

Эффективность бюджетного правила стран-экспортёров
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-12-72-97
Аннотация
В работе анализируется эффективность бюджетного правила странэкспортеров, заключающегося в сглаживании части бюджетных доходов от налогообложения продаж природных ресурсов, которая идет на финансирование текущих государственных расходов. Под эффективностью здесь понимается стабилизационная роль этого правила: снижение волатильности (контрцикличность) ключевых макроэкономических переменных в результате его принятия. Мы рассматриваем два типа предпосылок: относительно вида бюджетного правила и структуры экономики. В первом случае учитываются несовершенства, наблюдаемые при действии механизма сглаживания доходов; во втором — длительность контрактов, степень закрытости счета финансовых операций, структура государственного спроса, потребительские привычки и доля рикардианских домохозяйств. Построена динамическая стохастическая модель малой открытой экономики, зависящей от экспорта ресурсов. В работе проанализированы предпосылки, при которых различные модификации бюджетного правила снижают эффективность по отношению к инфляции, выпуску и валютному курсу. Подчеркнута важность корректной идентификации механизмов действия бюджетного правила и точности количественной оценки специфических для страны параметров экономики.
Сделан вывод относительно эффективности будущего бюджетного правила в России в условиях отсутствия внешнего фонда благосостояния и закрытого счета финансовых операций.
Ключевые слова
JEL: D58, E47, E62, E63
Об авторе
М. Ю. АндреевРоссия
Андреев Михаил Юрьевич, кандидат физико-математических наук, доцент, главный экономист Банка России, старший научный сотрудник. лаборатории математического моделирования экономических процессов Института прикладных экономических исследований РАНХиГС; доцент кафедры высшей математики МФТИ
Москва
Список литературы
1. Дробышевский С. М., Полбин А. В. (2015). Декомпозиция динамики макроэкономических показателей РФ на основе DSGE-модели // Экономическая политика. Т. 10, № 2. С. 20—42.
2. Елисеев А., Новак А., Шульгин А. (2021). Долгосрочный перенос курса в цены // Серия докладов об экономических исследованиях Банка России, № 75.
3. Косьяненко А. В., Орехина И. Н., Кузнецова Н. Ю., Галицкая Н. В., Архипова Т. В., Щепкин В. Э., Жевнов Е. П. (2021). Экономический мониторинг 25.01.21—15.02.21. М.: Департамент аудита экономического развития Счетной палаты Российской Федерации.
4. Крепцев Д. А., Селезнев С. М. (2017). DSGE-модель российской экономики с банковским сектором // Серия докладов об экономических исследованиях Банка России, № 27.
5. Полбин A. В. (2014). Эконометрическая оценка структурной макроэкономической модели российской экономики // Прикладная эконометрика. Т. 33, № 1. С. 3—29.
6. Прилепский И. В. (2018). Влияние бюджетных правил на волатильность обменного курса // Финансовый журнал. Т. 46, № 6. С. 9—20. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2018-6-9-20
7. Andreyev M. (2020). Adding a fiscal rule into a DSGE model: How much does it changethe forecasts? Bank of Russia Working Paper Series, No. wps64.
