Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Государственная компания: сфера проявления «провалов государства» или «провалов рынка»?

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2015-1-45-79

Полный текст:

Аннотация

В статье анализируются деятельность государственных компаний и их место в структуре рыночных взаимодействий с точки зрения современных подходов к изучению «провалов государства» и «провалов рынка», а также условия системного укоренения прав частной собственности. Помимо общетеоретического рассмотрения издержек функционирования государственных компаний, авторы обращаются к конкретному опыту современной российской экономики, последовательно изучая возможности и паллиативы приватизационной политики, опыт формирования и риски функционирования государственных корпораций. Особое внимание в статье уделено проблемам ограничения мотивации к улучшению институциональной среды в целом и, напротив, расширению практики прямого вмешательства государства для решения задач экономического развития. Рассматриваются конкретные направления, по которым сужаются возможности реализовать права частной собственности в связи с экспансией государственного сектора де-юре и де-факто.

Об авторах

А. Д. Радыгин
Институт экономической политики имени Е. Т. Гайдара; РАНХиГС при Президенте РФ (Москва)
Россия
д.  э.  н., проф., член Совета директоров Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара, декан экономического факультета РАНХиГС при Президенте РФ (Москва)


Ю. В. Симачев
Межведомственный аналитический центр (МАЦ) (Москва); РАНХиГС при Президенте РФ
Россия
к.  т.  н., главный научный сотрудник Межведомственного аналитического центра (МАЦ) (Москва), ведущий научный сотрудник ИПЭИ РАНХиГС при Президенте РФ


Р. М. Энтов
РАН (Москва)
Россия
академик РАН (Москва)


Список литературы

1. Андерсон Р. (2012). Просто не стой на пути: как государство может помочь бизнесу в бедных странах. М.: ИРИСЭН; Мысль.

2. Бейли Э. (2011). Дерегулирование воздушных перевозок // Как экономическая наука помогает делать нашу жизнь лучше. М.: Изд-во Института Гайдара.

3. Васильев Л. (2010). Всеобщая история. Т. 4. М.: Высшая школа.

4. Кондратьев В. Б. (2012). Государственный капитализм на марше. Mimeo. www. perspektivy.info/book/gosudarstvennyj_kapitalizm_na_marshe_2012-08-24.htm.

5. Кузнецов Б., Симачев Ю. (2014). Эволюция государственной промышленной политики в России // Журнал Новой экономической ассоциации. № 2. С. 152-178.

6. Национальный разведывательный совет США (2009). Мир после кризиса. Глобальные тенденции-2025: Меняющийся мир. М.: Европа.

7. Норт Д., Уоллис Дж., Вайнгаст Б. (2011). Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. М.: Изд-во Института Гайдара.

8. Радыгин А. (2004). Россия в 2000-2004 годах: на пути к государственному капитализму? // Вопросы экономики. № 4. С. 42-65.

9. Радыгин А., Симачев Ю., Энтов Р. (2011). Государство и разгосударствление: риски и ограничения «новой приватизационной политики» // Вопросы экономики. № 9. С. 4-26.

10. Радыгин А., Энтов Р. (2012). «Провалы государства»: теория и политика // Вопросы экономики. № 12. C. 4-30.

11. Радыгин А., Энтов Р. (2013). «Фундаментальная» теорема приватизации: идеология, эволюция, практика // Экономическая политика. № 6. С. 7-45.

12. Радыгин А. Д., Энтов Р. М., Мальгинов Г. Н. и др. (2014). Приватизация в современном мире: теория, эмпирика, «новое измерение» для России: в 2-х т. М.: Дело.

13. Симачев Ю., Кузык М., Иванов Д. (2012). Российские финансовые институты развития: верной дорогой? // Вопросы экономики. № 7. С. 4-29.

14. Симачев Ю. В., Иванов Д. С., Коротков М. Ю., Кузнецов Б. В., Кузык М. Г. (2012). Государственная антикризисная поддержка крупных и системообразующих компаний. Направления, особенности и уроки российской практики. М.: Дело.

15. Смит А. (1962 [1776]). Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз.

16. Стратегия-2020 (2013). Новая модель роста - новая социальная политика: в 2-х кн. М.: Дело.

