Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Баланс жизни и труда педагогов—репетиторов

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-11-51-64

Аннотация

Рассматривается баланс жизни и труда педагогов, так или иначе связанных с репетиторством, который в условиях повышенных требований к их профессионализму становится сложно достижимым. Раскрывается, какие сочетания параметров «труда» и «жизни» в карьерном пути педагога наиболее успешны с точки зрения самооценки рабочей нагрузки и благосостояния. Рассматривается влияние социально-демографических характеристик педагогов на шансы быть удовлетворенными графиком работы. Исследование основано на результатах онлайн-опроса педагогов, проведенного в феврале 2022 г. Выборку составляют педагоги (учителя школ и репетиторы), обращающиеся к образовательным онлайн-платформам и маркетплейсам для поиска основной работы репетитором или по совместительству, а также в информационных целях. Неудовлетворенность графиком работы статистически значимо растет лишь при увеличении нагрузки в школе, что можно объяснить невысокими доходами учителей. При этом удовлетворенность рабочим графиком различается для мужчин и женщин

Об авторах

И. В. Абанкина
https://www.hse.ru/org/persons/25477
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Абанкина Ирина Всеволодовна , к. э. н., проф. Института образования, гл. н. с. Центра финансово-экономических решений в образовании

Москва



Ю. Ю. Белова
https://www.hse.ru/staff/YBelova
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Белова Юлия Юрьевна, к. с. н., вед. н. с. Института статистических исследований и экономики знаний, доцент кафедры экономической социологии

Москва



К. В. Зиньковский
https://www.hse.ru/org/persons/4578258
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Зиньковский Кирилл Викторович, к. э. н., проф. департамента образовательных программ Института образования

Москва



А. Е. Милованов
https://www.hse.ru/org/persons/435596198
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Милованов Алексей Евгеньевич, начальник отдела единой экономической политики в ЕАЭС Минэкономразвития России

Москва



Список литературы

1. Абанкина И. В., Белова Ю. Ю., Зиньковский К. В., Латыпова Е. В., Милованов А. Е. (2022). Есть ли у педагогов альтернатива репетиторству для увеличения доходов? // Вопросы образования. № 4. С. 8—32. [Abankina I. V., Belova Y. Y., Zinkovsky K. V., Latypova E. V., Milovanov A. E. (2022). Do educators have an alternative to tutoring to increase their income? Educational Studies Moscow, No. 4, pp. 8—32. (In Russian).] https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-4-8-32

2. Абанкина И. В., Вавилова А. А., Зиньковский К. В., Семенова К. А., Суркова Н. Е. (2020). Цыплят по осени считают: уроки COVID-19 для школ. М.: НИУ ВШЭ. [Abankina I. V., Vavilova A. A., Zinkovsky K. V., Semenova K. A., Surkova N. E. (2020). Don’t count your chickens before they hatch: COVID-19 lessons for schools. Moscow: HSE Publ. (In Russian).]

3. Мареева С. В. (2019). Неравенство жизненных шансов россиян в сфере баланса жизни и труда // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. № 3. С. 324—344. [Mareeva S. V. (2019). Inequality of life chances in work–life balance of Russians. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, No. 3, pp. 324—344. (In Russian).] https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.3.18

4. Мерцалова Т. А., Косарецкий С. Г., Анчиков К. М., Заир-Бек С. И., Звягинцев Р. С., Керша Ю. Д., Сенина Н. А. (2022). Школьное образование в контексте национальных целей и приоритетных проектов. М.: НИУ ВШЭ. [Mertsalova T. A., Kosaretsky S. G., Anchikov K. M., Zair-Bek S. I., Zvyagintsev R. S., Kersha Y. D., Senina N. A. (2022). School education in the context of national goals and priority projects. Moscow: HSE Publ. (In Russian).]

5. Монахова И. А. (2016). Факторы удовлетворенности балансом между работой и семейной жизнью: на примере фрилансеров // Экономическая социология. Т. 17, № 1. C. 30—61. [Monakhova I. A. (2016). Factors of satisfaction with work–life balance: A case of freelancers. Economic Sociology, Vol. 17, No. 1, pp. 30—61. (In Russian).] https://doi.org/10.17323/1726-3247-2016-1-30-61

6. Темницкий А. Л. (2019). Роль сбалансированности работы и семьи в достижении жизненного успеха у наемных работников России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 3. С. 306—323. [Temnitsky A. L. (2019). Role of work–life balance in achieving life success for the hired workers in Russia. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, No. 3, pp. 306—323. (In Russian).] https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.3.17

7. Штайнер-Хамси Г. (2016). Учить, чтобы выжить: оплата труда по ставке и ее воздействие на качество преподавания // Вопросы образования. № 2. С. 14—39. [Steiner-Khamsi G. (2016). Teach or perish: The stavka system and its impact on the quality of instruction. Educational Studies Moscow, No. 2, pp. 14—39]. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-2-14-39

8. Barling J. (1986). Fathers’ work experiences, the father–child relationship and children’s behaviour. Journal of Organizational Behavior, Vol. 7, No. 1, pp. 61—66. https://doi.org/10.1002/job.4030070108

9. Beutell N. J. (2010). Work schedule, work schedule control and satisfaction in relation to work-family conflict, work-family synergy, and domain satisfaction. Career Development International, Vol. 15, No. 5, pp. 501—518. https://doi.org/10.1108/13620431011075358

10. Blair E. J. (2018). By the light of the silvery moon: Teacher moonlighting and the dark side of teachers’ work. Gorham: Myers Education Press.

