Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Приоритеты и инструменты современной промышленной политики: субсидии для сложной экономики

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2025-8-5-25

Аннотация

Рассматриваются современные приоритеты и инструменты промышленной политики (направленной на структурные изменения в экономике) в условиях усиливающейся геополитической нестабильности, технологической конкуренции и растущей значимости структурной трансформации. Предложен оригинальный индекс экономической сложности государственной финансовой поддержки, что позволяет сопоставить направленность поддержки в разных странах. Анализ более 6,5 тыс. уникальных нормативных актов из базы GTA Corporate Subsidy Inventory показывает, что развитые страны чаще поддерживают секторы с высокой технологической сложностью, а экономики с формирующимся рынком чаще склоняются к помощи менее сложным, но системообразующим отраслям. Выявлено, что целевая поддержка малого и среднего бизнеса чаще применяется в традиционных или простых секторах, выполняя функции социальной стабильности и сокращения неравенства. Установлена положительная корреляция между общей экономической сложностью страны и сложностью ее портфеля мер промышленной поддержки. Поддержка в развитых странах оказывается более простой по сравнению с уровнем сложности национальной экономики, приоритеты стран с формирующимся рынком чаще связаны с более сложными (в рамках национальной экономики) направлениями. Таким образом, догоняющие страны стремятся активизировать структурные сдвиги в пользу технологически сложных секторов, а развитые могут позволить определенную гармонизацию экономического роста.

Об авторах

Ю. В. Симачев
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Симачев Юрий Вячеславович - к. т. н., директор Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ.

Москва



А. А. Федюнина
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Федюнина Анна Андреевна - к. э. н., вед. н. с., замдиректора Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ.

Москва



Список литературы

1. Доржиева В. В. (2019). Россия и Евразийский экономический союз: сравнительный анализ отраслевой структуры экономики и промышленной политики // Вестник Евразийской науки. Т. 11, № 1. C. 1—12. https://doi.org/10.15862/53ecvn119

2. Кадочников С., Федюнина А. (2013). Влияние связанного разнообразия экспорта на экономическое развитие регионов России // Вопросы экономики. № 9. С. 128—149. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2013-9-128-149

3. Любимов И. Л., Лысюк М. В., Гвоздева М. А. (2018). Атлас экономической сложности российских регионов // Вопросы экономики. № 6. C. 71—91. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2018-6-71-91

4. Мальцев А., Чичилимов С. (2025). Укоренение неопротекционизма в мировой экономике XXI века // Мировая экономика и международные отношения. Т. 69, № 4. С. 5—14. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2025-69-4-5-14

5. Романова О. А., Пономарева А. О. (2020). Многовекторная промышленная политика России в условиях формирования нового индустриального ландшафта // Журнал экономической теории. Т. 17, № 2. С. 276—291. https://doi.org/10.31063/2073-6517/2020.17-2.3

6. Симачев Ю. В., Федюнина А. А., Кузык М. Г. (2022). Российская промышленная политика в условиях трансформации системы мирового производства и жестких ограничений // Вопросы экономики. № 6. С. 5—25. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-6-5-25

7. Смородинская Н. В., Катуков Д. Д. (2024). Курс на технологический суверенитет: новый глобальный тренд и российская специфика // Балтийский регион. Т. 16, № 3. C. 108—135 https://doi.org/10.5922/2079-8555-2024-3-6

8. Aggarwal S. N., Aggarwal V. K. (2023). Rethinking the political economy of industrial policy. L’industria, Vol. 44, No. 4, pp. 583—626.

9. Andreoni A., Chang H. J. (2019). The political economy of industrial policy: Structural interdependencies, policy alignment and conflict management. Structural Change and Economic Dynamics, Vol. 48, pp. 136—150. https://doi.org/10.1016/j.strueco.2018.10.007

10. Bala Subrahmanya M. H. (2013). External support, innovation and economic performance: What firm level factors matter for high-tech SMEs? How? International Journal of Innovation Management, Vol. 17, No. 5, article 1350024. https://doi.org/10.1142/s1363919613500242

11. Bargoni A., Ferraris A., Vilamová Š., Wan Hussain W. M. H. (2024). Digitalisation and internationalisation in SMEs: A systematic review and research agenda. Journal of Enterprise Information Management, Vol. 37, No. 5, pp. 1418—1457. https://doi.org/10.1108/jeim-12-2022-0473

12. Bouwman H., Nikou S., De Reuver M. (2019). Digitalization, business models, and SMEs: How do business model innovation practices improve performance of digitalizing SMEs? Telecommunications Policy, Vol. 43, No. 9, article 101828. https://doi.org/10.1016/j.telpol.2019.101828

13. Chang H. J., Amsden A. H. (1994). The political economy of industrial policy. London: Macmillan. Chang H. J., Andreoni A. (2020). Industrial policy in the 21st century. Development and Change, Vol. 51, No. 2, pp. 324—351. https://doi.org/10.1111/dech.12570