17. Шаститко А. Е., Голованова С. В., Крючкова П. В. и др. (2013). Последствия слабой конкуренции. Количественные оценки и выводы для политики. М.: Дело.

18. Юм Д. (1966 [1739]). Трактат о человеческой природе, или Попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам // Соч.: в 2-х т. М.: Мысль. Т. 1. С. 77-788.

19. Acemoglu D. (2003). Why not a Political Coase Theorem? Journal of Comparative Economics, Vol. 31, No. 4, pp. 620-652.

20. Acemoglu D., Johnson S. (2005). Unbundling Institutions. Journal of Political Economy, Vol. 113, pp. 949-995.

21. Acemoglu D., Robinson J. (2006). Economic Origins of Dictatorship and Democracy. Cambridge: Cambridge University Press.

22. Aghion P., Algan Y., Cahuc P., Shleifer A. (2010). Regulation and Distrust. Quarterly Journal of Economics, Vol. 125, No. 3, pp. 1015-1049.

23. Aguiar M., Amador M. (2011). Growth in the Shadow of Expropriation. Quarterly Journal of Economics, Vol. 126, No. 2, pp. 651-697.

24. Aharoni Y. (1986). The Evolution and Management of State-Owned Enterprises. Cambridge, MA: Ballinger Publishing Co.

25. Alesina A., Ardagna S., Nicoletti G., Schiantarelli F. (2005). Regulation and Investment. Journal of European Economic Association, Vol. 3, No. 4, pp. 791-825.

26. Anderson S., de Palma A., Thisse J.-F. (1997). Privatization and Efficiency in a Differentiated Industry. European Economic Review, Vol. 41, No. 9, pp. 1635-1654.

27. Bergh A., Henrekson M. (2011). Government Size and Growth: A Survey and Interpretation of the Evidence. Journal of Economic Surveys, Vol. 25, No. 5, pp. 872-897.

28. Besley T. (1993). Property Rights and Investment Incentives: Theory and Micro-Evidence from Ghana. W. Wilson School Papers, No. 170.

29. Bhagwati J. (1982). Directly Unproductive Profit-Seeking (DUP) Activities. Journal of Political Economy, Vol. 90, October, pp. 988-1002.

30. Borisova G., Brockman P., Salas J., Zagorchev A. (2012). Government Ownership and Corporate Governance: Evidence from the EU. Journal of Banking and Finance, Vol. 36, No. 11, pp. 2917-2934.

31. Bortolotti B., Faccio M. (2004). Reluctant Privatization. EGGI Working Paper, No. 4.

32. Bortolotti B., Siniscalсo D. (2004). The Challenges of Privatization: An International Analysis. Oxford; N. Y.: Oxford University Press.

33. Boubakri N., Cosset J., Guedhami O. (2004). Postprivatization Corporate Governance: The Role of Ownership Structure and Investor Protection. Journal of Financial Economics, Vol. 76, No. 2, pp. 369-399.

34. Bremmer I. (2010). The End of the Free Market: Who Wins the War between States and Corporations? N. Y.: Portfolio.

35. Butkiewicz J., Yanikkaya H. (2011). Institutions and the Impact of Government Spending on Growth. Journal of Applied Economics, Vol. 14, No. 2, pp. 319-341.

36. Campos J., Esfahani H. (1996). Why and When Do Governments Initiate Public Enterprise Reform?. The World Bank Economic Review, Vol. 10, No 3, pp. 451-485.

37. Carmignani F., Colombo E., Tirelli P. (2011). Macroeconomic Risk and the (De)stabilizing Role of Government Size. European Journal of Political Economy, Vol. 27, No. 4, pp. 781-790.

38. Caselli F., Morelli M. (2004). Bad Politicians. Journal of Public Economics, Vol. 88, No 3-4, pp. 759-782.

39. Cato S. (2012). The Efficiency of State-Owned Firm and Social Welfare: A Note. Bulletin of Economic Research, Vol. 64, pp. 275-285.

40. Coase R. (1992). The Institutional Structure of Production. American Economic Review, Vol. 82, No. 4, pp. 713-719.

41. Davis L., Wolfram C. (2012). Deregulation, Consolidation, and Efficiency Evidence from US Nuclear Power. American Economic Journal: Applied Economics, Vol. 4, No 4, pp. 194-225.

