

Образование, социальный капитал и экономическое развитие (обзор основных исследований)
Аннотация
Как показывают результаты многочисленных исследований, образование положительно влияет на экономический рост не только напрямую (путем освоения новых знаний и совершенствования технологий), но и косвенно, формируя благоприятную социальную среду. Уровень образования индивида значим практически для всех видов социального взаимодействия. Существуют две гипотезы, объясняющие эту зависимость. Согласно первой, образование снижает уровень насилия в обществе: на смену оружию при разрешении конфликтов приходят суды и законодательные органы, что способствует более надежной защите прав собственности и, как следствие, экономическому росту. Согласно второй, образование обладает значительными положительными экстерналиями: совместное обучение выступает важным способом социализации и формирования общих ментальных моделей. Не будучи взаимоисключающими, эти гипотезы указывают на решающую роль образования в накоплении социального капитала.
Об авторе
Т. НатховРоссия
кандидат экономических наук, доцент кафедры институциональной экономики
Список литературы
1. Acemoglu D., Johnson S., Robinson J. Institutions as the Fundamental Cause of Long-Run Growth // Handbook of Economic Growth. Vol. 1A / P. Aghion, S. N. Durlauf (eds.). N. Y.: Elsevier, 2005.
2. Alesina A., Ozler S., Roubini N., Swagel P. Political Instability and Economic Growth // Journal of Economic Growth. 1996. Vol. 1, No 2. P. 189-212.
3. Dasgupta P. Social Capital and Economic Performance: Analytics // Mimeo. Faculty of Economics, University of Cambirdge, 2002.
4. Djankov S., Glaeser E., La Porta R., Lopez-de-Silanes F., Shleifer A. The New Comparative Economics // NBER Working Paper. 2003. No 9608.
5. Easterly W. The Elusive Quest for Growth: Economist's Adventures and Misadventures in the Tropics. MIT Press, 2001.
6. Glaeser Ed. The Formation of Social Capital // Canadian Journal of Policy Research. 2001. Vol. 2, No 1.
7. Glaeser Ed., La Porta R., Lopez-de-Silanes F., Shleifer A. Do Institutions Cause Growth? // NBER Working Paper. 2004. No 10568.
8. Glaeser Ed., Laibson D., Sacerdote B. The Economic Approach to Social Capital // NBER Working Paper. 2000. No 7728.
9. Helliwell J., Putnam R. Education and Social Capital // Eastern Economic Journal. 2007. Vol. 33, No 1.
10. Knack S., Keefer P. Does Social Capital Have an Economic Payoff? A Cross-Country Investigation // Quarterly Journal of Economics. 1997. Vol. 112, No 4. P. 1251-1288.
11. La Porta R., Lopez-de-Silanes F., Shleifer A., Vishny R. Trust in Large Organizations // American Economic Review Papers and Proceedings. 1997. Vol. 87, No 2. P. 333-338.
12. Lipset S. M. Political Man: The Social Basis of Modern Politics. N. Y.: Doubleday, 1960.
13. Narayan D., Pritchett L. Cents and Sociability: Household Income and Social Capital in Rural Tanzania // Economic Development and Cultural Chance. 1999. Vol. 47, No 4. P. 871-897.
14. Nie N. H., Junn J., Stehlik-Barry K. Education and Democratic Citizenship in America. Chicago: University of Chicago Press, 1996.
15. North D. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
16. Putnam R., Leonardi L., Nanetti R. Making Democracy Work: Civic Traditions in Modern Italy. Princeton: Princeton University Press, 1993.
Рецензия
Для цитирования:
Натхов Т. Образование, социальный капитал и экономическое развитие (обзор основных исследований). Вопросы экономики. 2010;(8):112-122. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2010-8-112-122
For citation:
Natkhov T. Education, Social Capital, and Economic Development (Review of Basic Studies). Voprosy Ekonomiki. 2010;(8):112-122. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2010-8-112-122