14. Chege S. M., Wang D. (2020). Information technology innovation and its impact on job creation by SMEs in developing countries: An analysis of the literature review. Technology Analysis & Strategic Management, Vol. 32, No. 3, pp. 256—271. https://doi.org/10.1080/09537325.2019.1651263

15. Chen J., Xie L. (2019). Industrial policy, structural transformation and economic growth: Evidence from China. Frontiers of Business Research in China, Vol. 13, No. 1, 13—18. https://doi.org/10.1186/s11782-019-0065-y

16. Cherif R., Hasanov F. (2019). The return of the policy that shall not be named: Principles of industrial policy. IMF Working Paper, No. 2019/074. https://doi.org/10.5089/9781498305402.001

17. Cirera X., Maloney W. F. (2017). The innovation paradox: Developing-country capabilities and the unrealized promise of technological catch-up. Washington, DC: World Bank. https://doi.org/10.1596/978-1-4648-1160-9

18. Criscuolo C., Díaz L., Lalanne G., Guillouet L., van de Put C. É., Weder C., Deutsch H. Z. (2023). Quantifying industrial strategies across nine OECD countries. OECD Science, Technology and Industry Policy Papers, No. 150. https://doi.org/10.1787/5f2dcc8e-en

19. Criscuolo C., Gonne N., Kitazawa K., Lalanne G. (2022). Are industrial policy instruments effective? OECD Science, Technology and Industry Policy Papers, No. 128. https://doi.org/10.1787/57b3dae2-en

20. Criscuolo C., Martin R., Overman H. G., Van Reenen J. (2019). Some causal effects of an industrial policy. American Economic Review, Vol. 109, No. 1, pp. 48—85. https://doi.org/10.1257/aer.20160034

21. DiPippo G., Mazzocco I., Kennedy S., Goodman M. P. (2022). Red ink: Estimating Chinese industrial policy spending in comparative perspective. Washington, DC: Center for Strategic & International Studies.

22. Doh S., Kim B. (2014). Government support for SME innovations in the regional industries: The case of government financial support program in South Korea. Research Policy, Vol. 43, No. 9, pp. 1557—1569. https://doi.org/10.1016/j.respol.2014.05.001

23. Dvouletý O., Srhoj S., Pantea S. (2021). Public SME grants and firm performance in

24. European Union: A systematic review of empirical evidence. Small Business Economics, Vol. 57, No. 1, pp. 243—263. https://doi.org/10.1007/s11187-019-00306-x

25. Evenett S., Jakubik A., Martнn F., Ruta M. (2024). The return of industrial policy in data. The World Economy, Vol. 47, No. 7, pp. 2762—2788. https://doi.org/10.1111/twec.13608

26. Gomez E. T., Cheong K. C., Wong C. Y. (2021). Regime changes, state—business ties and remaining in the middle-income trap: The case of Malaysia. Journal of Contemporary Asia, Vol. 51, No. 5, pp. 782—802. https://doi.org/10.1080/00472336.2021.1933138

27. Goldberg P. K., Pavcnik N. (2016). The effects of trade policy. In: K. Bagwell, R. W. Staiger (eds.). Handbook of commercial policy, Vol. 1, Part A. Amsterdam: North-Holland, pp. 161—206. https://doi.org/10.1016/bs.hescop.2016.04.002

28. Hartmann D., Zagato L., Gala P., Pinheiro F. L. (2021). Why did some countries catch-up, while others got stuck in the middle? Stages of productive sophistication and smart industrial policies. Structural Change and Economic Dynamics, Vol. 58, pp. 1—13. https://doi.org/10.1016/j.strueco.2021.04.007

29. Hausmann R., Hidalgo C. A., Bustos S., Coscia M., Simoes A. (2014). The atlas of economic complexity: Mapping paths to prosperity. Cambridge, MA: MIT Press. https://doi.org/10.7551/mitpress/9647.001.0001

30. Hidalgo C. A. (2021). Economic complexity theory and applications. Nature Reviews Physics, Vol. 3, No. 2, pp. 92—113. https://doi.org/10.1038/s42254-020-00275-1

31. Hidalgo C. A. (2023). The policy implications of economic complexity. Research Policy, Vol. 52, No. 9, article 104863. https://doi.org/10.1016/j.respol.2023.104863

32. Hidalgo C. A., Hausmann R. (2009). The building blocks of economic complexity. Proceedings of the National Academy of Sciences, Vol. 26, pp. 10570—10575. https://doi.org/10.1073/pnas.0900943106

33. IMF, OECD, World Bank, WTO (2022). Subsidies, trade, and international cooperation. Washington, DC: International Monetary Fund. https://doi.org/10.5089/9798400208355.064

34. Juhász R., Lane N., Oehlsen E., Pérez V. C. (2022). The who, what, when, and how of industrial policy: A text-based approach. Available at SSRN: https://doi. org/10.2139/ssrn.4198209

