Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Эффекты антитраста: уроки для доказательной политики

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-5-68-90

Аннотация

Не существует единого мнения о пользе действий антимонопольного органа. Они могут оборачиваться для компаний прямыми и косвенными издержками. В статье оценивается эффект правоприменительной деятельности Федеральной антимонопольной службы России на рыночную стоимость компаний нефтяной отрасли (репутационные издержки). На выборке событий о российских нефтяных компаниях с 2012 по 2018 г. получен эмпирический вывод о том, что действия антимонопольной службы значимо влияют на стоимость компании не только при установлении факта нарушения (при вынесении решений и выдаче предписаний), но и при выявлении лишь его признаков — при выдаче предостережений и возбуждении дел.

Об авторах

А. Ю. Ставнийчук
https://www.econ.msu.ru/departments/cip/staff/stavniychuk/
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Ставнийчук Анна Юрьевна , младший научный сотрудник кафедры конкурентной и промышленной политики и лаборатории исследований цифровой экономики экономического факультета МГУ, младший научный сотрудник Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС

Москва



Н. С. Павлова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Павлова Наталья Сергеевна, кандидат экономических наук, заместитель заведующего, доцент кафедры конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ, старший научный сотрудник Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС

Москва



Список литературы

1. Авдашева С. Б., Антонова Т. В. (2017). Бензин ваш, идеи наши: согласование сделок слияний в российском секторе моторного топлива // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. № 6. С. 42—64. https://doi.org/10.38050/01300105201763

2. Авдашева С. Б., Корнеева Д. В. (2016). Конкурентная политика на экспортоориентированных рынках: действительно ли компенсирующие меры эффективны? // Экономический журнал Высшей школы экономики. Т. 20, № 3. С. 442—470.

3. Авдашева С. Б., Цыцулина Д. В., Сидорова Е. Е. (2015). Применение ключевых показателей эффективности для ФАС России: анализ на основе статистики судебных решений // Вопросы государственного и муниципального управления. № 3. С. 7—34.

4. Волошинская А. А., Комаров В. М. (2015). Доказательная государственная политика: проблемы и перспективы // Вестник Института экономики Российской академии наук. № 4. C. 90—102.

5. Галлямова Э. М. (2021). Доказательная государственная политика: возможности и ограничения // Социология. № 2. С. 158—162.

6. Голованова С. В., Цыцулина Д. В. (2013). Российская волна слияний и поглощений на фоне мировых трендов: тенденции и факторы // Современная конкуренция. № 5. С. 24—35.

7. Курдин А. А. (2012). Альтернативные показатели для оценки состояния конкуренции на товарных рынках // Бюллетень конкурентной политики. № 8. М.: Лаборатория проблем конкуренции и конкурентной политики.

8. Курдин А. А., Шаститко А. А. (2019). Оценка эффектов антимонопольной политики: фундаментальные подходы и практические проблемы. М.: РАНХиГС. https://doi.org/10.2139/ssrn.3362289

9. Новиков В. (2020). Бюллетень антимонопольной статистики за 2019. https://antitrusteconomist.ru/uploads/article/1596084262_yZlp6wEX.pdf

10. Павлова Н. С. (2022) Роль антимонопольного комплаенса в настройке оптимальной системы санкций за картели // Антимонопольный комплаенс в России. № 1. С. 12—15.

11. Радченко Т. (2015). Перераспределительные эффекты антимонопольной политики // Вопросы экономики. № 9. С. 65—88. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2015-9-65-88

12. Радченко Т. А., Сухорукова К. А. (2016). Оценки уровня конкуренции и состояния конкурентной среды: обзор методов и результаты опросов в 2014— 2016 гг. // Современная конкуренция. Т. 10, № 5. С. 28—46.

13. Редькина А. Ю., Щавлева Н. Е. (2015). Эмпирическое исследование качества российского антимонопольного регулирования слияний и поглощений: финансовый анализ событий // XVI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. Кн. 1. М.: Изд. дом НИУ ВШЭ. С. 813—826.

14. Смола А. (2021). Предупреждение антимонопольного органа и заключенный договор // Закон.ру. 9 дек. https://zakon.ru/blog/2021/12/09/preduprezhdenie_antimonopolnogo_organa_i_zaklyuchennyj_dogovor_93324

15. Ставнийчук А. Ю. (2020). Эффекты антимонопольной политики на рынках нефтепродуктов России // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. Т. 12, № 2. С. 40—68. https://doi.org/10.38050/2078-3809-2020-12-2-40-68

16. Цыганков М. (2021). «Основано на научных исследованиях»: мировой опыт доказательной политики // Econs.online. 13 июля. https://econs.online/articles/opinions/osnovano-na-nauchnykh-issledovaniyakh/

17. Цыганов А. Г., Павлова Н. С. (2017). Многофункциональные антимонопольные органы в мировой практике: преимущества и риски // Вопросы государственного и муниципального управления. № 4. С. 29—50.

