

Оценка ставки дисконтирования для государственных инвестиционных проектов в России
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-5-21-37
Аннотация
Рассматриваются методы определения ставки дисконтирования для инвестиционных проектов, задействующих бюджетные средства и направленных на создание общественных выгод. Общественные выгоды часто не имеют прямого денежного выражения, поэтому методы определения ставки дисконтирования для таких проектов отличаются от рыночных. Расходование бюджетных средств на инвестиционные проекты означает, что общество отказывается от потребления в текущий момент ради будущей отдачи от инвестиций. Ставка дисконтирования должна отражать общественные предпочтения относительно распределения потребления между текущим и будущим периодами. Оценить эти предпочтения позволяет метод социальной ставки межвременных предпочтений. Учесть альтернативную возможность реализации проекта в частном секторе позволяет метод социальной альтернативной стоимости капитала. Проанализировано развитие методов оценки социальной ставки дисконтирования и обсуждаются возможности их применения для России. Обосновано значение социальной ставки межвременных предпочтений 2,5% и значение социальной альтернативной стоимости капитала 4,4—5% для кратко- и среднесрочных государственных инвестиционных проектов в России. Значения ставок оцениваются в реальном выражении.
Об авторах
Т. В. КоссоваРоссия
Коссова Татьяна Владимировна - к. э. н., доцент департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ.
Москва
М. А. Шелунцова
Россия
Шелунцова Мария Александровна - к. э. н., доцент департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ.
Москва
Список литературы
1. Коссова Т. В., Шелунцова М. А. (2012). Социальная ставка дисконтирования в России: методология, оценка, межрегиональные различия // Экономическая наука современной России. № 3. С. 16—27.
2. Коссова Т. В., Шелунцова М. А. (2014). Оценка социальной ставки дисконтирования методом социальной альтернативной стоимости капитала // Экономическая наука современной России. № 1. С. 37—47.
3. Лимонов Л. Э., Несена М. В., Семенов А. А. (2019). Оценка эффективности проектов сохранения культурного наследия // Регион: экономика и социология. № 4. С. 295—315.
4. Мельников Р. М. (2023). Оценка эффективности общественно значимых инвестиционных проектов методом анализа издержек и выгод. М.: Проспект.
5. Пилипенко И. (2011). Использование анализа затраты—выгоды для оценки эффективности государственных инвестиционных проектов (на примере зимних Олимпийских игр-2014 в Сочи) // Вопросы экономики. № 11. С. 57—78. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2011-11-57-78
6. Рахматуллина Ю. А., Юнусова Р. Ф., Яруллин Р. Р. (2022). Концепция затраты— выгоды в экономической оценке эффективности инвестиций в государственные проекты // Дискуссия. № 4. С. 42—50. https://doi.org/10.46320/2077-7639-2022-4-113-42-50
7. Abelson P., Dalton T. (2018). Choosing the social discount rate for Australia. Australian Economic Review, Vol. 51, No. 1, pp. 52—67. https://doi.org/10.1111/1467-8462.12254
8. Akbulut H., Seçilmiş E. (2019). Estimation of a social discount rate for Turkey. Socio-Economic Planning Sciences, Vol. 67, pp. 78—85. https://doi.org/10.1016/j.seps.2018.10.001
9. Armitage S. (2017). Discount rates for long-term projects: Тhe cost of capital and social discount rate compared. European Journal of Finance, Vol. 23, No. 1, pp. 60—79. https://doi.org/10.1080/1351847X.2015.1029591
10. Arrow K. J., Cropper M. L., Gollier C., Groom B., Heal G. M., Newell R. G., Nordhaus W. D., Pindyck R. S., Pizer W. A., Portney P. R., Sterner T., Tol R. S. J., Weitzman M. L. (2014). Should governments use a declining discount rate in project analysis? Review of Environmental Economics and Policy, Vol. 8, No. 2, pp. 145—163. https://doi.org/10.1093/reep/reu008
11. Boardman A. E., Greenberg D. H., Vining A. R., Weimer D. L. (2018). Cost-benefit analysis. Concepts and practice. 5th ed. Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/9781108235594
