Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Образование, социальный капитал и экономическое развитие (обзор основных исследований)

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2010-8-112-122

Полный текст:

Аннотация

Как показывают результаты многочисленных исследований, образование положительно влияет на экономический рост не только напрямую (путем освоения новых знаний и совершенствования технологий), но и косвенно, формируя благоприятную социальную среду. Уровень образования индивида значим практически для всех видов социального взаимодействия. Существуют две гипотезы, объясняющие эту зависимость. Согласно первой, образование снижает уровень насилия в обществе: на смену оружию при разрешении конфликтов приходят суды и законодательные органы, что способствует более надежной защите прав собственности и, как следствие, экономическому росту. Согласно второй, образование обладает значительными положительными экстерналиями: совместное обучение выступает важным способом социализации и формирования общих ментальных моделей. Не будучи взаимоисключающими, эти гипотезы указывают на решающую роль образования в накоплении социального капитала.

Об авторе

Т. Натхов
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия
кандидат экономических наук, доцент кафедры институциональной экономики 


Список литературы

1. Acemoglu D., Johnson S., Robinson J. Institutions as the Fundamental Cause of Long-Run Growth // Handbook of Economic Growth. Vol. 1A / P. Aghion, S. N. Durlauf (eds.). N. Y.: Elsevier, 2005.

2. Alesina A., Ozler S., Roubini N., Swagel P. Political Instability and Economic Growth // Journal of Economic Growth. 1996. Vol. 1, No 2. P. 189-212.

3. Dasgupta P. Social Capital and Economic Performance: Analytics // Mimeo. Faculty of Economics, University of Cambirdge, 2002.

4. Djankov S., Glaeser E., La Porta R., Lopez-de-Silanes F., Shleifer A. The New Comparative Economics // NBER Working Paper. 2003. No 9608.

5. Easterly W. The Elusive Quest for Growth: Economist's Adventures and Misadventures in the Tropics. MIT Press, 2001.

6. Glaeser Ed. The Formation of Social Capital // Canadian Journal of Policy Research. 2001. Vol. 2, No 1.

7. Glaeser Ed., La Porta R., Lopez-de-Silanes F., Shleifer A. Do Institutions Cause Growth? // NBER Working Paper. 2004. No 10568.

8. Glaeser Ed., Laibson D., Sacerdote B. The Economic Approach to Social Capital // NBER Working Paper. 2000. No 7728.

9. Helliwell J., Putnam R. Education and Social Capital // Eastern Economic Journal. 2007. Vol. 33, No 1.

10. Knack S., Keefer P. Does Social Capital Have an Economic Payoff? A Cross-Country Investigation // Quarterly Journal of Economics. 1997. Vol. 112, No 4. P. 1251-1288.

11. La Porta R., Lopez-de-Silanes F., Shleifer A., Vishny R. Trust in Large Organizations // American Economic Review Papers and Proceedings. 1997. Vol. 87, No 2. P. 333-338.

12. Lipset S. M. Political Man: The Social Basis of Modern Politics. N. Y.: Doubleday, 1960.

13. Narayan D., Pritchett L. Cents and Sociability: Household Income and Social Capital in Rural Tanzania // Economic Development and Cultural Chance. 1999. Vol. 47, No 4. P. 871-897.

14. Nie N. H., Junn J., Stehlik-Barry K. Education and Democratic Citizenship in America. Chicago: University of Chicago Press, 1996.

15. North D. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.

16. Putnam R., Leonardi L., Nanetti R. Making Democracy Work: Civic Traditions in Modern Italy. Princeton: Princeton University Press, 1993.


Рецензия

Для цитирования:


Натхов Т. Образование, социальный капитал и экономическое развитие (обзор основных исследований). Вопросы экономики. 2010;(8):112-122. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2010-8-112-122

For citation:


Natkhov T. Education, Social Capital, and Economic Development (Review of Basic Studies). Voprosy Ekonomiki. 2010;(8):112-122. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2010-8-112-122

Просмотров: 584


ISSN 0042-8736 (Print)