42. Devarajan S., Swaroop V., Zou H. (1996). The Composition of Public Expenditure and Economic Growth. Journal of Monetary Economics, Vol. 37, No. 2-3, pp. 313-344.

43. Donahue J. (1989). Public Ends and Private Means. N. Y.: Basic Books.

44. Estrin S., Hanousek J., Kočenda E., Svejnar J. (2009). The Effects of Privatization and Ownership in Transition Economies. Journal of Economic Literature, Vol. 47, No. 3, pp. 699-728.

45. Fan J., Wong T., Zhang T. (2012). Institutions and Organizational Structure: The Case of State-Owned Corporate Pyramids. Journal of Law, Economics and Organization, Vol. 29, No. 6, pp. 1217-1252.

46. Ghosh A., Sen P. (2012). Privatization in a Small Open Economy with Imperfect Competition. Journal of Public Economic Theory. Association for Public Economic Theory, Vol. 14, No. 3, pp. 441-471.

47. Greif A. (2006). Institutions and the Path to the Modern Economy. Lessons from Medieval Trade. N. Y.: Cambridge University Press.

48. Justesen M. (2008). The Effect of Economic Freedom on Growth Revisited: New Evidence on Causality from a Panel of Countries. European Journal of Political Economy, Vol. 24, No. 3, pp. 642-660.

49. Knack S., Keefer P. (1995). Institutions and Economic Performance: Cross-Country Tests Using Alternative Institutional Measures. Economics and Politics, Vol. 7, No 3, pp. 207-228.

50. Kowalski P., Buge M., Sztajerovska M., Egeland M. (2013). State-Owned Enterprises: Trade Effects and Policy Implications. OECD Trade Policy Paper, No. 147.

51. Kydland F., Prescott E. (1977). Rules Rather than Discretion: The Inconsistency of Optimal Plans. Journal of Political Economy, Vol. 85, No. 3, pp. 473-491.

52. Laffont J.-J. (2005). Regulation and Development. Oxford: Oxford University Press.

53. Levy B. (1987). A Theory of Public Enterprise Behavior. Journal of Economic Behavior and Organisation, Vol. 8, No. 1, pp. 75-96.

54. Manozzi A., Urtiaga M., Vannoni D. (2012). Board Composition, Political Connections, and Performance in State-Owned Enterprises. Industrial and Corporate Change, Vol. 21, No. 3, pp. 671-698.

55. Martimort D., De Donder P., Villemeur E. (2005). An Incomplete Contract Perspective on Public Good Provision. Journal of Economic Surveys, Vol. 19, No. 2, pp. 149-180.

56. Megginson W. L. (2005). The Financial Economics of Privatization. N. Y.: Oxford University Press.

57. Megginson W. (2010). Privatization and Finance. Annual Review of Financial Economics, Vol. 2, No. 1, pp. 145-174.

58. Musacchio A., Lazzarini S. G. (2012). Leviathan in Business: Varieties of State Capitalism and Their Implications for Economic Performance. Harvard Business School Working Paper, No. 12-108.

59. Myerson R. (2009). Learning from Schelling’s “Strategy of Conflict”. Journal of Economic Literature, Vol. 47, No. 4, pp. 1109-1125.

60. Nashashibi K., Brown W., Fedelino A. (2001). Export Performance and Competitiveness in Arab Countries. In: Iqbal Z. (ed.). Macroeconomic Issues and Policies in the Middle East and North Africa. Washington, DC: IMF, pp. 263-303.

61. North D. (1981). Structure and Change in Economic History. N. Y.: W. W. Norton & Co.

62. North D. (1991). Institutions and a Transaction-Cost Theory of Exchange. In: Alt J. E., Shepsle K. A. (eds.). Perspectives on Positive Political Economy. N. Y.: Cambridge University Press, pp. 182-194.

63. North D. (2005). Understanding the Process of Economic Change. Princeton: Princeton University Press.

64. Paul C., Schoening N. (1991). Regulation and Rent Seeking: Prices, Profits, and Third- Party Transfers. Public Choice, No. 68, pp. 185-194.

