Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Модуляризация и контроль в платформенных механизмах управления трансакциями

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2025-4-55-93

Аннотация

На протяжении многих лет внимание исследователей привлекает разнообразие гибридных механизмов управления трансакциями. «Созидательное разрушение» рынков под воздействием цифровых платформ повышает актуальность анализа преобразований. На основании результатов эмпирического исследования в 2022—2024 гг. описана трансформация процессов создания стоимости на рынке услуг такси в России, а также проанализированы изменения в составе основных участников этой отрасли и реализуемых ими функций. Показано, что важнейшим фактором преобразования российского рынка услуг такси стало изменение механизмов управления трансакциями на основе модуляризации компонентов цепочек создания стоимости, которое исключает их функционирование вне контроля цифровой платформы. Значимость цифровых технологий в процессе созидательного разрушения не следует переоценивать: главным инструментом преобразования рынков выступают новые платформенные модели управления и контроля.

Об авторе

И. З. Гелисханов
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова; Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»
Россия

Гелисханов Ислам Зелимханович, исследователь департамента прикладной экономики факультета экономических наук и Института анализа предприятий и рынков; исследователь экономического факультета; руководитель направления по цифровой экономике и ­новым производственным технологиям Блока цифровизации

Москва



Список литературы

1. Авдашева С. Б., Буданов И. А., Голикова В. В., Яковлев А. А. (2005). Модернизация российских предприятий в цепочках создания стоимости (на примере трубной и мебельной промышленности России) // Экономический журнал ВШЭ. Т. 9, № 3. С. 361–377.

2. Авдашева С. Б., Юсупова Г. Ф., Корнеева Д. В. (2022). Конкурентное законодательство в отношении цифровых платформ: между антитрастом и регулированием // Вопросы государственного и муниципального управления. № 3. С. 61–86. http://doi.org/10.17323/1999-5431-2022-0-3-61-86

3. Андронова Е. С., Рей А. И., Акжигитова Г. Р. (2021). Влияние цифровых многосторонних платформ на выживаемость фирм отрасли розничной торговли // Вопросы экономики. № 8. С. 93–122 http://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-8-93-122

4. Аузан А. А. (2019). Цифровая экономика как экономика: институциональные тренды // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. № 6. С. 12– 19. https://doi.org/10.38050/01300105201963

5. Гелисханов И. З. (2024). Платформенные механизмы управления трансакциями: углубленное исследование «Яндекс Такси» // Вопросы экономики. № 9. С. 76–106. http://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-9-76-106

6. Гелисханов И. З., Юдина Т. Н., Бабкин А. В. (2018). Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. Т. 11, № 6. С. 22–36. http://doi.org/10.18721/JE.11602

7. Осипов Ю. М., Юдина Т. Н., Гелисханов И. З. (2018). Цифровая платформа как институт эпохи технологического прорыва // Экономические стратегии. Т. 20, № 5. С. 22–29.

8. Осипов Ю. М., Юдина Т. Н., Гелисханов И. З. (2019). Информационно-цифровая экономика: концепт, основные параметры и механизмы реализации // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. № 3. С. 42–61. http://doi.org/10.38050/01300105201933

9. Радаев В. В. (2011). Кому принадлежит власть на потребительских рынках: отношения розничных сетей и поставщиков в современной России. М.: Издат. дом ВШЭ.

10. Шаститко А. Е., Курдин А. А., Маркова О. А., Мелешкина А. И., Морозов А. Н., Моросанова А. А. (2021). Эффекты государственного регулирования рынка перевозок пассажиров и багажа легковым такси. М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова.

11. Шаститко А. Е., Маркова О. А. (2017). Агрегаторы вокруг нас: новая реальность и подходы к исследованию // Общественные науки и современность. № 4. С. 5–15.

12. Шаститко А. Е., Маркова О. А. (2020). Старый друг лучше новых двух? Подходы к исследованию рынков в условиях цифровой трансформации для применения антимонопольного законодательства // Вопросы экономики. № 6. С. 37–55. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-6-37-55

13. Aoki M. (2007). Endogenizing institutions and institutional changes. Journal of Institutional Economics, Vol. 3, No. 1, pp. 1–31. http://doi.org/10.1017/ S1744137406000531

14. Armstrong M. (2006). Competition in two-sided markets. RAND Journal of Economics, Vol. 37, No. 3, pp. 668–691. http://10.1111/j.1756-2171.2006.tb00037.x

15. Avdasheva S. B. (2007). The Russian furniture industry: Firms’ upgrading according to the value-chain theory. Competition and Change, Vol. 11, No. 4, pp. 307–328. http://doi.org/10.1179/102452907X239493

16. Avdasheva S. B. (2019). Multi-homing by all means: Russian competition policy towards digital platforms. CPI Antitrust Chronicle, Vol. 1, No. 1, pp. 55–60.

17. Bashir M., Yousaf A., Verma R. (2016). Disruptive business model innovation: How a tech firm is changing the traditional taxi service industry. Indian Journal of Marketing, Vol. 46, No. 4, pp. 49—59. http://doi.org/10.17010/ijom/2016/v46/i4/90530

18. Caillaud B., Jullien B. (2001). Competing cybermediaries. European Economic Review, Vol. 45, No. 4, pp. 797—808. https://doi.org/10.1016/s0014-2921(01)00123-4

19. Caillaud B., Jullien B. (2003). Chicken & egg: Competition among intermediation service providers. RAND Journal of Economics, Vol. 34, No. 2, pp. 309–328. https:// doi.org/10.2307/1593720

20. Contreras S., Paz A. (2018). The effects of ride-hailing companies on the taxicab industry in Las Vegas, Nevada. Transportation Research, Part A: Policy and Practice, Vol. 115, pp. 63–70. https://doi.org/10.1016/j.tra.2017.11.008

21. Geliskhanov I. Z., Yudina T. N. (2018). Digital platform: A new economic institution. Quality – Access to Success, Vol. 19, No. S2, pp. 20–26.