12. Bula R., Foltyn-Zarychta M. (2023). Declining discount rates for energy policy investments in CEE EU member countries. Energies, Vol. 16, No. 1, article 321. https://doi.org/10.3390/en16010321
13. Burgess D. F., Zerbe R. O. (2011). Appropriate discounting for benefit-cost analysis. Journal of Benefit-Cost Analysis, Vol. 2, No. 2, pp. 1—20. https://doi.org/10.2202/2152-2812.1065
14. European Investment Bank (2023). The economic appraisal of investment projects at the EIB. 2nd ed. Luxembourg. https://doi.org/10.2867/076767
15. Evans D. J., Kula E. (2011). Social discount rates and welfare weights for public investment decisions under budgetary restrictions: The сase of Cyprus. Fiscal Studies, Vol. 32, No. 1, pp. 73—107. https://doi.org/10.1111/j.1475-5890.2011.00128.x
16. Foltyn-Zarychta M., Bula R., Pera K. (2021). Discounting for energy transition policies— estimation of the social discount rate for Poland. Energies, Vol. 14, article 741. https://doi.org/10.3390/en14030741
17. Groom B., Maddison D. (2019). New estimates of the elasticity of marginal utility for the UK. Environmental and Resource Economics, Vol. 72, pp. 1155—1182. https:// doi.org/10.1007/s10640-018-0242-z
18. Harberger A. (1972). On measuring the social opportunity cost of public funds. Project evaluation-collected papers. Chicago: University of Chicago Press.
19. Harberger A. C., Jenkins G. P. (2015). Musings on the social discount rate. Journal of Benefit Cost Analysis, Vol. 6, No. 1, pp. 6—32. https://doi.org/10.1017/bca.2015.2
20. HM Treasury (2022). The green book. London.
21. Hyndman R. J., Athanasopoulos G. (2021). Forecasting: Рrinciples and practice. 3rd ed. Heathmont: OTexts.
22. Kazlauskiene V., Stundziene A. (2016). Estimation of social discount rate for Lithuania. Trends Еconomics and Management, Vol. 26, No. 2, pp. 39—47. https://doi.org/10.13164/trends.2016.26.39
23. Kossova T. V., Sheluntcova M. (2016). Evaluating performance of public sector projects in Russia: The choice of a social discount rate. International Journal of Project Management, Vol. 34, No. 3, pp. 403—411. https://doi.org/10.1016/j.ijproman.2015.11.005
24. Moore M. A., Boardman A. E., Vining A. R. (2020). Social discount rates for seventeen Latin American сountries: Theory and parameter estimation. Public Finance Review, Vol. 48, No. 1, pp. 43—71. https://doi.org/10.1177/1091142119890369
25. Nesticό A., Maselli G. (2020). A protocol for the estimate of the social rate of time preference: Тhe case studies of Italy and the USA. Journal of Economic Studies, Vol. 47, No. 3, pp. 527—545. https://doi.org/10.1108/JES-02-2019-0081
26. Pearce D., Ulph D. (1995). A social discount rate for the United Kingdom. CSERGE Working Paper, No. 95-01. Centre for Social and Economic Research on the Global Environment, University of East Anglia.
27. Poudineh R., Penyalver D. (2020). Social discount rate and the energy transition policy. Energy Insight, No. 75. Oxford Institute for Energy Studies.
28. Ramsey F. P. (1928). A mathematical theory of saving. Economic Journal, Vol. 38, No. 152, pp. 543—559. https://doi.org/10.2307/2224098
29. Tabi A. (2013). Using the stated preference method for the calculation of social discount rate. Society and Economy, Vol. 35, No. 2, pp. 167—186. https://doi.org/10.1556/SocEc.2013.0003
30. White House (2024). Valuing the future: Revision to the social discount rate means appropriately assessing benefits and costs. Washington, DC, February 27.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Коссова Т.В., Шелунцова М.А. Оценка ставки дисконтирования для государственных инвестиционных проектов в России. Вопросы экономики. 2024;(5):21-37. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-5-21-37
For citation:
Kossova T.V., Sheluntcova M. Estimating social discount rate for government investment projects in Russia. Voprosy Ekonomiki. 2024;(5):21-37. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-5-21-37