Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Парадигмы экономического мышления в журналистике: опыт постсоветских преобразований

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-1-105-122

Полный текст:

Аннотация

На примере публикаций в федеральных периодических изданияхв период с 1991 по 2022 г. рассматриваются процессы формирования и трансформации парадигмы экономического мышления — от либеральной экономической повестки, продвигающей ценности частной собственности и рыночных реформ, до административной концепции, выводящей на первый план патерналистские настроения и прогосударственную позицию. Контент-анализ и анализ тональности текстов показывают, что за три десятилетия постсоветских преобразований не только трансформировались транслируемые через периодические издания экономические идеи, но и поле этих идей поменяло знак с отрицательного на положительный. Обозначены перспективы трансформации, неизбежно ведущей к закреплению в общественном сознании принципов беспомощности и к возврату аргументационных конструкций советского периода с доминирующей ролью мотивов распределения и государственной поддержки экономики. Сделан вывод об усилении субъективности СМИ в репрезентации экономической тематики в периоды доминирования парадигм и о стремлении периодических изданий к объективности в период парадигмального перехода.

Об авторе

Д. Э. Коноплев
Челябинский государственный университет
Россия

Коноплев Дмитрий Эдуардович, к. филол. н., доцент кафедры медиапроизводства факультета журналистики

Челябинск



Список литературы

1. Алексашенко С. (2019). Контрреволюция. Как строилась вертикаль власти в современной России и как это влияет на экономику. М.: Альпина Паблишер.

2. Антипов Г. (2015). Экономическое мышление и реальность // Идеи и идеалы. Т. 7, № 3. С. 125—140.

3. Денильханов А. (2013). Судьбы современного либерализма (к проблеме формирования принципов этического либерализма) // Ценности и смыслы. № 1. С. 9—18.

4. Дягилев В. (2019). Экономика, демократия и либерализм // Вестник национального института бизнеса. № 37. С. 72—75.

5. Изряднова О. (2013). От инноваций — к консерватизму // Экономическое развитие России. № 12. С. 14—16.

6. Кагарлицкий Б. (2014). Патернализм и либерализм // Логос. № 2. С. 167—180.

7. Клисторин В. (2011). О консерватизме, протекционизме и исторической памяти // ЭКО. № 7. С. 172—179.

8. Лакатос И. (1995). Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Медиум.

9. Окара А. (2010). О трех аспектах либерализма // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. № 5. С. 86—87.

10. Олейник А. Н. (2021). Применение контент-анализа в экономических науках: обзор текущего состояния дел и перспектив // Вопросы экономики. № 4. С. 79—95.

11. Островский А. (2019). Говорит и показывает Россия. Путешествие из будущего в прошлое средствами массовой информации. М.: Corpus.

12. Павлов А. (2011). Либерализм и открытое общество // Социум и власть. № 4. С. 13—19.

13. Расторгуев С. (2011). Применение метода контент-анализа к экономическим, социологическим и политологическим исследованиям // Финансы: теория и практика. № 6. С. 76—80.

14. Романова К. (2005). Российская ментальность и либерализм // Антиномии. № 6. С. 149—164.

15. Спирова Э. (2016). Консерватизм vs либерализм // Век глобализации. № 4. С. 12—22.

16. Blyth M. (2002). Great transformations: Economic ideas and institutional change in the twentieth century. Cambridge: Cambridge University Press.

17. Blyth M. (2014). Paradigms and paradox: The politics of economic ideas in two moments of crisis. Governance, Vol. 26, No. 2, pp. 197—215. https://doi.org/10.1111/gove.12010

18. Camargo J., Gonzalez M., Guzman A., Horst E., Trujillo M. (2018). Topics and methods in economics, finance, and business journals: A content analysis enquiry. Heliyon, Vol. 4, No. 12, article E01062. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2018.e01062

19. Culpepper D., Lee T. (2021). Media frames, partisan identification and the Australian banking scandal. Australian Journal of Political Science, Vol. 56, No. 1, pp. 73—98. https://doi.org/10.1080/10361146.2021.1879009

20. Feng Z., Zhou H., Zhu Z., Mao K. (2022). Tailored text augmentation for sentiment analysis. Expert Systems with Applications, Vol. 205, article 117605. https:// doi.org/10.1016/j.eswa.2022.117605

21. Hellman J. (1998). Winners take all: The politics of partial reform in postcommunist transitions. World Politics, Vol. 50, No. 2, pp. 203—234. https://doi.org/10.1017/S0043887100008091

22. Hodgson G. (1996). Economics and evolution: Bringing life back into economics. Ann Arbor, MI: University of Michigan Press.

23. Hodgson G. (2001). How economics forgot history: The problem of historical specificity in social science. Routledge.

24. Hopkin J. (2020). Anti-system politics: The crisis of market liberalism in rich democracies. Oxford: Oxford University Press.

25. Kunh T. (1970). The structure of scientific revolutions. Chicago, IL: University of Chicago Press.

26. Lindgren B., Lundman B., Graneheim U. (2020). Abstraction and interpretation during the qualitative content analysis process. International Journal of Nursing Studies, Vol. 108, article. 103632. https://doi.org/10.1016/j.ijnurstu.2020.103632

27. Merten R. K. (1946). Paradigms: The codification of sociological theory. In: R. K. Merten. On social structure and science. Chicago, IL: University of Chicago Press, pp. 57—62.

28. Osgood C., Suci J., Tannenbaum P. (1967). The measurement of meaning. Urbana, IL: University of Illinois Press.

29. Parsons C. (2016). Ideas and power: Four intersections and how to show them. Journal of European Public Policy, Vol. 23, No. 3, pp. 446—463. https://doi.org/10.1080/13501763.2015.1115538

30. Seabrooke L. (2007). Why political economy needs historical sociology. International Politics, Vol. 44, No. 4, pp. 390—413. https://doi.org/10.1057/palgrave.ip.8800197

31. Xu Q., Chang V., Jayne C. (2022). A systematic review of social media-based sentiment analysis: Emerging trends and challenges. Decision Analytics Journal, Vol. 3, article 100073. https://doi.org/10.1016/j.dajour.2022.100073

32. Zitnik S., Blagus N., Bajec M. (2022). Target level sentiment analysis for news articles. Knowledge-Based Systems, Vol. 249, article 108939. https://doi.org/10.1016/j.knosys.2022.108939


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Коноплев Д.Э. Парадигмы экономического мышления в журналистике: опыт постсоветских преобразований. Вопросы экономики. 2023;(1):105-122. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-1-105-122

For citation:


Konoplev D.E. Paradigms of economic thinking in journalism: The post-Soviet transformations’ experience. Voprosy Ekonomiki. 2023;(1):105-122. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-1-105-122

Просмотров: 264


ISSN 0042-8736 (Print)