Российские фармацевтические компании: бизнес-модели лидеров рынка
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-8-127-138
Аннотация
В работе на примере лидирующих фармацевтических компаний-произво-дителей исследуются бизнес-модели как факторы их конкурентоспособности. Представлен обзор бизнес-моделей глобальных фармацевтических компаний. На основе эмпирических данных (база СПАРК) идентифицированы российские компании-лидеры, выявлено, что они используют модели прорывных исследований, модели, направленные на рост стоимости бизнеса, и модели активного управления портфелем. Выделены особенности и перспективы развития каждого типа моделей.
Об авторах
Н. А. КравченкоРоссия
Кравченко Наталия Александровна - доктор экономических наук, профессор, заведующая отделом ИЭОПП СО РАН, профессор ННИГУ.
Новосибирск
А. Т. Юсупова
Россия
Юсупова Альмира Талгатовна - доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ИЭОПП СО РАН, профессор ННИГУ.
Новосибирск
Список литературы
1. Делойт (2017). Тенденции фармацевтического рынка России — 2017. Система прослеживаемости лекарственных препаратов: дополнительные затраты или возможности? М.: Исследовательский центр компании «Делойт» в СНГ. https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/life-sciences-health-care/russian/russian-pharmaceutical-market-trends-2017-ru.pdf
2. Мокроусова И., Еременко Е. (2017). Короли госзаказа — 2017: Рейтинг Forbes // Forbes, 2 марта.
3. Мокроусова И., Еременко Е. (2018). Короли госзаказа — 2018: Рейтинг Forbes // Forbes, 22 февраля.
4. Московская биржа (2017). Обзор тенденций на глобальном и российском фармацевтическом рынке. https://fs.moex.com/files/14283
5. Остервальдер А., Пинье И. (2018). Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора. М.: Альпина Паблишер.
6. Deloitte (2018). Digital strategy: Building digital bridges to end consumers. Russian pharmaceutical market trends in 2018. Moscow: Deloitte CIS Research Centre. https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/life-sciences-health-care/russian-pharmaceutical-market-trends-2018-en.pdf
7. DSM Group (2017). Фармацевтический рынок России 2017. Годовой отчет. http://dsm.ru/docs/analytics/Annual_Report_2017_rus.pdf
8. DSM Group (2018). Фармацевтический рынок России 2018. Годовой отчет. https://dsm.ru/docs/analytics/Annual_report_2018_DSM.pdf
9. Capo Fr., Brunetta F., Boccardelli P. (2014). Innovative business models in the pharmaceutical industry: A case on exploiting value networks to stay competitive. International Journal of Engineering Business Management. https://doi.org/10.5772/59155
10. Chesbrough H., Rosenbloom R. S. (2002). The role of the business model in capturing value from innovation: Evidence from Xerox corporation’s spin-off companies. Industrial and Corporate Change, Vol. 11, No. 3, pp. 529—555.
11. Ehrhardt M. (2015). Is pharma ready for the future? The way medicine is manufactured is about to be radically transformed. Strategy+Business, November 30. https://www.strategy-business.com/article/00363
12. Edmunds R., Pisani J., Strang D. (2016). Pharma’s identity crisis. Four strategies for creating value in life sciences. Strategy+Business, June 15. https://www.strategy-business.com/article/Pharmas-Identity-Crisis?gko=ac347
13. IMAP (2016). Global M&A report. Pharma/biotech 2016. https://www.pharmablender.com/files/report/Global%20Pharma%20Biotech%20MA%20Report%202016.pdf
14. ITA (2016). 2016 top markets report pharmaceuticals. Washington, DC: International Trade Administration. https://www.trade.gov/topmarkets/pdf/Pharmaceuti-cals_Top_Markets_Reports.pdf
15. JSB Intelligence (2005). Strategic analysis of the pharma market, future revenue models and key players. http://www.fgcasal.org/politicafarmaceutica/docs/JSB_Intelligence.PDF
16. KPMG (2017). Pharma outlook 2030: From evolution to revolution. KPMG Global Strategy Group. https://assets.kpmg.com/content/dam/kpmg/xx/pdf/2017/02/pharma-outlook-2030-from-evolution-to-revolution.pdf
17. Magretta J. (2002). Why business models matter? Harvard Business Review, Vol. 80, р. 86-92.
18. Malone T. W., Weill P., Lai R. K., D’Urso V. T., Herman G., Apel Th. G., Woerner S. L. (2006). Do some business models perform better than others? Sloan School of Management, MIT Center for Coordination Science. MIT Sloan Research Paper, No. 4615-06.
19. Nielsen C., Lund M. (2014). An introduction to business models. In: C. Nielsen, M. Lund (eds.). The basics of business models. Copenhagen: BookBoon.com/Ventus Publishing Aps, pp. 8-20.
20. Osterwalder A., Pigneur Y., Tucci L. C. (2004). Clarifying business models: Origins, present, and future of the concept. Communications of AIS, Vol. 16, pp. 1-25.
21. Peruffo E., Pirolo L., Nenni M. E. (2014). Spin-off and innovation in the pharmaceutical industry. International Journal of Engineering Business Management. https://doi.org/10.5772/59019.
22. PhRMA (2015). 2015 biopharmaceutical research industry profile. Washington, DC: Pharmaceutical Research and Manufacturers of America. http://phrma-docs.phrma.org/sites/default/files/pdf/2015_phrma_profile.pdf
23. PricewaterhouseCoopers (2007). Pharma 2020: The vision. Which path will you take? https://www.pwc.com/gx/en/pharma-life-sciences/pdf/pharma2020final.pdf
24. Weill P., Malone T. W., D’Urso V. T., Herman G., Woerner S. L. (2004). Do some business models perform better than others? A study of the 1000 largest US firms. MIT Center for Coordination Science Working Paper, No. 226.
Рецензия
Для цитирования:
Кравченко Н.А., Юсупова А.Т. Российские фармацевтические компании: бизнес-модели лидеров рынка. Вопросы экономики. 2019;(8):127-138. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-8-127-138
For citation:
Kravchenko N.A., Yusupova A.T. Russian pharmaceutical companies: Business models of market leaders. Voprosy Ekonomiki. 2019;(8):127-138. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-8-127-138