

Образование и экономический рост: роль институтов
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2025-8-102-120
Аннотация
Экономическая теория и эмпирические исследования связывают экономический рост с образованием как одной из ключевых составляющих человеческого капитала. Однако высокие уровни образования не гарантируют рост экономики, если слабая институциональная среда мешает продуктивно использовать знания и навыки. Исследуя соотношение показателей институтов и образования в разных странах, нами сделан вывод, что слабые институты характерны в первую очередь для стран с низкими уровнями образования. В числе исключений — некоторые постсоциалистические страны, а также ряд государств со сравнительно высокими уровнями образования, столкнувшихся с масштабными кризисами и ухудшением институциональной среды. Именно к этим странам наиболее применим аргумент о непродуктивном использовании человеческого капитала, связанном с институциональными проблемами. С использованием системного обобщенного метода моментов и панельных данных по 134 странам за период 1970—2015 гг. оценено влияние институтов и образования на экономический рост и получены значимые положительные оценки влияния этих факторов. Согласно результатам, слабые институты существенно ограничивают темпы экономического роста, в том числе в странах с образованным населением.
Об авторах
Д. А. АвдееваРоссия
Авдеева Дарья Александровна - вед. эксперт Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.
Москва
Д. А. Веселов
Россия
Веселов Дмитрий Александрович - к. э. н., Ph.D., с. н. с. Международной лаборатории макроэкономического анализа, доцент департамента теоретической экономики НИУ ВШЭ.
Москва
Список литературы
1. Веселов Д. А. (2015). Политические режимы, перераспределение и формирование общества открытого доступа // Экономический журнал ВШЭ. Т. 19, № 4. С. 576—608.
2. Гимпельсон В.Е. (2016). Нужен ли российской экономике человеческий капитал? Десять сомнений // Вопросы экономики. № 10. С. 129—143. https://doi.org/10.32609/00428736-2016-10-129-143
3. Гимпельсон В. Е. (2022). Человеческий капитал в эпоху санкций и контрсанкций: Некоторые перераспределительные последствия // Журнал Новой экономической ассоциации. № 3. С. 234—238. https://doi.org/10.31737/2221-2264-2022-55-3-16
4. Любимов И. (2017). От человеческого капитала к экономическому росту: прямая дорога или долгое блуждание по лабиринту? // Вопросы экономики. № 8. С. 5—23. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-8-5-23
5. Натхов Т., Полищук Л. (2012). Инженеры или юристы? Институты и спрос на высшее образование // Вопросы экономики. № 10. С. 30—51. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2012-10-30-51
6. Acemoglu D., Gallego F., Robinson J. A. (2014). Institutions, human capital and development. Annual Review of Economics, Vol. 6, pp. 875—912. https://doi.org/10.1146/annurev-economics-080213-041119
7. Acemoglu D., Johnson S. (2005). Unbundling institutions. Journal of Political Economy, Vol. 113, No. 5, pp. 949—995. https://doi.org/10.1086/432166
8. Acemoglu D., Johnson S., Robinson J. A. (2005). Institutions as a fundamental cause of long-run growth. In: P. Aghion, S. N. Durlauf (eds.). Handbook of economic growth, Vol. 1, part A. Amsterdam: North-Holland, pp. 385—472. https://doi.org/10.1016/S1574-0684(05)01006-3
9. Adams-Kane J., Lim J. J. (2016). Institutional quality mediates the effect of human capital on economic performance. Review of Development Economics, Vol. 20, No. 2, pp. 426—442. https://doi.org/10.1111/rode.12236
10. Alexeev M., Natkhov T., Polishchuk L. (2024). Institutions, abilities, and the allocation of talent: Evidence from Russian regions. Journal of Comparative Economics, Vol. 52, No. 1, pp. 271—296. https://doi.org/10.1016/j.jce.2023.11.003
11. Angrist J. D., Pischke J.-S. (2009). Mostly harmless econometrics: An empiricist’s companion. Princeton: Princeton University Press.
