

Цепочки создания ценности перед вызовами цифровизации и экономического спада
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-3-68-83
Аннотация
Переход к цифровым технологиям связан с повышением запросов потребителей в условиях насыщенности рынков. Рассматривается влияние этих технологий на конфигурацию цепочек создания ценности, на территориальное размещение производственных звеньев этих цепочек. Для выявления изучаемых изменений используется подход, основанный на анализе реальных ситуаций в отдельных отраслях. Обосновано, что популярная концепция «улыбающейся кривой», характеризующая распределение добавленной стоимости между участниками цепочки, нуждается в корректировке, когда поставщик обладает уникальными компетенциями. На примерах продемонстрирована относительно высокая рентабельность активов таких поставщиков. Показано стремление фирм, формирующих глобальные цепочки создания ценности, иметь собственные наиболее важные для этих цепочек компетенции. Рассматриваются риски, с которыми сталкиваются цепочки создания ценности в условиях спада мировой экономики, и меры по повышению устойчивости таких цепочек.
Ключевые слова
JEL: D22, D39, D85, L14
Об авторе
В. Е. ДементьевРоссия
Дементьев Виктор Евгеньевич, чл.-корр. РАН, д. э. н., проф., руководитель научного направления
Москва
Список литературы
1. Абдикеев Н. М., Морева Е. Л. (2019). Основные тренды развития методов и моделей использования цифровых технологий при создании цепочек воспроизводства добавленной стоимости // Мир новой экономики. Т. 13, № 3. С. 71—80. https://doi.org/10.26794/2220-6469-2019-13-3-71-80
2. Дементьев В. Е., Евсюков С. Г., Устюжанин В. Л., Устюжанина Е. В. (2018). Экономическая власть и распределение добавленной стоимости (на примере авиастроения) // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. № 6. С. 3—15. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2018-6-3-15
3. Синельников-Мурылев С. Г. (ред.). (2010). Российская экономика в 2009 году. Тенденции и перспективы. Вып. 31. М.: ИЭПП.
4. Устюжанина Е. В., Дементьев В. Е., Евсюков С. Г. (2020). Проблемы распределения власти и экономической ренты в сетях создания стоимости // Экономика и математические методы. Т. 56, № 1. С. 5—17. https://doi.org/10.31857/S042473880008468-3
5. Autor D. H., Dorn D. (2013). The growth of low-skill service jobs and the polarization of the US labor market. American Economic Review, Vol. 103, No. 5, pp. 1553—1597. https://doi.org/10.1257/aer.103.5.1553
6. Bair J. (2005). Global capitalism and commodity chains: Looking back, going forward. Competition and Change, Vol. 9, No. 2, pp. 153—180. https://doi.org/10.1179/102452905X45382
7. Bair J., Gereffi G. (2001). Local clusters in global chains: The causes and consequences of export dynamism in Torreon’s blue jeans industry. World Development, Vol. 29, No. 11, pp. 1885—1903. https://doi.org/10.1016/S0305-750X(01)00075-4
8. Bar Am J., Furstenthal L., JorgeF., Roth E. (2020). Innovation in a crisis: Why it is more critical than ever. McKinsey Global Institute.
9. Desyllas P., Sako M. (2013). Profiting from business model innovation: Evidence from pay-as-you-drive auto insurance. Research Policy, Vol. 42, No. 1, pp. 101—116. https://doi.org/10.1016/j.respol.2012.05.008
10. Gereffi G. (2012). New trends in value chain upgrading: Lessons from large and small countries. Presentation, US International Trade Commission, Washington, DC, October 25. https://www.usitc.gov/research_and_analysis/gvc.pdf
11. Gereffi G., Humphrey J., Sturgeon T. (2005). The governance of global value chains. Review of International Political Economy, Vol. 12, No. 1, pp. 78—104. https://doi.org/10.1080/09692290500049805
12. Gereffi G., Korzeniewicz M. (eds.). (1994). Commodity chains and global capitalism. Westport, CT: Greenwood Press.
13. Haskel J., Westlake S. (2017). Capitalism without capital: The rise of the intangible economy. Princeton, NJ: Princeton University Press.
14. Havranek T., Irsova Z. (2011). Estimating vertical spillovers from FDI: Why results vary and what the true effect is. Journal of International Economics, Vol. 85, No. 2, pp. 234—244. https://doi.org/10.1016/j.jinteco.2011.07.004
15. Humphrey J. (2004). Upgrading in global value chains (Working Paper No. 28). Geneva: Policy Integration Department, International Labour Organization.
16. Humphrey J., Schmitz H. (2002). How does insertion in global value chains affect upgrading in industrial clusters? Regional Studies, Vol. 36, No. 9, pp. 1017—1027. https://doi.org/10.1080/0034340022000022198
17. IDG (2016). Study Internet of things. Munich: IDG Business Media.
18. Javorcik B. (2004). Does foreign direct investment increase the productivity of domestic firms? In search of spillovers through backward linkages. American Economic Review, Vol. 94, No. 3, pp. 605—627. https://doi.org/10.1257/0002828041464605
19. Kaplinsky R., Morris M. (2001). A handbook for value chain research. Brighton: Institute of Development Studies, University of Sussex.
