

Публикационная активность российских университетов: от «академического капитализма» к «академическому социализму»
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-2-100-115
Аннотация
В современных условиях российские ученые могут столкнуться с проблемами при публикации результатов собственных исследований в зарубежных журналах, индексируемых в ведущих наукометрических базах. До недавнего времени продуктивность научной деятельности российских университетов преимущественно оценивалась по количеству статей, индексируемых в Scopus и Web of Science, что рассматривается в контексте внедрения «академического капитализма». В частности, в обновленной версии госпрограммы «Научнотехнологическое развитие РФ» один из целевых показателей предполагает выход России к 2030 г. на пятое место в мире по удельному весу статей, индексируемых в международных базах данных. В статье оценена реалистичность достижения этого показателя применительно к числу статей, проиндексированных в Scopus. Обоснована необходимость изменить подход к оценке продуктивности научной деятельности и использовать в этих целях концепцию «академического социализма». Предлагается разработать государственную программу по расширению числа российских журналов, индексируемых в мировых наукометрических базах, с гарантией финансовой поддержки для реализации модели diamond open access — отсутствие платы за публикацию или обработку статьи и полностью открытый доступ к ней.
Ключевые слова
JEL: I23, I28, O15
Об авторе
Е. В. РомановРоссия
Романов Евгений Валентинович, д. пед. н., проф., профессор кафедры менеджмента
Магнитогорск
Список литературы
1. Амбарова П. А., Зборовский Г. Е. (2021). Имитации в высшем образовании как социальная проблема // Высшее образование в России. Т. 30, № 5. С. 88—106. https://doi.org/10.31992/08693617202130588106
2. Балацкий Е. В., Екимова Н. А., Третьякова О. В. (2021). Методы оценки качества научных экономических журналов // Journal of Institutional Studies. Т. 13, № 2. С. 27—52. https://doi.org/10.17835/20766297.2021.13.2.027052
3. Балацкий Е. В., Юревич М. А. (2021). Российская экономическая наука на международном рынке хищнических изданий // Журнал Новой экономической ассоциации. Т. 50, № 2. С. 190—198. https://doi.org/10.31737/22212264202150211
4. Бобков В. Н., Гулюгина А. А., Одинцова Е. В. (2022). Социальные последствия тридцати лет капиталистических реформ в России // Российский экономический журнал. № 1. С. 78—107. https://doi.org/10.33983/013097572022178107
5. Вольчик В. В., Жук А. А., Фурса Е. В. (2021). Механизмы преодоления институциональных ловушек в сфере образования и науки // Journal of Institutional Studies. Т. 13, № 1. С. 135—155. https://doi.org/10.17835/20766297.2021.13.1.135155
6. Вольчик В. В., Оганесян А. А. (2017). Реформы в образовании: бремя адаптации // Terra Economicus. Т. 15, № 4. С. 136—148. https://doi.org/10.23683/207366062017154136148
7. Гуськов А. Е., Косяков Д. В., Селиванова И. В. (2017). Стратегии повышения публикационной активности университетов — участников Проекта 5100 // Научные и технические библиотеки. № 12. С. 5—18. https://doi.org/10.33186/10273689201712518
8. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. (2021). Типология аномалий в высшем образовании // Вестник РУДН. Серия: Социология. Т. 21, № 3. С. 497—511. https://doi.org/10.22363/231322722021213497511
9. Истомин И., Байков А. (2015). Сравнительные особенности отечественных и зарубежных научных журналов // Международные процессы. Т. 13, № 2. С. 114—140. http://doi.org/10.17994/IT.2015.13.2.41.9
10. Комиссия РАН (2020). Иностранные хищные журналы в Scopus и WoS: переводной плагиат и российские недобросовестные авторы. М.: Комиссия РАН по противодействию фальсификации научных исследований.
11. Курбатова М. В., Левин С. Н., Саблин К. С. (2020). «Утроенный провал» институционального проектирования в реформировании высшего образования России // Journal of Institutional Studies. Т. 12, № 4. С. 94—111. https://doi.org/10.17835/20766297.2020.12.4.094111
12. Раттур Е. В. (2020). Анализ тенденций научнотехнической и инновационной деятельности в контексте международных сопоставлений // Корпоративная экономика. Т. 23, № 3. С. 22—29.
13. Романов Е. В. (2019). Феномен утраты неявного знания высшей школой: причины и последствия. Часть I // Образование и наука. Т. 21, № 4. С. 60—91. https://doi.org/10.17853/19945639201946091
14. Романов Е. В. (2020). Институциональные ловушки в научнообразовательной сфере: природа и механизм ликвидации // Образование и наука. T. 22, № 9. С. 107—147. https://doi.org/10.17853/1994563920209107147
15. Романов Е. В., Дроздова Т. В., Романова Е. В. (2021). Публикационная активность российских вузов: тенденции и перспективы // Современная модель управления: проблемы и перспективы: Материалы V Всероссийской (национальной) научнопрактической конференции. Магнитогорск: МГТУ им. Г. И. Носова. С. 225—232.
