Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Инфраструктурная ипотека в России: возможности и перспективы

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-2-114-133

Аннотация

В статье показано, что в зависимости от целей, преследуемых федеральным правительством и доступных ему межбюджетных инструментов, предпочтителен различный дизайн инфраструктурной ипотеки. Предложено три ее варианта в России, каждый из них лучше подходит для определенных типов проектов и использует разные формы субсидий. По нашей оценке, реализация инфраструктурной ипотеки в России может повысить среднегодовые темпы экономического роста на 0,5 п. п. на горизонте 5—7 лет. В долгосрочном периоде рост финансирования инфраструктуры за счет использования такой ипотеки может повысить долгосрочные темпы экономического роста на 0,9 п. п., что на протяжении жизни одного поколения (20—30 лет) позволит увеличить ВВП на 20—30%. При этом в случае изменения структуры расходов бюджета и отсутствия роста бюджетного дефицита и государственного долга прямого влияния на денежно-кредитную политику не произойдет. Увеличение дефицита бюджета и наращивание государственного долга могут негативно воздействовать на инфляционные ожидания, что потребует более длительного ужесточения денежно-кредитной политики для их стабилизации.

Об авторах

Г. И. Идрисов
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Идрисов Георгий Искандерович, д. э. н., проректор РАНХиГС, директор Института отраслевых рынков и инфраструктуры (ИОРИ) РАНХиГС

Москва



Ю. Ю. Пономарев
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Институт экономической политики имени Е. Т. Гайдара
Россия

Пономарев Юрий Юрьевич, к. э. н., зав. лабораторией инфраструктурных и пространственных исследований ИОРИ РАНХиГС, с. н. с. лаборатории исследований отраслевых рынков и инфраструктуры Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара

Москва



Список литературы

1. Абрамов А., Радыгин А., Чернова М., Энтов Р. (2017). Государственная собственность и характеристики эффективности // Вопросы экономики. № 4. С. 5—37. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-4-5-37

2. Идрисов Г., Пономарев Ю., Синельников-Мурылев С. (2015). Условия торговли и экономическое развитие современной России // Экономическая политика. № 3. С. 7—37.

3. Идрисов Г., Синельников-Мурылев С. (2013). Бюджетная политика и экономический рост // Вопросы экономики. № 8. С. 35—59. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2013-8-35-59

4. Литвинова Ю. О., Пономарев Ю. Ю. (2016). Анализ влияния развития транспортной инфраструктуры на совокупную факторную производительность // Российское предпринимательство. Т. 17, № 1. С. 89—98.

5. Мау В. (2016). Антикризисные меры или структурные реформы: экономическая политика России в 2015 году // Вопросы экономики. № 2. С. 5—33. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-2-5-33

6. Мюллер Д. (2009). Общественный выбор III. М.: ГУ ВШЭ

7. Радыгин А., Симачев Ю., Энтов Р. (2015). Государственная компания: сфера проявления «провалов государства» или «провалов рынка»? // Вопросы экономики. № 1. С. 45—79. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2015-1-45-79

8. Aschauer D. A. (1989). Is public expenditure productive? Journal of Monetary Economics , Vol. 23, No. 2, pp. 177—200.

9. Barro R. J. (1991). Economic growth in a cross section of countries. Quarterly Journal of Economics, Vol. 106, No. 2, pp. 407—443.

10. Bess R., Ambargis Z. O. (2011). Input­output models for impact analysis: Suggestions for practitioners using RIMS II multipliers. Paper presented at the 50th Southern Regional Science Association Conference, New Orleans, Louisiana, March 23—27. https://www.bea.gov/system/files/papers/WP2012-3.pdf

11. Canning D. (1998). A database of world stocks of infrastructure, 1950—95. The World Bank Economic Review, Vol. 12, No. 3, pp. 529—547.

12. Canning D., Fay M. (1993). The effect of transportation networks on economic growth. Columbia University. Department of Economics Discussion Papers, No. 653a.

