Роль субъективных оценок благополучия в изменении структуры потребления российских домохозяйств в 2022—2023 гг.
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2025-12-116-133
Аннотация
Проанализировано влияние внешнего шока 2022—2023 гг. на структуру потребления российских домашних хозяйств с акцентом на роль субъективных оценок благополучия. В структуру потребления было включено пять категорий расходов: на питание дома и вне дома, алкоголь, непродовольственные товары, услуги. В качестве эмпирической базы использованы лонгитюдные данные 27—32-й волн Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ. На основании самооценок изменения материального положения домохозяйства разделены на три группы: с улучшившимся, неизменившимся и ухудшившимся материальным положением. Для эконометрического моделирования используются модификация кривой Энгеля с применением моделей с фиксированными и случайными эффектами, а также модель Тобина. Результаты показывают, что под воздействием внешнего шока 2022—2023 гг. во всех группах домохозяйств сократились расходы на непродовольственные товары, что можно объяснить сокращением импорта и уходом иностранных компаний. Выросли расходы на услуги, особенно у домохозяйств с ухудшившимся положением, что связано с индексацией тарифов на обязательные услуги. С точки зрения роли субъективных оценок благополучия, отличаются реакция домохозяйств на потрясения и их адаптационные стратегии.
Об авторах
В. А. ВойтенковРоссия
Войтенков Валентин Александрович - аспирант, преподаватель департамента прикладной экономики, стажер-исследователь научно-учебной лаборатории пространственно-эконометрического моделирования социально-экономических процессов в России факультета экономических наук НИУ ВШЭ
Москва
О. А. Демидова
Демидова Ольга Анатольевна – д. э. н., проф. департамента прикладной экономики, заведующая научно-учебной лабораторией пространственно-эконометрического моделирования социально-экономических процессов в России факультета экономических наук НИУ ВШЭ
Москва
Список литературы
1. Берендеева Е. В., Ратникова Т. А. (2018). Моделирование реакции потребительского спроса российских домохозяйств на продовольственное эмбарго // Экономический журнал ВШЭ. Т. 22, № 1. С. 9—39. https://doi.org/10.17323/1813-8691-2018-22-1-9-39
2. Вакуленко Е. С., Горский Д. И., Кондратьева В. П., Трофименко И. А. (2024). Репродуктивные намерения россиян в 2022—2023 гг.: роль субъективных факторов // Вопросы экономики. № 9. С. 138—157. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-9-138-157
3. Abebe G. K., Charlebois S., Music J. (2022). Canadian consumers’ dining behaviors during the COVID-19 pandemic: Implications for channel decisions in the foodservice industry. Sustainability, Vol. 14, No. 9, pp. 1—21. https://doi.org/10.3390/su14094893
4. Berdysheva E., Romanova R. (2017). Rethinking prices during an economic crisis: Calculation as a new mode of consumer behaviour in Russia. International Journal of Consumer Studies, Vol. 41, No. 4, pp. 397—403. https://doi.org/10.1111/ijcs.12366
5. Cocco J. F., Gomes F., Lopes P. (2025). Evidence on expectations of household finances. Management Science, Vol. 71, No. 11, pp. 9548—9568. https://doi.org/10.1287/mnsc.2022.03257
6. Coibion O., Georgarakos D., Gorodnichenko Y., Kenny G., Weber M. (2024). The effect of macroeconomic uncertainty on household spending. American Economic Review, Vol. 114, No. 3, pp. 645—677. https://doi.org/10.1257/aer.20221167
7. Darnton-Hill I., Cogill B. (2010). Maternal and young child nutrition adversely affected by external shocks such as increasing global food prices. Journal of Nutrition, Vol. 140, No. 1, pp. 162S—169S. https://doi.org/10.3945/jn.109.111682
8. De Agostini P. (2014). The effect of food prices and household income on the British diet. ISER Working Paper Series, No. 2014-10.
