Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Реформа высшего образования в россии: международный опыт и экономическая теория

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2014-5-97-108

Полный текст:

Аннотация

В статье рассмотрена осуществляемая в России реформа высшего образования с позиций ее соответствия международному опыту функционирования успешных систем высшего образования и релевантным положениям экономической теории. Показано, что с точки зрения достижения заявленных целей выбранный курс реформы и осуществленные изменения не соответствуют сложившейся в стране институциональной среде. Поэтому обеспечение внешней схожести параметров российского высшего образования и успешных систем высшего образования других стран (на что нацелены многие меры проводимой реформы) вряд ли реально повысит его эффективность и качество. Предложены альтернативные направления совершенствования отечественной системы высшего образования.

Об авторах

В. Л. Тамбовцев
МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва)
Россия
д. э. н., проф., завлабораторией экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва)


И. А. Рождественская
Институт региональных экономических исследований; Финансовый университет при Правительстве РФ (Москва)
Россия
д. э. н., проф., завотделом Института региональных экономических исследований, профессор кафедры государственного и муниципального управления Финансового университета при Правительстве РФ (Москва)


Список литературы

1. Курбатова М. В., Левин С. Н. (2013). Эффективный контракт в системе высшего образования РФ: теоретические подходы и особенности институционального проектирования // Журнал институциональных исследований. Т. 5, № 1. С. 53-78

2. Пруель Н. А. (2001). Образование как общественное благо: воспроизводство, распределение и потребление. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета

3. Тамбовцев В. (2005). Реформа российского образования и экономическая теория // Вопросы экономики. № 3. С. 4-19

4. Тамбовцев В. Л., Капогузов Е. А. (2010). Реформы государственного управления: теоретические основы и практическая реализация: Учебное пособие. М.: ТЕИС

5. Barro R. J. (1991). Economic Growth in a Cross Section of Countries // Quarterly Journal of Economics. Vol. 106, No 2. P. 407-444.

6. Brekke K. R., Siciliani L., Straume O. R. (2012). Can Competition Reduce Quality? // Norwegian School of Economics. Department of Economics. Discussion Paper Series in Economics. No 9/2012.

7. Brown J. R., Dimmock S. G., Weisbenner S. (2012). The Supply of and Demand for Charitable Donations to Higher Education // NBER Working Papers. No 18389.

8. Centra J. A. (1983). Research Productivity and Teaching Effectiveness // Research in Higher Education. Vol. 18, No 4. Р. 379-389.

9. Drewes T., Michael C. (2006). How Do Students Choose a University? An Analysis of Applications to Universities in Ontario, Canada // Research in Higher Education. Vol. 47, No 7. Р. 781-800.

10. Emons W. (1997). Credence Goods and Fraudulent Experts // RA ND Journal of Economics. Vol. 28, No 1. P. 107-119.

11. Figlio D. N., Schapiro M. O., Soter K. B. (2013). Are Tenure Track Professors Better Teachers? // NBER Working Paper. No 19406.

12. Fioritoa R., Kollintzas T. (2004). Public Goods, Merit Goods, and the Relation between Private and Government Consumption // European Economic Review. Vol. 48, No 6. Р. 1367-1398.

13. Hazelkorn E. (2013). World-Class Universities or World-Class Systems? Rankings and Higher Education Policy Choices // Rankings and Accountability in Higher Education: Uses and Misuses / E. Hazelkorn, P. Wells, M. Marope (eds.). Paris: UNESCO. P. 71-94.

14. Higher Education Research Institute (2007). College Rankings and College Choice: How Important Are College Rankings in Students’ College Choice Process? HERI Research Brief. August.

15. Hüfner K. (2003). Higher Education as a Public Good: Means and Forms of Provision // Higher Education in Europe. Vol. 28, No 3. P. 339-348.

16. Le Grand J. (1991). Quasi-markets and Social Policy // Economic Journal. Vol. 101, No 408. Р. 1256-1267.

17. Le Grand J. (2011). Quasi-market versus State Provision of Public Services: Some Ethical Considerations // Public Reason. Vol. 3, No 2. P. 80-89.

18. McCormick R. A., McCormick A. C. (2006). The Myth of the Student-Athlete: The College Athlete as Employee // Washington Law Review. Vol. 81, No 1. Р. 71-157.

19. Milgrom P., Roberts J. (1988). An Economic Approach to Influence Activities in Organizations // American Journal of Sociology. Vol. 94. Supplement. P. S154-S179.

20. Moeller S., Ciuchita R., Mahr D., Odekerken-Schröder G., Fassnacht M. (2013). Uncovering Collaborative Value Creation Patterns and Establishing Corresponding Customer Roles // Journal of Service Research. Vol. 16, No 4. P. 471-487.

21. O’Brien J. P., Drnevich P. L., Crook T. R., Armstrong C. E. (2010). Does Business School Research Add Economic Value for Students? // Academy of Management Learning and Education. Vol. 9, No 4. P. 638-651.

22. Pollitt C., Dan S. (2011). The Impacts of the New Public Management in Europe: A Meta-analysis // Coordinating for Cohesion in the Public Sector of the Future (COCOPS). WP No 3.14. December.

23. Sahlberg P. (2006). Education Reform for Raising Economic Competitiveness // Journal of Educational Change. Vol. 7, No 4. P. 259-287.

24. Samuelson P. A. (1954). The Pure Theory of Public Expenditure // Review of Economics and Statistics. Vol. 36, No 4. Р. 387-389.

25. Sianesi B., Van Reneen J. (2003). The Returns to Education: Macroeconomics // Journal of Economic Surveys. Vol. 17, No 2. P. 157-200.

26. Siow A. (1997). Some Evidence on the Signalling Role of Research in Academia // Economics Letters. Vol. 54, No 3. P. 271-276.

27. Winston G. C. (1999). Subsidies, Hierarchy and Peers: The Awkward Economics of Higher Education // Journal of Economic Perspectives. Vol. 13, No 1. Р. 13-36.


Рецензия

Для цитирования:


Тамбовцев В.Л., Рождественская И.А. Реформа высшего образования в россии: международный опыт и экономическая теория. Вопросы экономики. 2014;(5):97-108. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2014-5-97-108

For citation:


Tambovtsev V., Rozhdestvenskaya I. Higher education reform in russia:international experience and economics. Voprosy Ekonomiki. 2014;(5):97-108. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2014-5-97-108

Просмотров: 512


ISSN 0042-8736 (Print)