Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Корпоративная благотворительностьи корпоративная филантропия: экономико-социологический анализ

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-3-115-130

Полный текст:

Аннотация

Существует несколько подходов к объяснению мотивов корпоративной благотворительности и филантропии. В структурном функционализме эти явления связываются с идеей солидарности; согласно институциональному подходу они представляют собой способ легитимации бизнеса; в критической теории корпоративная благотворительность и филантропия выполняют идеологическую функцию - сохранение доминирующего положения господствующего класса. В данной работе существующие модели благотворительности дополняются моделью, в которой этот институт встроен в патримониальный тип взаимодействия между бизнесом и властью: государство предоставляет компаниям привилегию вести бизнес на его территории в обмен на их лояльность.

Об авторах

О. Е. Кузина
НИУ ВШЭ
Россия
к.  э.  н., PhD, проф. департамента социологии, старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ (Москва)


М. В. Чернышева
НИУ ВШЭ
Россия
аспирант департамента социологии НИУ ВШЭ (Москва)


Список литературы

1. Гофман А. Б. (2013). Солидарность или правила, Дюркгейм или Хайек? О двух формах социальной интеграции // Социологический ежегодник 2012 / Под ред. Н. Е. Покровского, Д. В. Ефременко. Москва: ИНИОН РАН

2. Димаджио П., Пауэлл У. (2010). Новый взгляд на «железную клетку»: институциональный изоморфизм и коллективная рациональность в организационных полях // Экономическая социология. № 1. С. 34-57

3. Дюркгейм Э. (1996). О разделении общественного труда. М.: Канон

4. Краснопольская И. И. (2013). Связь корпоративной социальной ответственности и гражданского общества: теоретическое обоснование // Гражданское общество в России и за рубежом. № 2. С. 2-7

5. Кузина О. Е., Чернышева М. В. (2015). Корпоративная благотворительность и ответственность: обоснование понятий // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 4. С. 154-165

6. Ледяев В. Г. (2009). Власть, авторитет и господство в России: основные характеристики и формы // Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований. № 4. С. 61-94

7. Норт Д. (1997). Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала

8. Олейник А. Н. (2011). Власть и рынок: система социально-экономического господства в России «нулевых» годов. М.: РОССПЭН

9. Перегудов С., Семененко И. (2009). Бизнес и государство в социальной сфере: конфронтация или партнерство? // Мировая экономика и международные отношения. № 6. С. 58-66

10. Полищук Л. (2009). Корпоративная социальная ответственность или государственное регулирование: анализ институционального выбора // Вопросы экономики. № 10. С. 4-22

11. Чирикова А. Е. (2012). Государство и бизнес: взаимодействие на поле социальной политики в современной России // Россия реформирующаяся. Вып. 11 / Отв. ред. М. К. Горшков. М: Новый хронограф. С. 169-190

12. Шишкин С. В. (ред.) (2005). Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? М.: ВШЭ

13. Яровой А. И. (2010). Влияние институтов власти на развитие корпоративной социальной ответственности в России и Европейском Союзе // Бизнес. Общество. Власть. № 4. С. 92-112

14. Arnove R. F. (1980). Philanthropy and cultural imperialism: The foundations at home and abroad. Boston: G. K. Hall.

15. Baron D. (2001). Private politics, corporate social responsibility, and integrated strategy. Journal of Economics and Management Strategy, Vol. 10, No. 1, pp. 7-45.

16. Benabou R., Tirole J. (2003). Intrinsic and Extrinsic Motivation. Review of Economic Studies, Vol. 70, No. 3, pp. 489-520.

17. Benabou R., Tirole J. (2010). Individual and Corporate Social Responsibility. Economica, Vol. 77, No. 305, pp. 1-19.

18. Berman S., Wicks A., Kotha S., Jones T. (1999). Does stakeholder orientation matter? The relationship between stakeholder management models and firm financial performance. Academy of Management Journal, Vol. 42, No. 5, pp. 488-506.

19. Brammer S., Jackson G., Matten D. (2012). Corporate social responsibility and institutional theory: New perspectives on private governance. SocioEconomic Review, Vol. 10, No. 1, pp. 3-28.

20. Brekke K., Nyborg K. (2004). Moral hazard and moral motivation: Corporate social responsibility as labor market screening. University of Oslo Department of Economics Memorandum, No. 25.

21. Campbell D., Moore G., Metzger M. (2002). Corporate philanthropy in the UK 1985-2000: some empirical findings. Journal of Business Ethics, Vol. 39, No. 1, pp. 29-41.

22. Carroll A. (1991). The Pyramid of Corporate Social Responsibility: Toward the Moral Management of Organizational Stakeholders. Business Horizons. Vol. 34, No. 4, pp. 39-48.

23. CECP (2015). Giving in numbers. In association with The Conference Board.

24. Clarkson M. (1995). A stakeholder framework for analyzing and evaluating corporate social performance. Academy of Management Review, Vol. 20, No. 1, pp. 92-117.

25. Davis K. (1973). The case for and against business assumption of social responsibilities. Academy of Management Journal, Vol. 16, No. 2, pp. 312-322.

26. Dekker P. (2009). Civicness: from civil society to civic services? VOLUNTAS: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations, Vol. 20, No. 3, pp. 220-238.

