Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Динамика налоговых поступлений и экономический цикл в РФ

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2025-11-5-20

Аннотация

Оцениваются характер и степень процикличности налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. Это необходимо для анализа эффективности функционирования бюджетной системы с точки зрения сглаживания экономического цикла и обеспечения бесперебойного финансирования государственных расходов. Для основных видов налогов с помощью фильтра Ходрика—Прескотта выделена циклическая компонента и рассчитана корреляция циклических компонент налоговых поступлений с циклической компонентой ВВП. По результатам анализа к конъюнктурной части налоговых поступлений можно отнести поступления налога на прибыль, НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, и нефтегазовые доходы. К структурной части — поступления НДФЛ, НДС на товары, реализуемые на территории Российской Федерации, и акцизы. Согласно проведенному VAR-моделированию, налоги, относящиеся к конъюнктурной части поступлений в бюджет, не служат автоматическими стабилизаторами и не сглаживают колебания выпуска.

Об авторах

С. Г. Синельников – Мурылев
Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России; Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара
Россия

Синельников-Мурылев Сергей Германович - д. э. н., проф., г. н. с. ВАВТ Минэкономразвития России, научный руководитель Института Гайдара.

Москва



С. Г. Белев
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Белев Сергей Геннадьевич - к. э. н., с. н. с. лаборатории исследований бюджетной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС.

Москва



Е. О. Матвеев
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Матвеев Евгений Олегович - н. с. лаборатории исследований бюджетной политики ИПЭИ РАНХиГС.

Москва



Список литературы

1. Белев С., Векерле К., Евдокимова А. (2021). Различия в размере уклонения от уплаты налогов в России по категориям налогоплательщиков // Прикладная эконометрика. Т. 62. С. 66—84. https://doi.org/10.22394/1993-7601-2021-62-66-84

2. Власов С., Дерюгина Е. (2018). Фискальные мультипликаторы в России // Журнал Новой экономической ассоциации. № 2. С. 104—119. https://doi.org/10.31737/2221-2264-2018-38-2-5

3. Гимпельсон В., Зудина А. (2011). Неформалы в российской экономике: сколько их и кто они? // Вопросы экономики. № 10. C. 53—76. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2011-10-53-76

4. Гимпельсон В., Капелюшников Р., Рощин С. (ред.) (2017). Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения. Доклад Центра трудовых исследований (ЦеТИ) и Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) НИУ ВШЭ.

5. Зяблицкий И. (2020). Оценка фискальных мультипликаторов в российской экономике // Экономический журнал ВШЭ. Т. 24, № 2. С. 268—294. https://doi.org/10.17323/1813-8691-2020-24-2-268-294

6. Кудрин А., Кнобель А. (2017). Бюджетная политика как источник экономического роста // Вопросы экономики. № 10. С. 5—26. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-10-5-26

7. Кудрин А., Соколов И., Сучкова О. (2023). Оценка влияния бюджетных правил на цикличность государственных расходов // Вопросы экономики. № 5. С. 5—22. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-5-5-22

8. Синельников-Мурылев С., Дробышевский C., Казакова М. (2014). Декомпозиция темпов роста ВВП России в 1999—2014 годах // Экономическая политика. № 5. С. 7—37.

9. Соколов И., Белев С., Сучкова О. (2021). Как обеспечить бюджетную устойчивость в России? // Проблемы прогнозирования. № 4. С. 66—76. https://doi.org/10.47711/0868-6351-187-66-76

10. Aizenman J., Jinjarak Y., Nguyen H., Park D. (2019). Fiscal space and governmentspending and tax-rate cyclicality patterns: A cross-country comparison, 1960—2016. Journal of Macroeconomics, Vol. 60, pp. 229—252. https://doi.org/10.1016/j.jmacro.2019.02.006

11. Alesina A., Campante F., Tabellini G. (2008). Why is fiscal policy often procyclical? Journal of the European Economic Association, Vol. 6, No. 5, pp. 1006—1036. https://doi.org/10.1162/JEEA.2008.6.5.1006

12. Almosova A., Burda M., Voigts S. (2020). Social security contributions and the business cycle. Journal of Macroeconomics, Vol. 65, No. C, article 103209. https://doi.org/10.1016/j.jmacro.2020.103209

13. Bodmer F. (2006). The Swiss debt brake: How it works and what can go wrong. Swiss Journal of Economics and Statistics, Vol. 142, No. 3, pp. 307—330.

14. Сhagny O., Döpke J. (2001). Measures of the output gap in the Euro-zone: An empirical assessment of selected methods. Kiel Working Paper, No. 1053.