22. Gereffi G., Humphrey J., Sturgeon T. (2005). The governance of global value chains. Review of International Political Economy, Vol. 12, No. 1, pp. 78–104. http://doi.org/10.1080/09692290500049805

23. Katz M. L., Shapiro C. (1985). Network externalities, competition, and compatibility. American Economic Review, Vol. 75, No. 3, pp. 424–440.

24. Katz M. L., Shapiro C. (1994). Systems competition and network effects. Journal of Economic Perspectives, Vol. 8, No. 2, pp. 93–115. http://doi.org/10.1257/jep.8.2.93

25. Lerch C. M., Horvat D., Jasny J. (2024). When manufacturers turn into digital platform providers: A transformation model to understand the platformization pathway. International Journal of Production Economics, Vol. 273, No. С, article 109235. http://doi.org/10.1016/j.ijpe.2024.109235

26. Langlois R. N. (2002). Modularity in technology and organization. Journal of Economic Behavior & Organization, Vol. 49, No. 1, pp. 19–37. http://doi.org/10.1016/s0167-2681(02)00056-2

27. Masten S. (1988). A legal basis for the firm. Journal of Law, Economics and Organization, Vol. 4, No. 1, pp. 181–198.

28. Ménard C. (2004). The economics of hybrid organizations. Journal of Institutional and Theoretical Economics, Vol. 160, No. 3, pp. 345–376. https://doi.org/10.1628/0932456041960605

29. Ménard C. (2022). Hybrids: Where are we? Journal of Institutional Economics, Vol. 18, No. 2, pp. 297–312. https://doi.org/10.1017/S1744137421000230

30. Osterwalder A., Pigneur Y., Smith A. (2010). Business model generation. Hoboken, NJ: Wiley & Sons. Parker G. G., Van Alstyne M. W. (2005). Two-sided network effects: A theory of information product design. Management Science, Vol. 51, No. 10, pp. 1494–1504. https://doi.org/10.1287/mnsc.1050.0400

31. Parker G. G., Van Alstyne M. W., Choudary S. P. (2016). Platform revolution: How networked markets are transforming the economy and how to make them work for you. New York: WW Norton and Company.

32. Rochet J. C., Tirole J. (2003). Platform competition in two-sided markets. Journal of the European Economic Association, Vol. 1, No. 4, pp. 990–1029. https://doi.org/10.1162/154247603322493212

33. Rochet J. C., Tirole J. (2006). Two-sided markets: A progress report. RAND Journal of Economics, Vol. 37, No. 3, pp. 645–667. https://doi.org/10.1111/j.1756-2171.2006.tb00036.x

34. Schumpeter J. A. (1912). Theorie der wirtschaftlichen Entwicklung. Berlin: Dunker und Humblot. Schumpeter J. A. (1942). Capitalism, socialism, and democracy. New York: Harper and Brothers.

35. Strauss A., Corbin J. (1998). Basics of qualitative research: Techniques and procedures for developing grounded theory, 2nd ed. Thousand Oaks, CA: Sage.

36. Tiwana A. (2015). Platform desertion by app developers. Journal of Management Information Systems, Vol. 32, No. 4, pp. 40–77. https://doi.org/10.1080/07421222.2015.1138365

37. Tiwana A. (2018). Platform synergy: Architectural origins and competitive consequences. Information Systems Research, Vol. 29, No. 4, pp. 829–848. https://doi.org/10.1287/isre.2017.0739

38. Walters D., Lancaster G. (2000). Implementing value strategy through the value chain. Management Decision, Vol. 38, No. 3, pp. 160–178. http://doi.org/10.1108/EUM0000000005344

39. Williamson O. E. (1985). The economic institutions of capitalism. Firms, markets, relational contracting. New York: Free Press.

40. Williamson O. E. (1991). Comparative economic organization: The analysis of discrete structural alternatives. Administrative Science Quarterly, Vol. 36, No. 2, pp. 269–296. https://doi.org/10.2307/2393356

41. Williamson O. E. (1996). The mechanisms of governance. New York: Oxford University Press.

42. Zervas G., Proserpio D., Byers J. W. (2017). The rise of the sharing economy: Estimating the impact of Airbnb on the hotel industry. Journal of Marketing Research, Vol. 54, No. 5, pp. 687–705. http://doi.org/10.1509/jmr.15.0204

43. Zhong J., Zhou H., Lin Y., Ren F. (2022). The impact of ride-hailing services on the use of traditional taxis: Evidence from Chinese urban panel data. IET Intelligent Transport Systems, Vol. 16, pp. 1611–1622. https://doi.org/10.1049/itr2.12237.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Гелисханов И.З. Модуляризация и контроль в платформенных механизмах управления трансакциями. Вопросы экономики. 2025;(4):55-93. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2025-4-55-93

For citation:


Geliskhanov I.Z. Modularization and control in governance structures of digital platforms: A case study of ride-hailing platforms. Voprosy Ekonomiki. 2025;(4):55-93. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2025-4-55-93

Просмотров: 866


ISSN 0042-8736 (Print)