Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Оценка влияния бюджетных правил на цикличность государственных расходов

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-5-5-22

Аннотация

В работе проанализировано влияние бюджетных правил на цикличность непроцентных государственных расходов и выявлено, что и для развитых, и для развивающихся стран за 1995—2019 гг. непроцентные расходы носят проциклический характер, а наличие хотя бы одного бюджетного правила на национальном уровне снижает их процикличность. Реакция на введение бюджетных правил в значительной мере зависит от институциональных условий, при этом жесткость правил часто нивелируется необязательным характером их исполнения. Можно утверждать, что бюджетные правила выступают недостаточным условием проведения контрциклической бюджетной политики, а также не гарантируют решение проблем долговой нагрузки и стабилизации расходов: только в 22 странах из 49, которые применяют хотя бы одно бюджетное правило на протяжении пяти лет и по которым имеются доступные данные о непроцентных расходах минимум за 10 лет, наблюдается контрциклическая динамика непроцентных расходов, лишь 7 из них сумели снизить долговую нагрузку после введения системы бюджетных ограничений.

Об авторах

А. Л. Кудрин
Институт экономической политики им. Е.Т.Гайдара
Россия

Кудрин Алексей Леонидович, доктор экономических наук, главный научный сотрудник 

Москва



И. А. Соколов
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Соколов Илья Александрович, кандидат экономических наук, заведующий лабораторией исследований бюджетной политики 

Москва

 

 



О. В. Сучкова
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Сучкова Ольга Владимировна, старший преподаватель кафедры математических методов анализа экономики экономического факультета 

Москва



Список литературы

1. Гринуэй Д., Блини М., Стюарт И. (ред.) (2002). Панорама экономической мысли конца ХХ столетия. Т. 1. СПб.: Экономическая школа.

2. Гурвич Е., Соколов И. (2016). Бюджетные правила: избыточное ограничение или неотъемлемый инструмент бюджетной устойчивости? // Вопросы экономики. № 4. С. 5—29. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-4-5-29

3. Кудрин А., Кнобель А. (2017). Бюджетная политика как источник экономического роста // Вопросы экономики. № 10. С. 5—26. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-10-5-26

4. Кудрин А., Соколов И. (2017). Бюджетный маневр и структурная перестройка российской экономики // Вопросы экономики. № 9. С. 5—27. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-9-5-27

5. Нуреев Р. (2003). Теория общественного выбора. Учебно-метод. пособие. Гл. 9. Экономика бюрократии // Вопросы экономики. № 4. С. 135—157. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2003-4-135-157

6. Соколов И. А., Белев С. Г., Сучкова О. В. (2021). Как обеспечить бюджетную устойчивость в России? // Проблемы прогнозирования. № 4. С. 66—76.

7. Aizenman J., Jinjarak Y., Kim Nguyen H. T., Park D. (2019). Fiscal space and spending and tax-rate cyclicality patterns: A cross-country comparison, 1960—2016. Journal of Macroeconomics, Vol. 60, pp. 229—252. https://doi.org/10.1016/j.jmacro.2019.02.006

8. Alesina A., Campante F. R., Tabellini G. (2008). Why is fiscal policy often procyclical? Journal of the European Economic Association, Vol. 6, No. 5, pp. 1006—1036. https://doi.org/10.1162/JEEA.2008.6.5.1006

9. Arce E., Robles E. (2021). Fiscal rules and the behavior of public investment in Costa- Rica and Panama: Towards growth-friendly fiscal policy? IDB Technical Note, No. IDB-TN-2071. https://doi.org/10.18235/0003071

10. Bergman M., Hutchison M. (2015). Economic stabilization in the post-crisis world: Are fiscal rules the answer? Journal of International Money and Finance, Vol. 52, No. C, pp. 82—101. https://doi.org/10.1016/j.jimonfin.2014.11.014