12. Arellano M., Bover O. (1995). Another look at the instrumental variable estimation of error-components models. Journal of Econometrics, Vol. 68, No. 1, pp. 29—51. https://doi.org/10.1016/0304-4076(94)01642-D
13. Barro R. J., Lee J. W. (2013). A new data set of educational attainment in the world, 1950—2010. Journal of Development Economics, Vol. 104, pp. 184—198. https://doi.org/10.1016/j.jdeveco.2012.10.001
14. Becker G. S. (1964). Human capital: A theoretical and empirical analysis with special reference to education. New York: NBER.
15. Benos N., Zotou S. (2014). Education and economic growth: A meta-regression analysis. World Development, Vol. 64, pp. 669—689. https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2014.06.034
16. Billor N., Hadi A. S., Velleman P. F. (2000). BACON: Вlocked adaptive computationally efficient outlier nominators. Computational Statistics and Data Analysis, Vol. 34, No. 3, pp. 279—298. https://doi.org/10.1016/S0167-9473(99)00101-2
17. Bhattacharyya S. (2009). Unbundled institutions, human capital and growth. Journal of Comparative Economics, Vol. 37, No. 1, pp. 106—120. https://doi.org/10.1016/j.jce.2008.08.001
18. Bond S., Hoeffler A., Temple J. (2001). GMM estimation of empirical growth models. CEPR Discussion Papers, No. 3048.
19. Blundell R., Bond S. (1998). Initial conditions and moment restrictions in dynamic panel data models. Journal of Econometrics, Vol. 87, No. 1, pp. 115—143. https://doi.org/10.1016/S0304-4076(98)00009-8
20. Chen F., Wong Z. W. V., Law S. H. (2024). Brain drain: What is the role of institutions? Journal of Industrial and Business Economics, Vol. 51, pp. 605—628. https://doi.org/10.1007/s40812-023-00286-w
21. Delgado M. S., Henderson D. J., Parmeter C. F. (2014). Does education matter for economic growth? Oxford Bulletin of Economics and Statistics, Vol. 76, No. 3,
22. pp. 334—359. https://doi.org/10.1111/obes.12025
23. Dias J., Tebaldi E. (2012). Institutions, human capital, and growth: The institutional mechanism. Structural Change and Economic Dynamics, Vol. 23, No. 3,
24. pp. 300—312. https://doi.org/10.1016/j.strueco.2012.04.003
25. Easterly W. (2001). The elusive quest for growth. Cambridge: MIT Press.
26. Feenstra R., Inklaar R., Timmer M. (2015). The next generation of the Penn World Table. American Economic Review, Vol. 105, No. 10, pp. 3150—3182. https://doi.org/10.1257/aer.20130954
27. Filmer D., Rogers H., Angrist N., Sabarwal S. (2020). Learning-adjusted years of schooling (LAYS): Defining a new macro measure of education. Economics of Education Review, Vol. 77, article 101971. https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2020.101971
28. Galor O. (2011). Unified growth theory. Princeton: Princeton University Press. https://doi.org/10.1515/9781400838868
29. Glaeser E. L., La Porta R., Lopez-de-Silanes F., Shleifer A. (2004). Do institutions cause growth? Journal of Economic Growth, Vol. 9, No. 3, pp. 271—303. https://doi.org/10.1023/B:JOEG.0000038933.16398.ed
30. Gwartney J., Lawson R., Hall J., Murphy R. (2022). Economic freedom of the world: 2022 annual report. Fraser Institute. https://doi.org/10.53095/88975001
31. Hall J. C., Sobel R. S., Crowley G. R. (2010). Institutions, capital, and growth. Southern Economic Journal, Vol. 77, No. 2, pp. 385—405. https://doi.org/10.4284/sej.2010.77.2.385
32. Hanushek E. A., Woessmann L. (2008). The role of cognitive skills in economic development. Journal of Economic Literature, Vol. 46, No. 3, pp. 607—668. https://doi.org/10.1257/jel.46.3.607
