavior & Organization, Vol. 66, No. 1, pp. 37—59. https://doi.org/10.1016/j.jebo.2006.10.008
16. Dubini P., Aldrich H. E. (1991). Personal and extended networks are central to the entrepreneurial process. Journal of Business Venturing, Vol. 6, No. 5, pp. 305—313. https://doi.org/10.1016/0883-9026(91)90021-5
17. Durda L., Ključnikov A. (2019). Social networks in entrepreneurial startups development. Economics and Sociology, Vol. 12, No. 3, pp. 192—208. https://doi.org/10.14254/2071-789X.2019/12-3/13
18. Garcia-Retamero R., Wallin A., Dieckmann A. (2007). Does causal knowledge help us be faster and more frugal in our decisions? Memory & Cognition, Vol. 35, No. 6, pp. 1399—1409. https://doi.org/10.3758/BF03193610
19. Gioia D. A., Chittipeddi K. (1991). Sensemaking and sensegiving in strategic change initiation. Strategic Management Journal, Vol. 12, No. 6, pp. 433—448. https:// doi.org/10.1002/smj.4250120604
20. Goldman A. I. (2012). Theory of mind. In: E. Margolis, R. Samuels, S. P. Stich (eds.). The Oxford handbook of philosophy of cognitive science. Oxford: Oxford University Press, pp. 402—424. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780195309799.013.0017
21. Greene J. C., Caracelli V. J., Graham W. F. (1989). Toward a conceptual framework for mixed-method evaluation designs. Educational Evaluation and Policy Analysis, Vol. 11, No. 3, pp. 255—274. https://doi.org/10.3102/01623737011003255
22. Grodal S., Anteby M., Holm A. L. (2021). Achieving rigor in qualitative analysis: The role of active categorization in theory building. Academy of Management Review, Vol. 46, No. 3, pp. 591—612. https://doi.org/10.5465/amr.2018.0482
23. Harrison R. L., Reilly T. M., Creswell J. W. (2020). Methodological rigor in mixed methods: An application in management studies. Journal of Mixed Methods Research, Vol. 14, No. 4, pp. 473—495. https://doi.org/10.1177/1558689819900585
24. Jussim L. (2017). Précis of social perception and social reality: Why accuracy dominates bias and self-fulfilling prophecy. Behavioral and Brain Sciences, Vol. 40, No. e1, pp. 1—66. https://doi.org/10.1017/S0140525X1500062X
25. Kaplan A. (1964). The conduct of inquiry: Methodology for behavioral science. San Francisco: Chandler Publishing.
26. Lanka E., Lanka S., Rostron A., Singh P. (2021). Why we need qualitative research in management studies. Revista de Administração Contemporânea, Vol. 25, No. 2, article e200297. https://doi.org/10.1590/1982-7849rac2021200297.en
27. Lundberg G. A. (1942). Operational definitions in the social sciences. American Journal of Sociology, Vol. 47, No. 5, pp. 727—745. https://doi.org/10.1086/219004
28. Mitchell W. C. (1925). Quantitative analysis in economic theory. American Economic Review, Vol. 15, No. 1, pp. 1—12.
29. Newman I., Ridenour C. (1998). Qualitative-quantitative research: A false dichotomy. In: I. Newman, C. Ridenour. Qualitative-quantitative research methodology: Exploring the interactive continuum. Carbondale, IL: Southern Illinois University Press, pp. 1—12.
30. Oatley K. (2008). The mind’s flight simulator. Psychologist, Vol. 21, No. 12, pp. 1030—1032. Polkinghorne D. E. (1987). Narrative knowing and the human sciences. Albany, NY: State University of New York Press.
31. Robbins L. (1935). An essay on the nature and significance of economic science. London: MacMillan and Co.
32. Shiller R. J. (2017). Narrative economics. American Economic Review, Vol. 107, No. 4, pp. 967—1004. https://doi.org/10.1257/aer.107.4.967
33. Shiller R. J. (2019a). Narratives about technology-induced job degradation then and now. Journal of Policy Modeling, Vol. 41, No. 3, pp. 477—488. https://doi.org/10.1016/j.jpolmod.2019.03.015
34. Shiller R. J. (2019b). Narrative economics: How stories go viral and drive major economic events. Princeton, NJ: Princeton University Press. https://doi.org/10.1515/9780691189970
35. Spiegler R. (2020). Behavioral implications of causal misperceptions. Annual Review of Economics, Vol. 12, pp. 81—106. https://doi.org/10.1146/annurev-economics-072219-111921
36. Spreng R. N., Mar R. A., Kim A. S. N. (2008). The common neural basis of autobiographical memory, prospection, navigation, theory of mind, and the default mode: A quantitative meta-analysis. Journal of Cognitive Neuroscience, Vol. 21, No. 3, pp. 489—510. https://doi.org/10.1162/jocn.2008.21029
37. Stevens S. S. (1946). On the theory of scales of measurement. Science, Vol. 103, No. 2684, pp. 677—680. https://doi.org/10.1126/science.103.2684.677
38. Summerfield C., de Lange F. P. (2014). Expectation in perceptual decision making: Neural and computational mechanisms. Nature Reviews Neuroscience, Vol. 15, pp. 745—756. https://doi.org/10.1038/nrn3838
39. Suppes P., Zinnes J. (1963). Basic measurement theory. In: D. Luce, R. R. Bush, E. Galanter (еds.). Handbook of mathematical psychology, Vol. 1. Chichester: John Wiley & Sons. pp. 3—76.
40. Turk-Browne N. B., Junge J. A., Scholl B. J. (2005). The automaticity of visual statistical learning. Journal of Experimental Psychology: General, Vol. 134, No. 4, pp. 552—564. https://doi.org/10.1037/0096-3445.134.4.552
41. Walsh K. (2012). Quantitative vs qualitative research: A false dichotomy. Journal of Research in Nursing, Vol. 17, No. 1, pp. 9—11. https://doi.org/10.1177/1744987111432053
42. Wimmer H., Perner J. (1983). Beliefs about beliefs: Representation and constraining function of wrong beliefs in young children’s understanding of deception. Cognition, Vol. 13, No. 1, pp. 103—128. https://doi.org/10.1016/0010-0277(83)90004-5
43. Yilmaz K. (2013). Comparison of quantitative and qualitative research traditions: Epistemological, theoretical, and methodological differences. European Journal of Education, Vol. 48, No. 2, pp. 311—325. https://doi.org/10.1111/ejed.12014
44. Zhao J., Al-Aidroos N., Turk-Browne N. B. (2013). Attention is spontaneously biased toward regularities. Psychological Science, Vol. 24, No. 5, pp. 667—677. https://doi.org/10.1177/0956797612460407
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Тамбовцев В.Л., Бузулукова Е.В., Валитова Л.А., Дэн Ц., Ситкевич Д.А., Турабаева А.М. Методология нарративного анализа в экономике: случай предпринимательских сетей. Вопросы экономики. 2023;(7):81-99. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-7-81-99
For citation:
Tambovtsev V.L., Buzulukova E.V., Valitova L.A., Deng J., Sitkevich D.A., Turabaeva A.M. Methodology of the narrative analysis in economics: The case of the entrepreneurial networks. Voprosy Ekonomiki. 2023;(7):81-99. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-7-81-99