Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Государство и энергетическая безопасность в мире и Европе как общественное благо

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-6-110-125

Аннотация

В статье предложен расширенный подход к понятию общественных благ, в соответствии с которым энергетическая безопасность рассматривается как их разновидность в контексте состояния окружающей среды, а в ЕС – и стремления снизить зависимость от ключевого поставщика ископаемого топлива, России. В этом случае энергетическая безопасность как общественное благо увязывается с развитием чистой энергетики, прежде всего с переходом к производству энергии из возобновляемых источников (ВИЭ). Подчеркивается роль государственной политики и государственных предприятий как традиционных стратегических акторов в энергетике, а также государственно-частного партнерства на различных уровнях — от местного до глобального. Особое внимание уделено межгосударственному трансграничному сотрудничеству. В условиях энергетического перехода к возобновляемой энергетике возрастает актуальность энергетической безопасности с учетом затрат на ВИЭ и ископаемое топливо, в частности природный газ. Сделан вывод о важности вклада государств в поддержку технологических и социально-экономических изменений и международной координации в сфере энергетической безопасности.

Об авторе

М. В. Клинова
Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова Российской академии наук
Россия

Клинова Марина Вилениновна, д. э. н., вед. н. с.

Москва



Список литературы

1. Башмаков И. А. (2022). Углеродное регулирование в ЕС и российский сырьевой экспорт // Вопросы экономики. № 1. С. 90—109. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-1-90-109

2. Гринберг Р. С., Рубинштейн А. Я. (2013). Индивидуум & Государство. Экономическая дилемма. М.: Весь мир.

3. Гринберг Р. С., Рубинштейн А. Я. (2008). Основания смешанной экономики. Экономическая социодинамика. М.: Институт экономики РАН.

4. Дынкин А. А. (ред.) (2017). Мир 2035. Глобальный прогноз. М.: Магистр.

5. Клинов В. Г., Сидоров А. А., Сидорова Е. А. (2022). Прогнозирование долгосрочных тенденций развития мирового хозяйства. М.: Магистр; ИНФРА-М.

6. Клинова М. В. (2020). Роль государства в обеспечении национальной конкурентоспособности // Европейский союз в мировом хозяйстве: проблемы конкурентоспособности / Под общ. ред. Е. С. Хесина. М.: ИМЭМО РАН. С. 25—39.

7. Невская А. А., Баронина Ю. А. (2021). Трансграничное углеродное регулирование: новый контекст отношений России и ЕС // Современная Европа. № 6. С. 63—74. https://doi.org/10.15211/soveurope620216374

8. Невская А. А. (2021). Опыт ЕС в построении стратегических цепочек добавленной стоимости: пример аккумуляторной отрасли // Мировая экономика и международные отношения. Т. 65, № 12. С. 109—117. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-12-109-117

9. Нуреев Р. М. (1997). Джеймс Бьюкенен и теория общественного выбора. М.: Таурус Альфа.

10. Пискулова Н. А. (2010). Экология и глобализация. М.: МГИМО-Университет.

11. Рубинштейн А. Я. (2007). Общественные интересы и теория публичных благ // Вопросы экономики. № 10. С. 90—113. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2007-10-90-113

12. Сидорова Е. А. (2021). Фискальная интеграция в Европейском союзе. М.: Весь мир.

13. Тамбовцев В. (2014). Общественные блага и общественные интересы: есть ли связь? // Вопросы экономики. № 11. С. 25—40. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2014-11-25-40

14. Якобсон Л. И. (2000). Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика. М.: ГУ ВШЭ.

15. Appert O. (2022). Il est impératif que les pays européens remettent en cause leurs politiques énergétiques. Le Monde, 4 mars.

16. Auzanneau M. (2022). L’impérialisme carbure encore et toujours aux énergies fossiles. Le Monde, 4 mars.

17. Blaug M. (1985). Economic theory in retrospect. Cambridge: Cambridge University Press.

18. Bollen J., Hers S., van der Zwaan B. (2010). An integrated assessment of climate change, air pollution, and energy security policy. Energy Policy, Vol. 38, No. 8, pp. 4021—4030. https://doi.org/10.1016/j.enpol.2010.03.026

19. Buchanan J. M. (1968). The demand and supply of public goods. Chicago: Rand-McNally.

20. CEC (1997). Energy for the future: Renewable sources of energy. White Paper for a Community Strategy and Action Plan. Brussels: Commission of the European Community.