11. Bova E., Carcenac N., Guerguil M. (2014). Fiscal rules and the procyclicality of fiscal policy in the developing world. IMF Working Paper Series, No. 14/122. https://doi.org/10.5089/9781498305525.001

12. Combes J. L., Minea A., Sow M. (2017). Is fiscal policy always counter- (pro-) cyclical? The role of public debt and fiscal rules. Economic Modelling, Vol. 65, pp. 138—146. https://doi.org/10.1016/j.econmod.2017.05.017

13. Davoodi H. R., Elger P., Fotiou A., Garcia-Macia D., Han X., Lagerborg A., Lam W. R., Medas P. (2022). Fiscal rules and fiscal councils: Recent trends and performance during the pandemic. IMF Working Paper, No. 22/11. https://doi.org/10.5089/9798400200472.001

14. Frankel J. A., Végh C. A., Vuletin G. (2013). On graduation from fiscal procyclicality. Journal of Development Economics, Vol. 100, No. 1, pp. 32—47. https://doi.org/10.1016/j.jdeveco.2012.07.001

15. Guerguil M., Mandon P., Tapsoba R. (2017). Flexible fiscal rules and countercyclical fiscal policy. Journal of Macroeconomics, Vol. 52, pp. 189—220. https://doi.org/10.1016/j.jmacro.2017.04.007

16. Herrera S., Kouame W. A., Mandon P. (2019). Why some countries can escape the fiscal pro-cyclicality trap and others cannot? World Bank Policy Research Working Paper, No. 8963. https://doi.org/10.1596/1813-9450-8963

17. Ilzetzky E., Végh C. (2008). Procyclical fiscal policy in developing countries: Truth or fiction? NBER Working Paper, No. 14191. https://doi.org/10.3386/w14191

18. Jalles J. T. (2018). Fiscal rules and fiscal counter-cyclicality. Economics Letters, Vol. 170, pp. 159—162. https://doi.org/10.1016/j.econlet.2018.06.020

19. Lane P. R. (2003). The cyclical behaviour of fiscal policy: Evidence from the OECD. Journal of Public Economics, Vol. 87, No. 12, pp. 2661—2675. https://doi.org/10.1016/S0047-2727(02)00075-0

20. Larch M., Santacroce S. (2020). Numerical compliance with EU fiscal rules: The compliance database of the Secretariat of the European Fiscal Board. Unpublished manuscript, European Commission. https://commission.europa.eu/system/files/2020-07/numerical_compliance_with_eu_fiscal_rules_en_3.pdf

21. Manasse P. (2006). Procyclical fiscal policy: Shocks, rules, and institutions — a view from Mars. IMF Working Paper, No. 06/27. https://doi.org/10.5089/9781451862874.001

22. Mendoza W., Vego M., Rojas C., Anastacio Y. (2021). Fiscal rules and public investment: The case of Peru. IDB Working Paper, No. IDB-WP-1186. https://doi.org/10.18235/0003018

23. Talvi E., Végh C. A. (2005). Tax base variability and procyclicality of fiscal policy. Journal of Development Economics, Vol. 78, No. 1, pp. 156—190. https://doi.org/10.1016/j.jdeveco.2004.07.002

24. Woo J. (2009). Why do more polarized countries run more procyclical fiscal policy? Review of Economics and Statistics, Vol. 91, No. 4, pp. 850—870. https://doi.org/10.1162/rest.91.4.850


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Кудрин А.Л., Соколов И.А., Сучкова О.В. Оценка влияния бюджетных правил на цикличность государственных расходов. Вопросы экономики. 2023;(5):5-22. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-5-5-22

For citation:


Kudrin A.L., Sokolov I.A., Suchkova O.V. Assessing the impact of fiscal rules on the cyclicality of government expenditures. Voprosy Ekonomiki. 2023;(5):5-22. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-5-5-22

Просмотров: 2372


ISSN 0042-8736 (Print)