8. Andreev M., Peiris U., Shirobokov A., Tsomocos D. (2020). Commodity cycles and financial instability in emerging economies. Bank of Russia Working Paper Series, No. wps57. https://doi.org/10.2139/ssrn.3491831
9. Baunsgaard T., Villafuerte M., Poplawski-Ribeiro P., Richmond C. (2012). Fiscal frameworks for resource rich developing countries. IMF Staff Discussion Notes, No. 12/04. https://doi.org/10.5089/9781475510065.006
10. Benkhodja M. (2014). Monetary policy and the Dutch disease effect in an oil exporting economy. International Economics, Vol. 138, pp. 78—102. https://doi.org/10.1016/j.inteco.2014.01.003
11. Bergholt D., Larsen V., Seneca M. (2019). Business cycles in an oil economy. Journal of International Money and Finance, Vol. 96, No. C, pp. 283—303. https://doi.org/10.1016/j.jimonfin.2017.07.005
12. Bjornland H. C., Thorsrud L. A. (2019). Commodity prices and fiscal policy design: Procyclical despite a rule. Journal of Applied Econometrics, Vol. 34, No. 2, pp. 161—180. https://doi.org/10.1002/jae.2669
13. Calvo G. A. (1983). Staggered prices in a utility-maximizing framework. Journal of Monetary Economics, Vol. 12, No. 3, pp. 383—398. https://doi.org/10.1016/0304-3932(83)90060-0
14. Cespedes L. F., Velasco A. (2014). Was this time different? Fiscal policy in commodity republics. Journal of Development Economics, Vol. 106, pp. 92—106. https://doi.org/10.1016/j.jdeveco.2013.07.012
15. Christiano L., Eichenbaum M., Evans C. (2005). Nominal rigidities and the dynamic effects of a shock to monetary policy. Journal of Political Economy, Vol. 113, No. 1, pp. 1—45. https://doi.org/10.1086/426038
16. Gregorio J., Landerretche O., Neilson C. (2007). Another pass-through bites the dust? Oil prices and inflation. Economia Journal, The Latin American and Caribbean Economic, Vol. 7, No. 2, pp. 155—208. https://doi.org/10.1353/eco.2007.0014
17. Jalali-Naini A. R., Naderian M. A. (2020). Financial vulnerability, fiscal procyclicality and inflation targeting in developing commodity exporting economies. Quarterly Review of Economics and Finance, Vol. 77, No. C, pp. 84—97. https://doi.org/10.1016/j.qref.2020.01.001
18. Kozlovtceva I., Ponomarenko A., Sinyakov A., Tatarintsev S. (2020). A case for leaning against the wind in a commodity-exporting economy. International Economics, Vol. 164, No. C, pp. 86—114. https://doi.org/10.1016/j.inteco.2020.08.003
19. Kumhof M., Laxton D. (2009). Simple, implementable fiscal policy rules. IMF Working Paper, No. 09/76. https://doi.org/10.5089/9781451872231.001
20. Kumhof M., Laxton D. (2013). Simple fiscal policy rules for small open economies. Journal of International Economics, Vol. 91, No. 1, pp. 113—127. https://doi.org/10.1016/j.jinteco.2013.05.002
21. Medina J. P., Soto C. (2007). Copper price, fiscal policy and business cycle in Chile. Central Bank of Chile Working Papers, No. 458.
22. Ossowski R., Halland H. (2016). Fiscal management in resource-rich countries: Essentials for economists, public finance professionals, and policy makers. Washington, DC: World Bank. https://doi.org/10.1596/978-1-4648-0495-3
23. Pieschacon A. (2012). The value of fiscal discipline for oil-exporting countries. Journal of Monetary Economics, Vol. 59, No. 3, pp. 250—268. https://doi.org/10.1016/j.jmoneco.2012.03.001
24. Rotemberg J. J. (1982). Sticky prices in the United States. Journal of Political Economy, Vol. 90, No. 6, pp. 1187—1211. https://doi.org/10.1086/261117
25. Smets F., Wouters R. (2003). An estimated dynamic stochastic general equilibrium model of the Euro Area. Journal of the European Economic Association, Vol. 1, No. 5, pp. 1123—1175. https://doi.org/10.1162/154247603770383415
26. Youssef H., Elbadawi I., Soto R. (2018). Sovereign wealth funds and macroeconomic stabilization in the home economy. Economic Research Forum Working Papers, No. 1175.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Андреев М.Ю. Эффективность бюджетного правила стран-экспортёров. Вопросы экономики. 2022;(12):72-97. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-12-72-97
For citation:
Andreyev M.Y. Effectiveness of the stabilization fiscal rule for resource-rich countries. Voprosy Ekonomiki. 2022;(12):72-97. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-12-72-97