Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Бюджетные правила: избыточное ограничение или неотъемлемый инструмент бюджетной устойчивости?

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-4-5-29

Полный текст:

Аннотация

В работе анализируется международный и российский опыт применения бюджетных правил. Приводятся теоретические и эмпирические аргументы в пользу сохранения действующих в России бюджетных правил с некоторой их корректировкой, направленной на обеспечение относительно стабильного уровня расходов федерального бюджета при гарантированном исполнении всех обязательств государства, на поддержание контрциклического характера бюджетной политики на основе надлежащей гибкости и соразмерности реагирования на изменение доходов, на повышение устойчивости правил даже к сильным внутренним и внешним шокам. Основные новации в дизайне бюджетных правил связаны с корректировкой способа определения базовой цены на нефть, расчета величины циклических доходов и целевого значения структурного дефицита, правил финансирования дефицита. Отличительной чертой предлагаемых бюджетных правил выступает повышение их гибкости - предоставление возможности увеличить в заданных пределах и на заданный срок величину структурного дефицита в случае особо сильных шоков. Действие предлагаемого модифицированного бюджетного правила проверяется путем моделирования на фактических данных за 2005-2015 гг. и прогнозных данных на 2015-2025 гг.

Об авторах

Е. Т. Гурвич
Экономическая экспертная группа; Научно-исследовательский финансовый институт
Россия
к. ф.-м. н., руководитель Экономической экспертной группы, руководитель Центра бюджетного анализа и прогнозирования Научно-исследовательского финансового института (Москва)


И. А. Соколов
РАНХиГС
Россия
к. э. н., ведущий научный сотрудник лаборатории отраслевых рынков и инфраструктуры ИПЭИ РАНХиГС, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса (Москва)


Список литературы

1. Беляков И. (2015). О бюджетной стоимости банковских кризисов // Финансовый журнал. № 5. C. 45-58

2. Гурвич Е., Суслина А. (2015). Динамика собираемости налогов в России: макроэкономический подход // Финансовый журнал. № 4. С. 22-33. [

3. Гурвич Е., Беляков И., Прилепский И. (2015). Нефтяной суперцикл и бюджетная политика // Вопросы экономики. № 9. С. 5-30

4. Aghion P., Marinescu I. (2007). Cyclical budgetary policy and economic growth: What do we learn from OECD panel data? NBER Macroeconomics Annual, pp. 251-278.

5. Badinger H. (2009). Fiscal rules, discretionary fiscal policy, and macroeconomic stability: An empirical assessment for OECD countries. Applied Economics, Vol. 41, No. 7, pp. 829-847.

6. Bergman U., Hutchison M. (2015). Economic stabilization in the post-crisis world: Are fiscal rules the answer? Journal of International Money and Finance, Vol. 52, April, pp. 82-101.

7. Bova E., Kinda T., Muthoora P., Toscani F. (2015). Fiscal rules at a glance. Washington, DC: IMF.

8. Bova E., Medas P., Poghosyan T. (2016). Macroeconomic stability in resource-rich countries: The role of fiscal policy. IMF Working Paper, No. WP/16/36.

9. Cordes T. et al. (2015). Expenditure rules: Effective tools for sound fiscal policy? IMF Working Paper, No. WP/15/29.

10. Dupont J., Kwarteng K. (2012). Binding the hands of government - a credible fiscal rule for the UK. IEA Paper, No. 36.

11. Eberhardt M., Presbitero A. (2013). This time they are different: Heterogeneity and nonlinearity in the relationship between debt and growth. IMF Working Paper, No. WP/13/248.

12. Fatás A., Mihov I. (2008). Fiscal discipline, volatility and growth. In: G. Perry, L. Serven, R. Suescun (eds.). Prudence or abstinence? Fiscal policy, stabilization, and growth. Washington, DC: World Bank, pp. 43-74.

13. Frankel J. et al. (2013). On graduation from fiscal procyclicality. Journal of Development Economics, Vol. 100, No. 1, pp. 32-47.

14. Guerguil M., Mandon P., Tapsoba R. (2015). Flexible fiscal rules and countercyclical fiscal policy. IMF Working Paper, No. WP/15/8.

15. Holm-Hadulla F., Hauptmeier S., Rother P. (2010). The impact of numerical expenditure rules on budgetary discipline over the cycle. ECB Working Paper, No. 1169.

16. Husain A. M., Tazhibayeva K., Ter-Martirosyan A. (2008). Fiscal policy and economic cycles in oil-exporting countries. IMF Working Paper, No. WP/08/253.

17. Ilzetzki E., Vegh C. (2008). Procyclical fiscal policy in developing countries: Truth or fiction? NBER Working Paper, No. 14191.

18. IMF (2009). Fiscal rules - Anchoring expectations for sustainable public finances. Washington, DC.

19. IMF (2015a). Regional economic outlook: Middle East and Central Asia. Washington, DC. IMF (2015b). World economic outlook. Adjusting to lower commodity prices. Washington, DC.

20. Mandon P. (2014). Evaluating treatment effect and causal effect of fiscal rules on procyclicality. New assessments on old debate: Rules vs. discretion. Etudes et Documents, No. 14, CERDI.

21. McManus R., Ozkan F. (2015). On the consequences of pro-cyclical fiscal policy. Fiscal Studies, Vol. 36, No. 1, pp. 29-50.

22. Nerlich C., Reuter W. (2015). Fiscal rules, fiscal space and procyclical fiscal policy. ECB Working Paper, No. 1872.

23. Ossowski R. (2013). Fiscal rules and resource funds in nonrenewable resource exporting countries: International experience. IADB Discussion Paper, No. IDB-DP-290.

24. Pescatori A. et al. (2014). Debt and growth: Is there a magic threshold? IMF Working Paper, No. WP/14/34.

25. Reuter W. (2015). National numerical fiscal rules: Not complied with, but still effective? European Journal of Political Economy, Vol. 39, No. C, pp. 67-81.

26. Schaechter A. et al. (2012). Fiscal rules in response to the crisis - Toward the “next-generation” rules. A new dataset. IMF Working Paper, No. WP/12/187.

27. Schick A. (2010). Post-crisis fiscal rules: Stabilising public finance while responding to economic aftershocks. OECD Journal on Budgeting, Vol. 2010/2, pp. 1-17.

28. Sturm M. et al. (2009). Fiscal policy challenges in oil-exporting countries. ECB Occasional Paper, No. 104.

29. Villafuerte M., López-Murphy P. (2010). Fiscal policy in oil producing countries during the recent oil price cycle. IMF Working Paper, No. WP/10/28.


Для цитирования:


Гурвич Е.Т., Соколов И.А. Бюджетные правила: избыточное ограничение или неотъемлемый инструмент бюджетной устойчивости? Вопросы экономики. 2016;(4):5-29. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-4-5-29

For citation:


Gurvich E., Sokolov I. Fiscal rules: Excessive limitation or indispensable instrument of fiscal sustainability? Voprosy Ekonomiki. 2016;(4):5-29. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-4-5-29

Просмотров: 70


ISSN 0042-8736 (Print)