18. Цыцулина Д. В. (2012). Ожидаемое воздействие сделок слияний с участием российских и иностранных компаний на состояние конкуренции в черной и цветной металлургии в 1999—2011 гг. // Прикладная эконометрика. № 3. С. 70—85.

19. Шаститко А., Голованова С., Крючкова П., Курдин А., Новиков В., Овчинников М., Павлова Н. (2012). Последствия слабой конкуренции: количественные оценки и выводы для политики (Экспертно-аналитический доклад РАНХиГС) // Экономическая политика. № 6. С. 5—53.

20. Шаститко А. Е., Павлова Н. С., Мелешкина А. И., Фатихова А. Ф. (2016). Приоритеты конкурентной политики в России до 2030 года // Современная конкуренция. Т. 10, № 2. С. 26—45.

21. Шаститко А. Е., Павлова Н. С. (2021). Антиконкурентные последствия антимонопольной политики: кейс мобильных операторов // Вопросы государственного и муниципального управления. № 2. С. 7—32.

22. Шаститко А. Е., Павлова Н. С. (2022). Коузианство против пигувианства: идеи, ценности, перспективы // Вопросы экономики. № 1. С. 23—46. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-1-23-46

23. Юсупова Г., Киселева О. (2015). Был ли молчаливый сговор? (Еще раз о монопольно высоких ценах российских нефтяных компаний) // Экономическая политика. Т. 10, № 4. С. 178—195. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2015-4-08

24. Aguzzoni L., Langus G., Motta M. (2013). The effect of EU antitrust investigations and fines on a firm’s valuation. Journal of Industrial Economics, Vol. 61, No. 2, pp. 290—338. https://doi.org/10.1111/joie.12016

25. Aguzzoni L., Argentesi E., Ciari L., Duso T., Tognoni M. (2016). Ex post merger evaluation in the UK retail market for books. Journal of Industrial Economics, Vol. 64, No. 1, pp. 170—200. https://doi.org/10.1111/joie.12099

26. Armentano D. T. (1986). Antitrust policy: Тhe case for repeal. Washington, DC: Cato Institute.

27. Armour J., Mayer C., Polo A. (2017). Regulatory sanctions and reputational damage in financial markets. Journal of Financial and Quantitative Analysis, Vol. 52, No. 4, pp. 1429—1448. https://doi.org/10.1017/S0022109017000461

28. Auer D., Hurwitz G., Manne G. A., Morris J., Stout K. (2018). Antitrust principles and evidence-based antitrust under the consumer welfare standard. International Center for Law & Economics, October 14. https://laweconcenter.org/resource/icle-comments-antitrust-law-and-the-consumer-welfare-standard

29. Avdasheva S., Golovanova S. (2017). Oil explains all: Desirable organisation of the Russian fuel markets (on the data of three waves of antitrust cases against oil companies). Post-Communist Economies, Vol. 29, No. 2, pp. 198—215. https://doi.org/10.1080/14631377.2016.1267971

30. Avdasheva S., Golovanova S., Katsoulacos Y. (2019). The impact of performance measurement on the selection of enforcement targets by competition authorities: The Russian experience in an international context. Public Performance & Management Review, Vol. 42, No. 2, рр. 329—356. https://doi.org/10.1080/15309576.2018.1441036

31. Avdasheva S., Kryuchkova P. (2015). The ‘reactive’ model of antitrust enforcement: When private interests dictate enforcement actions — The Russian case. International Review of Law and Economics, Vol. 43, рр. 200—208. https://doi.org/10.1016/j.irle.2014.04.003

32. Avdasheva S., Tsytsulina D. (2015). The effects of M&As in highly concentrated domestic vis-а-vis export markets: By the example of Russian metal industries. Research in International Business and Finance, Vol. 34, pp. 368—382. https://doi.org/10.1016/j.ribaf.2015.02.008

33. Avdasheva S., TsytsulinaD., Golovanova, S., Sidorova E. (2015). Discovering the miracle of large numbers of antitrust investigations in Russia: The role of competition authority incentives. Higher School of Economics Research Paper, No. WP BRP 26. https://doi.org/10.2139/ssrn.2588989

34. Baker J. B., Bresnahan T. (2006). Economic evidence in antitrust: Defining markets and measuring market power. Stanford Law and Economics Olin Working Paper, No. 328. https://doi.org/10.2139/ssrn.931225