35. Juhász R., Lane N. J., Oehlsen E., Perez V. C. (2025). Measuring industrial policy: A text-based approach. NBER Working Paper, No. w33895. https://doi.org/10.3386/w33895

36. Juhász R., Lane N., Rodrik D. (2023). The new economics of industrial policy. Annual

37. Review of Economics, Vol. 16, pp. 213—242. https://doi.org/10.1146/annureveconomics-081023-024638

38. Khajehpour B. (2020). Anatomy of the Iranian economy. Swedish Institute of International Affairs Paper, No. 6/2020.

39. Krugman P. (1993). The current case for industrial policy. In: D. Salvatore (ed.).

40. Protectionism and world welfare. Cambridge: Cambridge University Press, pp. 160—179. https://doi.org/10.1017/cbo9780511521997.008

41. Lane N. (2020). The new empirics of industrial policy. Journal of Industry, Competition and Trade, Vol. 20, No. 2, pp. 209—234. https://doi.org/10.1007/s10842-019-00323-2

42. Lauridsen L. S. (2018). New economic globalization, new industrial policy and late development in the 21st century: A critical analytical review. Development Policy Review, Vol. 36, No. 3, pp. 329—346. https://doi.org/10.1111/dpr.12299

43. Lin J. Y. (2017). Industrial policy and China’s economic development: From the perspective of new structural economics. Fudan Journal of the Humanities and Social Sciences, Vol. 10, No. 4, pp. 419—429. https://doi.org/10.1007/s40647-017-0201-z

44. Mariotti S. (2024). “Win—lose” globalization and the weaponization of economic policies by nation-states. Critical Perspectives on International Business, Vol. 20, No. 5, pp. 638—659. https://doi.org/10.1108/cpoib-09-2023-0089

45. Martin F. (2024). Which industrial policies target high-end goods? An economic complexity-based approach. Global Trade Alert Zeitgeist Series, No. 33.

46. Mealy P., Coyle D. (2022). To them that hath: Economic complexity and local industrial strategy in the UK. International Tax and Public Finance, Vol. 29, No. 2, pp. 358—377. https://doi.org/10.1007/s10797-021-09667-0

47. Moreno-Brid J. C. (2013). Industrial policy: A missing link in Mexico’s quest for export-led growth. Latin American Policy, Vol. 4, No. 2, pp. 216—237. https://doi.org/10.1111/lamp.12015

48. Pack H., Saggi K. (2006). The case for industrial policy: A critical survey. World Bank Research Observer, Vol. 21, No. 2, pp. 267—297. https://doi.org/10.1093/wbro/lkl001

49. Raes S. (2021). Understanding SME heterogeneity. OECD SME and Entrepreneurship Papers, No. 28. https://doi.org/10.1787/c7074049-en

50. Rodrik D. (2022). An industrial policy for good jobs. Hamilton Project Policy Proposal, September.

51. Rotunno L., Ruta M. (2024). Trade spillovers of domestic subsidies. IMF Working Paper, No. 2024/041. https://doi.org/10.5089/9798400269486.001

52. Samford S. (2022). Decentralization and local industrial policy in Mexico. World Development, Vol. 158, article 105971. https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2022.105971

53. Tereshchenko E., Happonen A., Porras J., Vaithilingam C. A. (2023). Green growth, waste management, and environmental impact reduction success cases from small and medium enterprises context: A systematic mapping study. IEEE Access, Vol. 11, pp. 56900—56920. https://doi.org/10.1109/access.2023.3271972

54. UNCTAD (2019). International classification of non-tariff measures. New York: United Nations Publications.

55. Veugelers R. (2008). The role of SMEs in innovation in the EU: A case for policy intervention. Review of Business and Economics, Vol. 53, No. 3, pp. 239—262.

56. Warwick K. (2013). Beyond industrial policy: Emerging issues and new trends. OECD Science, Technology and Industry Policy Papers, No. 2. https://doi.org/10.1787/5k4869clw0xp-en

57. Warwick K., Nolan A. (2014). Evaluation of industrial policy: Methodological issues and policy lessons. OECD Science, Technology and Industry Policy Papers, No. 16. https://doi.org/10.1787/5jz181jh0j5k-en

58. Winders B. (2009). The politics of food supply: US agricultural policy in the world economy. New Haven, CT: Yale University Press.

59. Wonglimpiyarat J. (2015). New economics of innovation: Strategies to support hightech SMEs. Journal of High Technology Management Research, Vol. 26, No. 2, pp. 186—195. https://doi.org/10.1016/j.hitech.2015.09.006


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Симачев Ю.В., Федюнина А.А. Приоритеты и инструменты современной промышленной политики: субсидии для сложной экономики. Вопросы экономики. 2025;(8):5-25. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2025-8-5-25

For citation:


Simachev Yu.V., Fedyunina A.A. Priorities and instruments of modern industrial policy: Subsidies for economic complexity. Voprosy Ekonomiki. 2025;(8):5-25. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2025-8-5-25

Просмотров: 35


ISSN 0042-8736 (Print)