Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Базовые ценности россиян и других европейцев (по материалам опросов 2008 года)

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2010-12-107-130

Аннотация

На данных, полученных с помощью методики Ш. Шварца в рамках четвертого раунда Европейского социального исследования (2008 г.), предпринят анализ базовых ценностей российского населения и их сравнение с ценностями населения 31 европейской страны. Осуществлено три вида сопоставлений: сравнение страновых средних, сравнение стран с учетом их внутренней ценностной неоднородности, а также межстрановые сравнения при контроле различий в социально-демографическом составе стран. Полученные результаты свидетельствуют о наличии ценностных барьеров на пути развития российской экономики и российского общества и указывают на необходимость разработки культурной политики, направленной на их преодоление.

Об авторах

В. Магун
Институт социологии РАН; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

завсектором исследований личности Института социологии РАН, ведущий научный сотрудник НИУ ВШЭ



М. Руднев
Институт социологии РАН; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия
научный сотрудник Института социологии РАН и НИУ ВШЭ


Список литературы

1. Андреенкова А. В. Материалистические/постматериалистические ценности в России// Социологические исследования. 1994. № 11.

2. Магун В. С. Динамика трудовых ценностей российских работников: 1991-2004 гг. // Российский журнал менеджмента. 2006. № 4.

3. Магун В. С. Трудовые ценности российского населения: социалистическая модель и постсоциалистическая реальность // Куда идет Россия? Альтернативы общественного раз- вития. Вып. II / Под ред. Т. И. Заславской. М.: Аспект-пресс, 1995.

4. Магун В. С. Ценностный реванш в современном российском обществе // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. М.: Интерпракс, 1994.

5. Магун В., Руднев М. Жизненные ценности населения Украины: сравнение с 23 другими европейскими странами // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2007. № 3-4.

6. Магун В., Руднев М. Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2008. № 1.

7. Магун В., Руднев М. Сходства и отличия базовых ценностей россиян и других европейцев // Россия в Европе. По материалам международного сравнительного социологического проекта «Европейское социальное исследование» / Отв. ред.А. В. Андреенкова, Л. А. Беляева М.: Академия, 2009.

8. Население России 2006: Четырнадцатый ежегодный демографический доклад / Отв. ред. А. Г. Вишневский. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. C. 51-58.

9. Харрисон Л. Кто процветает? Как культурные ценности способствуют успеху в экономике и политике. М.: Фонд «Либеральная миссия»; Новое издательство, 2008.

10. Шлейфер А., Трейзман Д. Россия - нормальная страна // Россия в глобальной политике. 2004. № 2.

11. Ясин Е. Г., Снеговая М. В. Тектонические сдвиги в мировой экономике. Что скажет фактор культуры. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009.

12. Davidov E., Schmidt P., Schwartz S. Bringing Values Back In: the Adequacy of the European Social Survey to Measure Values in 20 countries // Public Opinion Quarterly. 2008. Vol. 72, No 3. P. 420-445.

13. Inglehart R. Measuring Culture and Cultural Change: an Introduction / Paper presented to The Samuel Huntington Symposium: Culture, Cultural Change and Economic Development. Moscow, 25 May, 2010.

14. Inglehart R. Modernization and Postmodernization: Cultural, Economic and Political Change in 43 Societies. Princeton: Princeton University Press, 1997.

15. Inglehart R., Baker W. E. Modernization, Cultural Change, and the Persistence of Traditional Values // American Sociological Review. 2000. Vol. 65, No 1. P. 19-51.

16. Maslow A. H. Motivation and Personality. 2nd ed. N. Y.: Harper & Row, 1970.

17. Measuring Attitudes Cross-Nationally: Lessons from the European Social Survey / R. Jowell et al. (eds.). L.: Sage, 2007.

18. Norris P., Davis J. A Continental Divide? Social Capital in the US and Europe // Measuring Attitudes Cross-Nationally: Lessons from the European Social Survey. P. 239-264.

19. Schwartz S. H. A Proposal for Measuring Value Orientations across Nations // Questionnaire Development Package of the European Social Survey. 2003. http://www. europeansocialsurvey.org/index.php?option=com_docman&task=doc_view&gid=126&Itemid=80.

20. Schwartz S. H. Cultural Value Orientations: Nature and Implications of National Differences. Moscow: State University - Higher School of Economics Press, 2008.

21. Schwartz S. H. et al. Extending the Cross-Cultural Validity of the Theory of Basic Human Values with a Different Method of Measurement // Journal of Cross Cultural Psychology. 2001. Vol. 32, No 5. P. 519-542.

22. Schwartz S. H. Instructions for Computing Scores for the 10 Human Values and Using them in Analyses // Documentation for ESS-1. 2003. http://ess.nsd.uib.no/ess/doc/ess1_human_values_scale.pdf;

23. Schwartz S. H. Universals in Content and Structure of Values: Theoretical Advances and Empirical Tests in 20 Countries // Advances in Experimental Social Psychology. Vol. 25. San Diego, CA: Academic Press, 1992. P. 1-66.

24. Schwartz S. H., Bardi A. Influences of Adaptation to Communist Rule on Value Priorities in Eastern Europe // Political Psychology. 1997. Vol. 18, No 2. P. 385-410.

25. Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a Theory of the Universal Content and Structure of Values: Extensions and Cross-Cultural Replications // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 58, No 5. P. 878-891.

26. Schwartz S. H., Lehmann A., Roccas S. Multimethod Probes of Basic Human Values // Social Psychology and Culture Context: Essays in Honor of Harry C. Triandis. Newbury Park, CA: Sage, 1999.

27. Schwartz S. H., Verkasalo M., Antonovsky A., Sagiv L. Value Priorities and Social Desirability: Much Substance, Some Style // British Journal of Social Psychology. 1997. Vol. 36, No 1. P. 3-18.

28. Shleifer A., Treisman D. A Normal Country // Foreign Affairs. 2004. March/April.

29. Tibshirani R., Walther G., Hastie T. Estimating the Number of Clusters in a Dataset via the Gap Statistic // Journal of the Royal Statistical Society. 2001. Vol. 63. P. 411-423.

30. Verkasalo M., Lönnqvist J.-E., Lipsanen J., Helkama K. European Norms and Equations for a Two Dimensional Presentation of Values as Measured with Schwartz's 21-item Portrait Values Questionnaire // European Journal of Social Psychology. 2009. Vol. 39, No 5. P. 780-792.


Рецензия

Для цитирования:


Магун В., Руднев М. Базовые ценности россиян и других европейцев (по материалам опросов 2008 года). Вопросы экономики. 2010;(12):107-130. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2010-12-107-130

For citation:


Magun V., Rudnev M. Basic Human Values of Russians and Other Europeans (The Results of 2008 Surveys). Voprosy Ekonomiki. 2010;(12):107-130. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2010-12-107-130

Просмотров: 745


ISSN 0042-8736 (Print)