11. Blair-Loy M. (2009). Work without end?: Scheduling flexibility and work-to-family conflict among stockbrokers. Work and Occupations, Vol. 36, No. 4, pp. 279—317. https://doi.org/10.1177/0730888409343912

12. Blair-Loy M., Wharton A. S. (2002). Employees’ use of work–family policies and the workplace social context. Social Forces, Vol. 80, No. 3, pp. 813—845. https:// www.jstor.org/stable/3086458

13. Clark S. C. (2000). Work/family border theory: A new theory of work/familybalance. Human Relations, No. 53, No. 6, pp. 747—770. https://doi.org/10.1177/0018726700536001

14. De Man R., De Bruijn J., Groeneveld S. (2008). What makes the home boundary porous? The influence of work characteristics on the permeability of the home domain. In: C. Warhurst, D. R. Eikhof, A. Haunschild (eds.). Work less, live more? Critical analyses of the work–life boundary. London: Palgrave Macmillan, pp. 92—114.

15. Friedman S. D., Greenhaus J. H. (2000). Work and family — allies or enemies?: What happenswhen business professionals confront life choices. Oxford: Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195112757.001.0001

16. Greenhaus J. H., Beutell N. J. (1985). Sources of conflict between work and family roles. Academy of Management Review, Vol. 10, No. 1, pp. 76—88. https://doi.org/10.2307/258214

17. Greenhaus J., Powell G. (2006). When work and family are allies: A theory of work– family enrichment. Academy of Management Review, No. 31, pp. 72—92. https:// doi.org/10.5465/AMR.2006.19379625

18. Guest E. (2002). Perspectives on the study of work–life balance. Social Science Information, Vol. 41, No. 2, pp. 255—279. https://doi.org/10.1177/0539018402041002005

19. Kahn R. L., Wolfe D. M., Quinn R. P., Snoek J. D., Rosenthal R. A. (1964). Organizational stress: Studies in role conflict and ambiguity. New York; London: John Wiley & Sons.

20. Kelliher C., Richardson J., Boiarintseva G. (2019). All of work? All of life? Reconceptualising work–life balance for the 21st century. Human Resource Management Journal, Vol. 29, No. 2, pp. 97—112. https://doi.org/10.1111/1748-8583.12215

21. Kelly E. L., Moen P., Tranby E. (2011). Changing workplaces to reduce work–family conflict: Schedule control in a white-collar organization. American Sociological Review, Vol. 76, No. 2, pp. 265—290. https://doi.org/10.1177/0003122411400056

22. Kobakhidze M. N. (2018). Economic sociology of the shadow education market. In: M. N. Kobakhidze (еd.). Teachers as tutors: Shadow education market dynamics in Georgia. Cham: Springer, pp. 164—202. https://doi.org/10.1007/978-3-319-95915-3_7

23. Kossek E. E., Lee K.-H. (2017). Work–family conflict and work–life conflict. Oxford Research Encyclopedia of Business and Management. https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190224851.013.52

24. Mustafa M., Gold M. (2013). ‘Chained to my work’? Strategies to manage temporal and physical boundaries among self-employed teleworkers. Human Resource Management Journal, Vol. 23, No. 4, pp. 413—429. https://doi.org/10.1111/1748-8583.12009

25. Nomaguchi K. M., Milkie M. A., Bianchi S. M. (2005). Time strains and psychological well-being: Do dual-earner mothers and fathers differ? Journal of Family Issues, Vol. 26, No. 6, pp. 756—792. https://doi.org/10.1177/0192513X05277524

26. Peiperl M., Jones B. (2001). Workaholics and overworkers: Productivity or pathology? Group and Organization Management, No. 26, No. 3, pp. 369—393. https://doi.org/10.1177/1059601101263007

27. Perrachione B., Petersen G., Rosser V. (2008). Why do they stay? Elementary teachers’ perceptions of job satisfaction and retention. Professional Educator, Vol. 32, No. 2, pp. 25—41.

28. Petsiotis K. (2022). Thirty-one and counting in the shadow: A teacher’s autoethnography. Studies in Technology Enhanced Learning, Vol. 2, No. 3. https://doi.org/10.21428/8c225f6e.94efbb46

29. Piszczek M. M., Martin J. E., Pimputkar A. S., Laulié L. (2021). What does schedulefit add to work—family research? The incremental effect of schedule fit on work—familyconflict, schedule satisfaction, and turnover intentions. Journal of Occupational and Organizational Psychology, Vol. 94, No. 4, pp. 866—889. https://doi.org/10.1111/joop.12367

30. Popa S. M. (2007). Defensible spaces: Ideologies of professionalism and teachers’ work in the Romanian private tutoring system. Doctoral Dissertation, University of Pittsburgh.

31. Silova I., Bray M. (2006). The hidden marketplace: Private tutoring in former socialistcountries. In: Education in a hidden marketplace: Monitoring of private tutoring. Budapest: Education Support Program of the Open Society Institute, pp. 71—98.

32. Sims S. (2017). TALIS 2013: Working conditions, teacher job satisfaction and retention. (Statistical Working Paper). London: UK Department of Education.

33. Stewart W., Barling J. (1996). Fathers’ work experiences effect children’s behaviorsvia jobrelated affect and parenting behaviors. Journal of Organizational Behavior, Vol. 17, No. 3, pp. 221—232. https://doi.org/10.1002/(SICI)1099-1379(199605)17:3<221::AID-JOB741>3.0.CO;2-G


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Абанкина И.В., Белова Ю.Ю., Зиньковский К.В., Милованов А.Е. Баланс жизни и труда педагогов—репетиторов. Вопросы экономики. 2023;(11):51-64. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-11-51-64

For citation:


Abankina I.V., Belova Y.Y., Zinkovsky K.V., Milovanov A.E. Work–life balance of teachers–tutors. Voprosy Ekonomiki. 2023;(11):51-64. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-11-51-64

Просмотров: 543


ISSN 0042-8736 (Print)