35. Baron J. (2018). A brief history of evidence-based policy. Annals of the American Academy of Political and Social Science, Vol. 678, No. 1, pp. 40—50. https://doi.org/10.1177/0002716218763128

36. Broulík J. (2019). Two contexts for economics in competition law. In: K. Mathis, A. Tor (eds.). New developments in competition law and economics. Economic analysis of law in European legal scholarship, Vol. 7. Cham: Springer, pp. 27—49. https://doi.org/10.1007/978-3-030-11611-8_2

37. Brown S. J., Warner J. B. (1985). Using daily stock returns: The case of event studies. Journal of Financial Economics, Vol. 14, No. 1, pp. 3—31. https://doi.org/10.1016/0304-405X(85)90042-X

38. Connor J. M. (2014) Price-fixing overcharges. Revised 3rd edition. Available at SSRN: https://doi.org/10.2139/ssrn.2400780

39. Combe E., Monnier C. (2009). Fines against hard core cartels in Europe: The myth of over enforcement. Antitrust Bulletin, Vol. 56, No. 2, pp. 235—275.

40. Crandall R. W., Winston C. (2003). Does antitrust policy improve consumer welfare? Assessing the evidence. Journal of Economic Perspectives, Vol. 17, No. 4, pp. 3—26. https://doi.org/10.1257/089533003772034871

41. Cichello M., Lamdin D. J. (2006). Event studies and the analysis of antitrust. International Journal of the Economics of Business, Vol. 13, No. 2, pp. 229—245. https://doi.org/ 10.1080/13571510600784557

42. Davies S. W., Ormosi P. L. (2010). Assessing competition policy: Methodologies, gaps and agenda for future research. CCP Working Paper, No. 10-19. https://doi.org/10.2139/ssrn.1723115

43. Davies S. W., Ormosi P. L. (2013). Selection bias in evaluating policy: The case of anti-trust. Available at SSRN: https://doi.org/10.2139/ssrn.2279487

44. Delgado J., Otero H., Pérez-Asenjo E. (2016). Assessment of antitrust agencies’ impact and performance: An analytical framework. Journal of Antitrust Enforcement, Vol. 4, No. 2, pp. 323—344. https://doi.org/10.1093/jaenfo/jnw003

45. Don H., Kemp R., Van Sinderen J. (2008). Measuring the economic effects of competition law enforcement. De Economist, Vol. 156, No. 4, pp. 341—348. https://doi.org/10.1007/s10645-008-9107-0

46. Ezrachi A. (2017). Sponge. Journal of Antitrust Enforcement, Vol. 5, No. 1, рр. 49—75. https://doi.org/10.1093/jaenfo/jnx010

47. Fama E. F. (1970). Efficient capital markets: A review of theory and empirical work. Journal of Finance, Vol. 25, No. 2, pp. 383—417. https://doi.org/10.2307/2325486

48. Fama E. F. (1991). Efficient capital markets: II. Journal of Finance, Vol. 46, No. 5, pp. 1575—1617. https://doi.org/10.1111/j.1540-6261.1991.tb04636.x

49. Fama E. F., Fisher L., Jensen M. C., Roll R. (1969). The adjustment of stock prices to new information. International Economic Review, Vol. 10, No. 1, pp. 1—21. https://doi.org/10.2307/2525569

50. Gouliou E., Raftery C., Brassington J., Kapustaite J. (2020). Merger control in dynamic markets. Competition Law Journal, Vol. 19, No. 1, pp. 30—41. https://doi.org/10.4337/clj.2020.01.04

51. Günster A., van Dijk M. (2016). The impact of European antitrust policy: Evidence from the stock market. International Review of Law and Economics, Vol. 46, pp. 20—33. https://doi.org/10.1016/j.irle.2015.12.001

52. Haskins R. (2018). Evidence-based policy: The movement, the goals, the issues, the promise. Annals of the American Academy of Political and Social Science, Vol. 678, No. 1, pp. 8—37. https://doi.org/10.1177/0002716218770642

53. Hovenkamp H. (2021). Antitrust error costs. University of Pennsylvania, Institute for Law & Economics Research Paper, No. 21-32. https://doi.org/10.2139/ssrn.3853282

54. Iacobucci E. M. (2014). On the interaction between legal and reputational sanctions. Journal of Legal Studies, Vol. 43, No. 1, pp. 189—207. https://doi.org/10.1086/675761

55. Jiménez J. L., Perdiguero J., Gutiérrez I. (2016). More news, good news? Bias in media coverage of competition policy. Fundación de las Cajas de Ahorros, Working Paper, No. 780.