16. Стерлигов И. А. (2021). Российский конференционный взрыв: масштабы, причины, дальнейшие действия // Управление наукой: теория и практика. Т. 3, № 2. С. 222—251. https://doi.org/10.19181/smtp.2021.3.2.10
17. Тамбовцев В., Рождественская И. (2014). Реформа высшего образования в России: международный опыт и экономическая теория // Вопросы экономики. № 5. С. 97—108. https://doi.org/10.32609/004287362014597108
18. Тамбовцев В. Л. (2020). Действенность мер российской научной политики: что говорит мировой опыт // Управление наукой: теория и практика. Т. 2, № 1. С. 15—39. https://doi.org/10.19181/smtp.2020.2.1.1
19. Bagues M. F., Sylos Labini M., Zinovyeva N. (2017). A walk on the wild side: An investigation into the quantity and quality of ‘predatory’ publications in Italian academia. LEM Working Paper Series, No. 2017/01. https://doi.org/hdl.handle.net/10419/174551
20. Fairweather J. S. (1993). Faculty reward structures: Toward institutional and professional homogenization. Research in Higher Education, Vol. 34, pp. 603—623. https://doi.org/10.1007/BF00991922
21. Grimes D. R., Bauch С. T., Ioannidis J. P. A. (2018). Modelling science trustworthiness under publish or perish pressure. Royal Society Open Science, Vol. 5, No. 1, article 171511. https://doi.org/10.1098/rsos.171511
22. Hackett E. J. (1990). Science as a vocation in 1990s: The changing organizational culture of academic science. Journal of Higher Education, Vol. 61, No. 3, pp. 241—249. https://doi.org/10.1080/00221546.1990.11780710
23. Holmwood J., Servуs С. M. (2019). Challenges to public universities: Digitalisation, commodification and precarity. Social Epistemology, Vol. 33, No. 4, pp. 309—320. https://doi.org/10.1080/02691728.2019.1638986
24. Hood С. (1991). A public management for all seasons? Public Administration, Vol. 69, No. 1, pp. 3—19. https://doi.org/10.1111/j.14679299.1991.tb00779.x
25. Jessop B. (2012). Neoliberalism. In: G. Ritzer (ed.). The Wiley—Blackwell encyclopedia of globalization, pp. 1513—1521.
26. Memon A. R. (2019). Revisiting the term predatory open access publishing. Journal of Korean Medical Science, Vol. 34, No. 13, article e99. https://doi.org/10.3346/jkms.2019.34.e99
27. Monbiot G. (2016). Neoliberalism — the ideology at the root of all our problems. The Guardian, Apr. 15. https://www.theguardian.com/books/2016/apr/15/neoliberalismideologyproblemgeorgemonbiot
28. O’Conner J. (2002). From welfare rights to welfare fights: Neo-liberalism and the retrenchment of social provision. Unpublished master thesis, University of Massachusetts Amherst, Amherst, MA.
29. Piller I., Cho J. (2013). Neoliberalism as language policy. Language in Society, Vol. 42, No. 1, pp. 23—44. https://doi.org/10.1017/S0047404512000887
30. Rhoades G., Slaughter S. (1997). Academic capitalism, managed professionals and supplyside higher education. Social Text, No. 51, pp. 9—38. https://doi.org/10.2307/466645
31. Sharma Y. (2020). China shifts from reliance on international publications. University World News, February 25. https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20200225181649179
32. Shu F., Quan W., Chen B., Qui J., Sugimoto С. R., Lariviere V. (2020). The role of Web of Science publications in China’s tenure system. Scientometrics, Vol. 122, No. 3, pp. 1683—1695. https://doi.org/10.1007/s1119201903339x
33. Slaughter S., Leslie L. (1997). Academic capitalism: Politics, policies, and the entrepreneurial university. Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press.
34. Teng S. S., Abu Bakar M., Layne H. (2020). Education reforms within neoliberal paradigms: A comparative look at the Singaporean and Finnish education systems. Asia Pacific Journal of Education, Vol. 40, No. 4, pp. 458—471. https://doi.org/10.1080/02188791.2020.1838884
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Романов Е.В. Публикационная активность российских университетов: от «академического капитализма» к «академическому социализму». Вопросы экономики. 2023;(2):100-115. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-2-100-115
For citation:
Romanov E.V. Publication activity of Russian universities: From “academic capitalism” to “academic socialism”. Voprosy Ekonomiki. 2023;(2):100-115. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-2-100-115