20. Kaplinsky R. (2000). Globalisation and unequalisation: What can be learned from value chain analysis? Journal of Development Studies, Vol. 37, No. 2, pp. 117—146. https://doi.org/10.1080/713600071
21. Kummritz V., Taglioni D., Winkler D. (2017). Economic upgrading through global value chain participation. Which policies increase the value added gains? Trade and competitiveness global practice group. World Bank Policy Research Working Paper, No. 8007. https://doi.org/10.1596/1813-9450-8007
22. Kummritz V. (2016). Do global value chains cause industrial development? CTEI Working Papers, No. 01-2016. Geneva: Centre for Trade and Economic Integration, Graduate Institute.
23. Lee J. (2010). Global commodity chains and global value chains. In: R. A. Denemark (ed.). The international studies encyclopedia. Oxford: Wiley-Blackwell, pp. 2987—3006.
24. MGI (2017). Digital China: Powering the economy to global competitiveness. McKinsey Global Institute.
25. MGI (2019). Globalization in transition: The future of trade and value chains. McKinsey Global Institute.
26. MGI (2020). Risk, resilience, and rebalancing in global value chains. McKinsey Global Institute.
27. MIT (2020). Supply chain 2020: Special report. Cambridge, MA: MIT Sloan School of Management.
28. Porter M. E. (1979). How competitive forces shape strategy. Harvard Business Review, Vol. 57, No. 2, pp. 137—145.
29. Porter M. (1985). Competitive аdvantage: Creating and sustaining superior performance. New York: The Free Press.
30. Rodrik D. (2018). New technologies, global value chains, and the developing economies. Pathways for prosperity commission. Pathways for Prosperity Commission Background Paper Series, No. 1. Oxford, UK.
31. Sako M., Zylberberg E. (2019). Firm-level strategy and global value chains. In: S. Ponte, G. Gereffi, G. Raj-Reichert (eds.). Handbook on global value chains. Edward Elgar Publishing, рр. 340—353. https://doi.org/10.4337/9781788113779.00030
32. Schmitt A., Biesebroeck J. V. (2017). In-house production versus specific forms of supplier governance: Тesting predictions of the global value chains model. International Journal of Automotive Technology and Management, Vol. 17, No. 1, pp. 6—50. https://doi.org/10.1504/IJATM.2017.10003111
33. Schrank A. (2004). Ready-to-wear development? Foreign investment, technology transfer, and learning by watching in the apparel trade. Social Forces, Vol. 83, No. 1, pp. 123—156. https://doi.org/10.1353/sof.2004.0126
34. Shih W. (2020). Is it time to rethink globalized supply chains? MIT Sloan Management Review, March 19. https://sloanreview.mit.edu/article/is-it-time-to-rethink-globalized-supply-chains/
35. Shin N., Kraemer K. L., Dedrick J. (2012). Value capture in the global electronics industry: Empirical evidence for the “smiling curve” concept. Industry and Innovation, Vol. 19, No. 2, pp. 89—107. https://doi.org/10.1080/13662716.2012.650883
36. Sturgeon T., Van Biesebroeck J., Gereffi G. (2008). Value chains, networks and clusters: Reframing the global automotive industry. Journal of Economic Geography, Vol. 8, No. 3, pp. 297—321. https://doi.org/10.1093/jeg/lbn007
37. Sturgeon T. J., Kawakami M. (2011). Global value chains in the electronics industry: Сharacteristics, crisis, and upgrading opportunities for firms from developing countries. International Journal of Technological Learning, Innovation and Development, Vol. 4, No. 1, pp. 120—147. https://doi.org/10.1504/IJTLID.2011.041902
38. Taglioni D., Winkler D. (2016). Making global value chains work for development. Washington, DC: World Bank. https://doi.org/10.1596/978-1-4648-0157-0
39. Talbot J. M. (1997). Where does your coffee dollar go? The division of income and surplus along the coffee commodity chain. Studies in Comparative International Development, Vol. 32, No. 1, pp. 56—91. https://doi.org/10.1007/BF02696306
40. Teece D. J. (1986). Profiting from technological innovation: Implications for integration, collaboration, licensing and public policy. Research Policy, Vol. 15, No. 6, pp. 285—305. https://doi.org/10.1142/9789812796929_0001
41. Tokatli N. (2013). Toward a better understanding of the apparel industry: A critique of the upgrading literature. Journal of Economic Geography, Vol. 13, No. 6, pp. 993—1011. https://doi.org/10.1093/jeg/lbs043
42. UNCTAD (2013). World investment report, 2013 — Global value chains: Investment and trade for development. Geneva: United Nations Conference for Trade and Development.
43. World Bank (2019). World development report 2019: The changing nature of work. Washington, DC. https://doi.org/10.1596/978-1-4648-1328-3
44. World Bank (2020). World development report 2020: Trading for development in the age of global value chains. Washington, DC.
45. WTO (2013). Fourth global review of aid for trade: “Connecting to value chains” — Summary report. Geneva: World Trade Organization.
Рецензия
Для цитирования:
Дементьев В.Е. Цепочки создания ценности перед вызовами цифровизации и экономического спада. Вопросы экономики. 2021;(3):68-83. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-3-68-83
For citation:
Dementiev V.E. The value chain facing the challenges of digitalization and the economic downturn. Voprosy Ekonomiki. 2021;(3):68-83. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-3-68-83