13. Ciccone A. (2002). Agglomeration effects in Europe. European Economic Review, Vol. 46, No. 2, pp. 213—227.

14. CDFA (2010). Tax increment finance best practices reference guide (2nd ed.). Council of Development Finance Agencies. https://www.cdfa.net/cdfa/cdfaweb.nsf/ord/TIFGuide.html

15. Dobbs R., Pohl H., Lin D.-Y., Mischke J., Garemo N., Hexter J., Matzinger S., Palter R., Nanavatty R. (2013). Infrastructure productivity: How to save $1 trillion a year. McKinsey Global Institute. January.

16. European Commission (2012). The quality of public expenditures in the EU. European Economy. Occasional Papers, No. 125.

17. Fernald J. G. (1999). Roads to prosperity? Assessing the link between public capital and productivity. American Economic Review, Vol. 89, No. 3, pp. 619—638.

18. Head K., Ries J., Swenson D. (1995). Agglomeration benefits and location choice: Evidence from Japanese manufacturing investments in the United States. Journal of International Economics, Vol. 38, No. 3—4, pp. 223—247.

19. IMF (2014). World economic outlook: Legacies, clouds, uncertainties. Ch. 3: Is it time for an infrastructure push?Washi ngton, DC: International Monetary Fund. October.

20. King C., Vecia G., Thompson I. (2015). Innovative financing for transport schemes: A European reference resource. Briefing Paper 7. Sintropher project, POLIS, University College London. https://www.polisnetwork.eu/publicdocuments/download/1757/document/transportation-levies-2---finalpolis.pdf

21. London First (2015). London’s infrastructure: Investing for growth. London. https://www.londonfirst.co.uk/sites/default/files/documents/2018-05/Londons_Infrastructure_Investing_for_Growth.pdf

22. Melo P. C., Graham D. J., Brage-Ardao R. (2013). The productivity of transport infrastructure investment: A meta-analysis of empirical evidence. Regional Science and Urban Economics, Vol. 43, No. 5, pp. 695—706.

23. Musgrave R. А. (1959). The theory of public finance. New York: McGraw-Hill.

24. Musgrave R. A., Musgrave P. B. (1989). Public finance in theory and practice (5th ed.). Singapore: McGraw-Hill.

25. NEI (2010). New nuclear plants: An engine for job creation, economic growth. Washington , DC: Nuclear Energy Institute.

26. Oates W. E. (1972). Fiscal federalism. New York: Harcourt Brace Jovanovich.

27. Oates W. E. (1999). An essay on fiscal federalism. Journal of Economic Literature, Vol. 3, No. 37, pp. 1120—1149.

28. Reinert E. S. (2007). How rich countries got rich …and why poor countries stay poor. London: Constable.

29. Rickman D. S., Schwer R. K. (1995). A comparison of the multipliers of IMPLAN, REMI, and RIMS II: Benchmarking ready-made models for comparison. The Annals of Regional Science, Vol. 29, No. 4, pp. 363—374.

30. Tavasszy L., De Jong G. (eds.) (2013). Modelling freight transport. Elsevier.

31. Usher D. (1995). The uneasy case for equalization payments. Vancouver: The Fraser Institute.

32. van de Vooren F. W. C. J. (2004). Modelling transport in interaction with the economy. Transportation Research Part E Logistics and Transportation Review, Vol. 40, No. 5, pp. 417—437.

33. Wu A. et al. (2008). Economic contribution rate analysis of Chinese transportation infrastructure construction: Based on the input-output data sheet in 2002. In: L. F. Cohn (ed.). Transportation and development innovative best practices. Proceedings of the first international symposium, Beijing, China, April 24—26. Virginia: American Society of Civil Engineers, pp. 81—86.


Рецензия

Для цитирования:


Идрисов Г.И., Пономарев Ю.Ю. Инфраструктурная ипотека в России: возможности и перспективы. Вопросы экономики. 2019;(2):114-133. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-2-114-133

For citation:


Idrisov G.I., Ponomarev Y.Yu. Infrastructure mortgage in Russia: Opportunities and prospects. Voprosy Ekonomiki. 2019;(2):114-133. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-2-114-133

Просмотров: 1130


ISSN 0042-8736 (Print)