56. Katsoulacos Y., Avdasheva S., Golovanova S. (2021). Determinants of the (slow) development of effect-based competition enforcement: Testing the impact of judicial review on the choice of legal standards by competition authorities. Journal of Industry, Competition and Trade, Vol. 21, No. 1, рр. 103—122. https://doi.org/10.1007/s10842-020-00342-4

57. Kobayashi B. H., Wright J. D. (2020). Antitrust and ex-ante sector regulation. Global Antitrust Institute Report on the Digital Economy, No. 25. https://doi.org/10.2139/ssrn.3733740

58. Kovacic W. E. (2001). Evaluating antitrust experiments: Using ex post assessments of government enforcement decisions to inform competition policy. George Mason Law Review, Vol. 9, No. 3, pp. 843—861.

59. Kovacic W. E. (2009). Rating the competition agencies: What constitutes good performance? George Mason Law Review, Vol. 16, No. 4, pp. 903—926.

60. Kwoka J. (2015). Mergers, merger control, and remedies: A retrospective analysis of US policy. Cambridge, MA: MIT Press. https://doi.org/10.7551/mitpress/9841.001.0001

61. Kwoka J., Jarsulic M. (2017). Evidence-based policy in antitrust: The need for ongoing merger retrospectives. ProMarket, April 20. https://www.promarket.org/2017/04/20/evidence-based-policy-antitrust-need-ongoing-merger-retrospectives/

62. Mariuzzo F., Ormosi P. L., Havell R. (2016). What can merger retrospectives tell us? An assessment of European mergers. CCP Working Paper, No. 16-4. https://doi.org/10.2139/ssrn.2781509

63. Mariuzzo F., Ormosi P. L., Majied Z. (2020). Fines and reputational sanctions: The case of cartels. International Journal of Industrial Organization, Vol. 69, article 102584. https://doi.org/10.1016/j.ijindorg.2020.102584

64. Mungan M. C. (2016). A generalized model for reputational sanctions and the (ir)relevance of the interactions between legal and reputational sanctions. International Review of Law and Economics, Vol. 46, pp. 86—92. https://doi.org/10.1016/j.irle.2016.03.002

65. Neven D., Zenger H. (2008). Ex post evaluation of enforcement: A principal-agent perspective. De Economist, Vol. 156, No. 4, pp. 477—490. https://doi.org/10.1007/s10645-008-9105-2

66. Orr L. L. (2018). The role of evaluation in building evidence-based policy. Annals of the American Academy of Political and Social Science, Vol. 678, No. 1, pp. 51—59. https://doi.org/10.1177/0002716218764299

67. Polinsky A. M., Shavell S. (1992). Enforcement costs and the optimal magnitude and probability of fines. Journal of Law and Economics, Vol. 35, No. 1, pp. 133—148. https://doi.org/10.1086/467247

68. Rasmusen E. (1996). Stigma and self-fulfilling expectations of criminality. Journal of Law and Economics, Vol. 39, No. 2, pp. 519—543. https://doi.org/10.1086/467358

69. Sharpe W. F. (1964). Capital asset prices: A theory of market equilibrium under conditions of risk. Journal of Finance, Vol. 19, No. 3, pp. 425—442. https://doi.org/10.1111/j.1540-6261.1964.tb02865.x

70. Stigler G. J. (1984). The theory of economic regulation. In: T. Ferguson, J. Rogers (eds.). The political economy: Readings in the politics and economics of American public policy, 1st ed. New York: Routledge, pp. 67—81. https://doi.org/10.4324/9781315495811-8

71. Van Sinderen J., Kemp R. (2008). The economic effect of competition law enforcement: The case of the Netherlands. De Economist, Vol. 156, No. 4, рр. 365—385. https:// doi.org/10.1007/s10645-008-9100-7

72. Werden G. J. (2008). Assessing the effects of antitrust enforcement in the United States. De Economist, Vol. 156, No. 4, pp. 433—451. https://doi.org/10.1007/s10645-008-9103-4

73. Wright J. D. (2012). Abandoning antitrust’s Chicago obsession: The case for evidencebased antitrust. Antitrust Law Journal, Vol. 78, No. 1, pp. 241—271.

74. Wright J. (2013). Evidence-based antitrust enforcement in the technology sector. CPI Antitrust Chronicle, March (Special Issue), pp. 1—14.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Ставнийчук А.Ю., Павлова Н.С. Эффекты антитраста: уроки для доказательной политики. Вопросы экономики. 2023;(5):68-90. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-5-68-90

For citation:


Stavniychuk A.Y., Pavlova N.S. Antitrust’s effects: Lessons for evidence-based policy. Voprosy Ekonomiki. 2023;(5):68-90. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-5-68-90

Просмотров: 933


ISSN 0042-8736 (Print)