27. Domini A. (1992). What is social investing? Who are social investors? The social Investment Almanac. N. Y.: Holt.

28. European Commission (2001). Green Paper - Promoting a European Framework for Corporate Social Responsibility. Bruxelles: European Commission.

29. Fleming P., Jones M. (2013). The end of corporate social responsibility: Crisis and critique. L.: Sage.

30. Freeman E. (1984). Strategic management: a stakeholder approach. Boston: Pittman-Ballinger.

31. Friedman M. (1970). The social responsibility of business is to increase its profits. New York Times Magazine, September 13.

32. Ganiga U., Mele D. (2004). Corporate social responsibility theories: mapping the territory. Journal of Business Ethics, Vol. 53, No. 1, pp. 51-71.

33. Gautier A., Pache A. (2013). Research on corporate philanthropy: A review and assessment. Journal of Business Ethics, Vol. 126, No. 3, pp. 343-369.

34. Giving USA (2015). The annual report on philanthropy for the year 2014.

35. Greening D., Turban D. (2000). Corporate social performance as a competitive advantage in attracting a quality workforce. Business and Society, Vol. 39, No. 3, pp. 254-280.

36. Griffin J., Mahon F. (1997). The corporate social performance and corporate financial performance debate: Twenty-five years of incomparable research. Business and Society, Vol. 36, No. 1, pp. 5-31.

37. Jones T., Wicks A. (1999). Convergent stakeholder theory. Academy of Management Review, Vol. 24, No. 2, pp. 206-221.

38. Kitzmueller M, Shimshack J. (2012). Economic perspectives on corporate social responsibility. Journal of Economic Literature, Vol. 50, No. 1, pp. 51-84.

39. Kotler P., Lee N. (2004). Corporate social responsibility: doing the most good for your company and your cause. Hoboken, NJ: Wiley.

40. KPMG (2013). The KPMG Survey of Corporate Responsibility Reporting.

41. Kuhn T., Deetz S. (2008). Critical theory and corporate social responsibility: Can/ should we get beyond cynical reasoning? In: A. Crane et al. (eds.). The Oxford handbook of corporate social responsibility. Oxford: Oxford University Press.

42. Lev B., Petrovits C., Radhakrishnan S. (2010). Is doing good good for you? How corporate charitable contributions enhance revenue growth. Strategic Management Journal, Vol. 31, No. 2, pp. 182-200.

43. Mauss M. (2002). The gift: forms and functions of exchange in Archaic Societies. L.; N. Y.: Routledge.

44. Navarro P. (1988). Why do corporations give to charity? Journal of Business, Vol. 61, No. 1, pp. 65-93.

45. Oliver Ch. (1991). Strategic Responses to Institutional Processes. Academy of Management Review, Vol. 16, No. 1, pp. 145-179.

46. Parsons Т. (1971). The system of modern societies. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.

47. Porter M., Kramer M. (2006). Strategy and society. Harvard Business Review, Vol. 84, No. 12, pp. 78-92.

48. Roelofs J. (2003). Foundations and public policy: The mask of pluralism. Albany: SUNY Press.

49. Roman R., Hayibor S., Agle B. (1999). The relationship between social performance and financial performance. Business and Society, Vol. 38, No. 1, pp. 109-125.

50. Sahlins M. (1965). On the sociology of primitive exchange. L.: Tavistock.

51. Sen S., Bhattacharya C. (2001). Does doing good always lead to doing better? Consumer reactions to corporate social responsibility. Journal of Marketing Research, Vol. 38, No. 2, pp. 225-243.

52. Sen S., Bhattacharya C., Korschun D. (2006). The role of corporate social responsibility in strengthening multiple stakeholder relationships: A field experiment. Journal of the Academy of Marketing Science, Vol. 34, No. 2, pp. 158-166.

53. Simon A. (1991). Organizations and markets. Journal of Economic Perspectives, Vol. 5, No. 2, pp. 25-44.

54. Sundaram A., Inkpen A. (2004). The corporate objective revisited. Organization Science, Vol. 15, No. 3, pp. 350-363.

55. Thorup M. (2013). Pro Bono? Philanthrocapitalism as ideological answer to inequality. Ephemera, Vol. 13, No. 3, pp. 555-576.

56. Vlachos P., Tsamakos A., Vrechopoulus A., Avramidis P. (2009). Corporate social responsibility: Attributions, loyalty, and the mediating role of trust. Journal of the Academy of Marketing Science, Vol. 37, No. 2, pp. 170-190.

57. Vogel D. (2006). The market for virtue. Washington, DC: Brookings Institution.

58. Weber M. (1978). Economy and society. Berkeley, CA: University of California Press.


Для цитирования:


Кузина О.Е., Чернышева М.В. Корпоративная благотворительностьи корпоративная филантропия: экономико-социологический анализ. Вопросы экономики. 2016;(3):115-130. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-3-115-130

For citation:


Kuzina O., Chernysheva M. Corporate charity and corporate philanthropy in russia: an economic sociology analysis. Voprosy Ekonomiki. 2016;(3):115-130. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-3-115-130

Просмотров: 63


ISSN 0042-8736 (Print)