Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Социальные нормы и динамика обучения наблюдателей

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-4-24-37

Аннотация

Настоящая работа является продолжением цикла исследований конформистского поведения индивидов в рамках модели Бернхайма— Картрайта—Пателя. В указанной модели равновесие с сигнализированием достигалось в ходе оптимального выбора агента, инвестирующего в общественное благо, при наблюдении со стороны агентов, относящихся к двум типам наблюдателей: рациональным и наивным. Рациональные наблюдатели способны правильно распознать тип инвестора, исходя из его вклада, а наивные в силу недостаточности опыта воспринимают инвестирование агента свидетельством присущей ему щедрости. В модели принципиальное значение имеет параметр, отвечающий за восприятие индивидами ценности социально значимого поведения. Тогда при пограничных значениях этого параметра индивид будет или полностью игнорировать мнение окружающих, или вести себя как все. Сохраняя экзогенность этого параметра, оценивается динамика взглядов наивных наблюдателей в ходе общения с рациональными. Предложенная динамическая модель, имеющая вид дифференциального уравнения первого порядка, при достаточно высокой оценке щедрости инвестирования обладает устойчивым стационарным решением, имеющим вид постоянной доли наивных наблюдателей.

Об авторах

К. А. Букин
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Букин Кирилл Александрович - к. ф.­м. н., доцент Департамента теоретической экономики НИУ ВШЭ, доцент кафедры микроэкономики РАНХиГС.

Москва



М. И. Левин
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Букин Кирилл Александрович - к. ф.­м. н., доцент Департамента теоретической экономики НИУ ВШЭ, доцент кафедры микроэкономики РАНХиГС.

Москва



Список литературы

1. Akerlof G. A. (1997). Social distance and social decisions. Econometrica, Vol. 65, No. 5, pp. 1005—1027. https://doi.org/10.2307/2171877

2. Azar O. H. (2004). What sustains social norms and how they evolve? The case of tipping. Journal of Economic Behavior and Organization, Vol. 54, No. 1, pp. 49—64. https://doi.org/10.1016/j.jebo.2003.06.001

3. Bernheim B. D. (1994). A theory of conformity. Journal of Political Economy, Vol. 102, No. 5, pp. 841—877. https://doi.org/10.1086/261957

4. Cartwright E. J. (2009). Conformity and out of the equilibrium beliefs. Journal of Economic Behavior and Organization, Vol. 70, No. 1—2, pp. 164—185. https://doi.org/10.1016/j.jebo.2008.11.003

5. Cartwright E. J., Patel A. (2010). Public goods, social norms and naïve beliefs. Journal of Public Economic Theory, Vol. 12, No. 2, pp. 199—223. https://doi.org/10.1111/j.1467­9779.2009.01457.x

6. Cartwright E. J., Patel A. (2012). Naïve beliefs and multiplicity of social norms. Journal of Institutional and Theoretical Economics, Vol. 168, No. 2, pp. 280—289. https://doi.org/10.1628/093245612800933942

7. Cho I.­K., Kreps D. M. (1987). Signaling games and stable equilibria. Quarterly Journal of Economics, Vol. 102, No. 2, pp. 179—222. https://doi.org/10.2307/188506

8. Fudenberg D., Tirole J. (1991). Game theory. Cambrudge, MA: MIT Press.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Букин К.А., Левин М.И. Социальные нормы и динамика обучения наблюдателей. Вопросы экономики. 2024;(4):24-37. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-4-24-37

For citation:


Bukin K.A., Levin M.I. Social norms and the dynamics of observers' education. Voprosy Ekonomiki. 2024;(4):24-37. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-4-24-37

Просмотров: 418


ISSN 0042-8736 (Print)