15. Chrysanthakopoulos C., Tagkalakis A. (2023). Fiscal rules and tax policy cyclicality. Economics Letters, Vol. 225, No. C, article 111035. https://doi.org/10.1016/j.econlet.2023.111035

16. Combes J., Minea A., Sow M. (2017). Is fiscal policy always counter(pro-) cyclical? The role of public debt and fiscal rules. Economic Modelling, Vol. 65, pp. 138—146. https://doi.org/10.1016/j.econmod.2017.05.017

17. Devereux P., Fuest C. (2009). Is the corporation tax an effective automatic stabilizer? National Tax Journal, Vol. 62, No. 3, pp. 429—437. https://doi.org/10.17310/ntj.2009.3.05

18. Dromel N., Pintus P. (2008). Are progressive income taxes stabilizing? Journal of Public Economic Theory, Vol. 10, No. 3, pp. 329—349. https://doi.org/10.1111/j.14679779.2008.00365.x

19. Durán-Cabré M., Esteller-Moré A., Salvadori L. (2020). Cyclical tax enforcement. Economic Inquiry, Vol. 58, pp. 1874—1893. https://doi.org/10.1111/ecin.12902

20. Fatás A., Mihov I. (2012). Fiscal policy as a stabilization tool. B.E. Journal of Macroeconomics, Vol. 12, No. 3, pp. 1—68. https://doi.org/10.1515/1935-1690.113

21. Granda-Carvajal C., García-Callejas D. (2023). Informality, tax policy and the business cycle: Еxploring the links. International Tax and Public Finance, Vol. 30, pp. 114—166. https://doi.org/10.1007/s10797-021-09717-7

22. Heimberger P. (2023). The cyclical behavior of fiscal policy: A meta-analysis. Economic Modelling, Vol. 123, article 106259. https://doi.org/10.1016/j.econmod.2023.106259

23. Hodrick R., Prescott E. (1997). Postwar U.S. business cycles: An empirical investigation. Journal of Money, Credit and Banking, Vol. 29, No. 1, pp. 1—16. https://doi.org/10.2307/2953682

24. Ilzetzki E., Mendoza E., Végh C. (2013). How big (small?) are fiscal multipliers? Journal of Monetary Economics, Vol. 60, pp. 239—254. https://doi.org/10.1016/j.jmoneco.2012.10.011

25. João T. (2018). Fiscal rules and fiscal counter-cyclicality. Economics Letters, Vol. 170, pp. 159—162. https://doi.org/10.1016/j.econlet.2018.06.020

26. Kalman E. (1960). A new approach to linear filtering and prediction problems. Journal of Basic Engineering, Vol. 82, No. 1, pp. 35—45. https://doi.org/10.1115/1.3662552

27. King G., Rebelo T. (1999). Resuscitating real business cycles. In: J. B. Taylor, M. Woodford (eds.). Handbook of macroeconomics, Vol. 1, Part B. Amsterdam and New York: North-Holland, pp. 927—1007. https://doi.org/10.1016/S15740048(99)10022-3

28. Ladiray D., Mazzi L., Sartori F. (2003). Statistical methods for potential output estimation and cycle extraction. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities.

29. Ramey V. (2019). Ten years after the financial crisis: What have we learned from the Renaissance in fiscal research? Journal of Economic Perspectives, Vol. 33, No. 2, pp. 89—114. https://doi.org/10.1257/jep.33.2.89

30. Riera-Crichton D., Végh C., Vuletin G. (2016). Tax multipliers: Pitfalls in measurement and identification. Journal of Monetary Economics, Vol. 79, pp. 30—48. https://doi.org/10.1016/j.jmoneco.2016.03.003

31. Romer D., Romer H. (2010). The macroeconomic effects of tax changes: Estimates based on a new measure of fiscal shocks. American Economic Review, Vol. 100, No. 3, pp. 763—801. https://doi.org/10.1257/aer.100.3.763

32. Talvi E., Végh C. (2005). Tax base variability and procyclicality of fiscal policy. Journal of Development Economics, Vol. 78, No. 1, pp. 156—190. https://doi.org/10.1016/j.jdeveco.2004.07.002

33. Taylor J. (2000). Reassessing discretionary fiscal policy. Journal of Economic Perspectives, Vol. 14, No. 3, pp. 21—36. https://doi.org/10.1257/jep.14.3.21

34. Végh C., Vuletin G. (2015). How is tax policy conducted over the business cycle? American Economic Journal: Economic Policy, Vol. 7, No. 3, pp. 327—370. https://doi.org/10.1257/pol.20120218

35. Veld J., Larch M., Vandeweyer M. (2013). Automatic fiscal stabilisers: What they are and what they do. Open Economies Review, Vol. 24, No. 1, pp. 147—163. https://doi.org/10.1007/s11079-012-9260-6


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Синельников – Мурылев С.Г., Белев С.Г., Матвеев Е.О. Динамика налоговых поступлений и экономический цикл в РФ. Вопросы экономики. 2025;(11):5-20. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2025-11-5-20

For citation:


Sinelnikov-Murylev S.G., Belev S.G., Matveev E.O. The dynamics of tax revenues and the economic cycle in the Russian Federation. Voprosy Ekonomiki. 2025;(11):5-20. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2025-11-5-20

Просмотров: 27


ISSN 0042-8736 (Print)