9. Dominko M., Verbič M. (2022). The effect of subjective well-being on consumption behavior. Journal of Consumer Affairs, Vol. 56, No. 2, pp. 876—898. https://doi.org/10.1111/joca.12457
10. Grzywińska-Rąpca M. (2021). Economic welfare and subjective assessments of financial situation of European households. European Research Studies Journal, Vol. 24, No. 2, Part 1, pp. 948—968. https://doi.org/10.35808/ERSJ/2166
11. Khabbazan M. M., Farzanegan M. R. (2016). Household welfare in Iran under banking sanctions: From open economy toward autarchy. In: M. R. Farzanegan, P. Alaedini (eds.). Economic welfare and inequality in Iran: Developments since the revolution. New York: Palgrave Macmillan, pp. 213—232. https://doi.org/10.1057/978-1-349-95025-6_9
12. Koch S. (2023). Basic needs (in)security and subjective equivalence scales. Social Indicators Research, Vol. 169, pp. 723—757. https://doi.org/10.1007/s11205-023-03178-7
13. Korhonen I., Simola H., Solanko L. (2018). Sanctions, counter-sanctions and Russia: Effects on economy, trade and finance. BOFIT Policy Brief, No. 4/2018.
14. Kotelnikova Z., Radaev V. (2017). Recomposition and levelling of consumption expenditures across four economic shocks in Russia, 1994—2014. International Journal of Consumer Studies, Vol. 41, No. 4, pp. 439—448. https://doi.org/10.1111/ijcs.12372
15. Kumhof M., Rancière R., Winant P. (2015). Inequality, leverage, and crises. American Economic Review, Vol. 105, No. 3, pp. 1217—1245. https://doi.org/10.1257/aer.20110683
16. Leser C. E. V. (1963). Forms of Engel functions. Econometrica: Journal of the Econometric Society, Vol. 31, No. 4, pp. 694—703. https://doi.org/10.2307/1909167
17. Mynaříková L., Pošta V. (2023). The effect of consumer confidence and subjective wellbeing on consumers’ spending behavior. Journal of Happiness Studies, Vol. 24, pp. 429—453. https://doi.org/10.1007/s10902-022-00603-5
18. Natalini D., Bravo G., Newman E. (2020). Fuel riots: Definition, evidence and policy implications for a new type of energy-related conflict. Energy Policy, Vol. 147, article 111885. https://doi.org/10.1016/j.enpol.2020.111885
19. Norvilitis J. M., Szablicki P. B., Wilson S. D. (2003). Factors influencing levels of credit-card debt in college students. Journal of Applied Social Psychology, Vol. 33, No. 5, pp. 935—947. https://doi.org/10.1111/j.1559-1816.2003.tb01932.x
20. Soberon-Ferrer H., Dardis R. (1991). Determinants of household expenditures for services. Journal of Consumer Research, Vol. 17, No. 4, pp. 385—397. https://doi.org/10.1086/208565
21. Varlamova J., Larionova N. (2015). Macroeconomic and demographic determinants of household expenditures in OECD countries. Procedia Economics and Finance, Vol. 24, pp. 727—733. https://doi.org/10.1016/S2212-5671(15)00686-3
22. Xiong J., Tang Z., Zhu Y., Xu K., Yin Y., Xi Y. (2021). Change of consumption behaviours in the pandemic of COVID-19: Examining residents’ consumption expenditure and driving determinants. International Journal of Environmental Research and Public Health, Vol. 18, No. 17, article 9209. https://doi.org/10.3390/ijerph18179209
23. Yen S. T., Jensen H. H. (1996). Determinants of household expenditures on alcohol. Journal of Consumer Affairs, Vol. 30, No. 1, pp. 48—67. https://doi.org/10.1111/j.1745-6606.1996.tb00725.x
24. Zubarevich N. V., Safronov S. G. (2019). People and money: Incomes, consumption, and financial behavior of the population of Russian regions in 2000—2017. Regional Research of Russia, Vol. 9, pp. 359—369. https://doi.org/10.1134/S2079970519040129
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Войтенков В.А., Демидова О.А. Роль субъективных оценок благополучия в изменении структуры потребления российских домохозяйств в 2022—2023 гг. Вопросы экономики. 2025;(12):116-133. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2025-12-116-133
For citation:
Voytenkov V.A., Demidova O.A. The role of subjective assessments of well-being in changing the consumption structure of Russian households in 2022—2023. Voprosy Ekonomiki. 2025;(12):116-133. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2025-12-116-133