65. Radygin A. (2003). Privatization, Ownership Redistribution, and Formation of the Institutional Basis for Economic Reforms. In: Gaidar Y. (ed.). The Economics of Russian Transition. Cambridge, MA: MIT Press. Ch. 14, pp. 395-459.

66. Rodrik D., Subramanian A., Trebbi F. (2004). Institutions Rule: The Primacy of Institutions over Geography and Integration in Economic Development. Journal of Economic Growth, Vol. 9, No. 2, pp. 131-165.

67. Roland G. (ed.) (2008). Privatization: Successes and Failures. N. Y.: Columbia University Press.

68. Romero-Avila D., Strauch R. (2008). Public Finances and Long-Term Growth in Europe - Evidence from a Panel Data Analysis. European Journal of Political Economy, Vol. 24, No. 1, pp. 172-191.

69. Ross M. (2012). The Political Economy of Petroleum Wealth in Low-Income Country. Prepared for the IMF High Level Seminar, “Commodity Price Volatility and Inclusive Growth in LICs,” Washington, DC, September 21.

70. State Capitalism (2012). Special Report. The Economist. January 21.

71. Stevens P. (2008). National Oil Companies and International Oil Companies: Under the Shadow of Government and the Resource Nationalism Cycle. Journal of World Energy Law Business, Vol. 1, No. 1, pp. 5-30.

72. Stigler G. (1971). The Theory of Economic Regulation. Bell Journal of Economics, Vol. 2, No. 1, pp. 3-21.

73. Svensson J. (1998). Investment, Property Rights and Political Instability: Theory and Evidence. European Economic Review, Vol. 42, No. 7, pp. 1317-1341.

74. Taylor S. (2008). Nuclear Power and Deregulated Electricity Markets: Lessons from British Energy. EPRG Working Paper, No. 0808. University of Cambridge.

75. Tian L., Estrin S. (2007). Debt Financing, Soft Budget Constraints, and Government Ownership: Evidence from China. Economics of Transition, Vol. 15, No. 3, pp. 461-481.

76. Tirole J. (1994). The Internal Organization of Government. Oxford Economic Papers, Vol. 46, No. 1, pp. 1-29.

77. Toninelli P. (ed.) (2008). The Rise and Fall of State-Owned Enterprise in the Western World. Cambridge: Cambridge University Press.

78. Vogelsang I. (1990). Public Enterprise in Monopolistic and Oligopolistic Industries. Chur: Harwood.

79. Weingast B. (1993). Constitutions as Governance Structures: The Political Foundations of Secure Markets. Journal of Institutional and Theoretical Economics, Vol. 149, No. 1, pp. 286-311.

80. Winston C. (2010). Last Exit: Privatization and Deregulation of the US Transportation System. Washington, DC: Brookings Institution Press.

81. Winston C. (2012). Government Policy for a Partially Deregulated Industry: Deregulate It Fully. American Economic Review, Vol. 102, No. 3, pp. 391-395.

82. Wittman D. (1989). Why Democracies Produce Efficient Results. Journal of Political Economy, Vol. 97, No. 6, pp. 1395-1424.

83. Wu W., Wu C., Rui O. (2012). Ownership and the Value of Political Connections: Evidence from China. European Financial Management, Vol. 18, No. 4, pp. 695-729.

84. You J., Du G. (2012). Are Political Connections a Blessing or a Curse? Evidence from CEO Turnover in China. Corporate Governance: An International Review, Vol. 20, No. 2, pp. 179-194.

85. Zak P., Knack S. (2001). Trust and Growth. Economic Journal, Vol. 111, No. 470, pp. 295-321.

86. Zhang F. (2007). Does Electricity Restructuring Work? Evidence the US Nuclear Energy Industry. Journal of Industrial Economics, Vol. 55, No. 3, pp. 397-418.


Для цитирования:


Радыгин А.Д., Симачев Ю.В., Энтов Р.М. Государственная компания: сфера проявления «провалов государства» или «провалов рынка»? Вопросы экономики. 2015;(1):45-79. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2015-1-45-79

For citation:


Radygin A., Simachev Y., Entov R. State-owned company: Detection Zone of Government Failure or market Failure? Voprosy Ekonomiki. 2015;(1):45-79. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2015-1-45-79

Просмотров: 49


ISSN 0042-8736 (Print)