33. Hanushek E. A., Woessmann L. (2012). Do better schools lead to more growth? Cognitive skills, economic outcomes, and causation. Journal of Economic Growth, Vol. 17, No. 4, pp. 267—321. https://doi.org/10.1007/s10887-012-9081-x
34. Islam N. (1995). Growth empirics: A panel data approach. Quarterly Journal of Economics, Vol. 110, No. 4, pp. 1127—1170. https://doi.org/10.2307/2946651
35. Lagakos D., Moll B., Porzio T., Qian N., Schoellman T. (2018). Life cycle wage growth across countries. Journal of Political Economy, Vol. 126, No. 2, pp. 797—849. https://doi.org/10.1086/696225
36. Lawson R., Miozzi V., Tuszynski M. (2024). Economic freedom and growth, income, investment, and inequality: A quantitative summary of the literature. Southern Economic Journal, Vol. 90, No. 4, pp. 1099—1135. https://doi.org/10.1002/soej.12680
37. Lloyd P., Lee C. (2018). A review of the recent literature on the institutional economics analysis of the long-run performance of nations. Journal of Economic Surveys, Vol. 32, No. 1, pp. 1—22. https://doi.org/10.1111/joes.12186
38. Lucas R. E. (1988). On the mechanics of economic development. Journal of Monetary Economics, Vol. 22, No. 1, pp. 3—42. https://doi.org/10.1016/0304-3932(88)90168-7
39. Mankiw N. G., Romer D., Weil D. (1992). A contribution to the empirics of economic growth. Quarterly Journal of Economics, Vol. 107, No. 2, pp. 407—437. https://doi.org/10.2307/2118477
40. Murphy K., Shleifer A., Vishny R. (1991). The allocation of talent: Implications for growth. Quarterly Journal of Economics, Vol. 106, No. 2, pp. 503—530. https://doi.org/10.2307/2937945
41. Natkhov T., Polishchuk L. (2019). Quality of institutions and the allocation of talent: Cross-national evidence. Kyklos, Vol. 72, No. 4, pp. 527—569. https://doi.org/10.1111/kykl.12211
42. Nelson R. R., Phelps E. S. (1966). Investment in humans, technological diffusion, and economic growth. American Economic Review, Vol. 56, No. 1/2, pp. 69—75.
43. North D. C. (1990). Institutions, institutional change, and economic performance. New York: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/CBO9780511808678
44. Patrinos H. A., Angrist N. (2018). Global dataset on education quality: A review and update (2000—2017). World Bank Policy Research Working Paper, No. 8592.
45. https://doi.org/10.1596/1813-9450-8592
46. Pritchett L. (2001). Where has all the education gone? World Bank Economic Review, Vol. 15, No. 3, pp. 367—391. https://doi.org/10.1093/wber/15.3.367
47. Psacharopoulos G., Patrinos H. A. (2018). Returns to investment in education: A decennial review of the global literature. World Bank Policy Research Working Paper, No. 8402. https://doi.org/10.1596/1813-9450-8402
48. Rogers M. L. (2008). Directly unproductive schooling: How country characteristics affect the impact of schooling on growth. European Economic Review, Vol. 52, No. 2, pp. 356—385. https://doi.org/10.1016/j.euroecorev.2007.03.001
49. Romer P. (1990). Endogenous technological change. Journal of Political Economy, Vol. 98, No. 5—2, pp. S71—S102. https://doi.org/10.1086/261725
50. Schultz T. W. (1961). Investment in human capital. American Economic Review, Vol. 51, No. 1, pp. 1—17.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Авдеева Д.А., Веселов Д.А. Образование и экономический рост: роль институтов. Вопросы экономики. 2025;(8):102-120. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2025-8-102-120
For citation:
Avdeeva D.A., Veselov D.A. Education and economic growth: The role of institutions. Voprosy Ekonomiki. 2025;(8):102-120. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2025-8-102-120