21. Chin M. (2021). What are global public goods? Finance & Development, December, pp. 62—63.

22. Claude Mandil (2007). Il ne faut pas protéger le consommateur de la hausse des prix. Usine Nouvelle, 27 septembre.

23. Claude Mandil (2020). Interview. November 3. https://www.abhafoundation.org/media-uploads/reports/001__Al-Attiyah_Foundation__Claude_Mandil_Interview.pdf

24. Clifton J., Comín F., Díaz-Fuentes D. (2007). Transforming public enterprise in Europe and North America: Networks, integration and transnationalization. London: Palgrave Macmillan.

25. CPI (2021). Global landscape of climate finance 2021. Climate Policy Initiative. December.

26. De Paoli L. (2011). Evaluating security of energy supply in the EU: Implications for project appraisal. In: Proceedings of the 34 th IAEE International Conference “Institutions, efficiency and evolving energy technologies”. Stockholm, Sweden, June 19—23, pp. 1—53.

27. EC (2020). Prix et coûts de l’énergie en Europe. Bruxelles: Commission européenne.

28. EC (2021). Aides d’État: la Commission approuve les nouvelles lignes directrices concernant les aides d’État au climat, а la protection de l’environnement et а l’énergie. Bruxelles: Commission européenne, December 21.

29. EC (2022a). EU taxonomy: Commission presents Complementary Climate Delegated Act to accelerate decarbonization. Brussels: European Commission, February 2.

30. EC (2022b). REPowerEU: Joint European action for more affordable, secure and sustainable energy. Strasbourg, March 8.

31. ENI (2021). Renewables at the centre of our strategy. ENI, October 7.

32. EP (1995). Les entreprises publiques dans l’Union européenne entre concurrence et intérêt général. Paris: European Parliament.

33. GCA (2021). Knowledge module on public—private partnerships for climate-resilient infrastructure. Rotterdam: Global Center on Adaptation.

34. Gielen D., Taylor M., Jinks B. (2022). Renewables and green gas: The only viable antidote to high fossil fuel prices. IRENA, 24.02.

35. Goldthau A. A. (2012). Public policy perspective on global energy security. International Studies Perspectives, Vol. 13, No. 1, pp. 65—84. https://doi.org/10.1111/j.1528-3585.2011.00448.x

36. Grafström J., Söderholm P., Gawel E., Lehmann P., Strunz S. (2020). Government support to renewable energy R&D: Drivers and strategic interactions among EU member states. Economics of Innovation and New Technology. https://doi.org/10.1080/10438599.2020.1857499

37. IEA (2021a). Net zero by 2050. A roadmap for the global energy sector. Paris: International Energy Agency.

38. IEA (2021b). Renewable electricity forecast. Analysis and forecasts to 2026. Paris: International Energy Agency.

39. IEA (2021c). Share of OECD gross electricity production by source, 1974—2020p. Paris: International Energy Agency. https://www.iea.org/data-and-statistics/charts/share-of-oecd-gross-electricity-production-by-source-1974-2020p

40. IEA (2021d). World energy outlook. Paris: International Energy Agency.

41. IRENA (2020). Global landscape of renewable energy finance. Masdar: IRENA.

42. Klinova M. V. (2007). The transformation of state enterprises in Russian networks, 1990—2005. In: J. Clifton, F. Comín, D. Díaz-Fuentes (eds.). Transforming public enterprise in Europe and North America. London: Palgrave Macmillan, pp. 157—167.

43. Mara D., Nate S., Stavytskyy A., Kharlamova G. (2022). The place of energy security in the national security framework: An assessment approach. Energies, Vol. 15, No. 2, article 658. https://doi.org/10.3390/en15020658

44. Monnier L., Thiry B. (eds.) (1997). Mutations structurelles et intérêt général. Bruxelles: CIRIEC.

45. Moore C. (2022). Gas crisis interrupts EU coal exit. EMBER, February 1. https://ember-climate.org/insights/research/european-electricity-review-2022/

46. Musgrave R. A. (1959). The theory of public finance: A study in public economy. New York: McGraw-Hill.

47. Ölz S., Sims R., Kirchner N. (2007). Contribution of renewables to energy security. IEA Information Paper. OECD/IEA, April.

48. OECD (2020). Towards an inclusive framework on a just low-carbon transition for energy-intensive economies. Draft work plan for 2021-22. 14 th Plenary of the policy dialogue on natural resources, June 25.

49. Parris H., Pestiau P., Saynor P. (1987). Public enterprise in Western Europe. London: Croom Helm.

50. Pigou A. C. (1932). The economics of welfare. London: Macmillan and Co.

51. Podewils C. (2021). Renewables overtake gas and coal in EU electricity generation. Agora Energiewende, January 25. https://www.agora-energiewende.de/en/press/news-archive/renewables-overtake-gas-and-coal-and-coal-in-eu-electricity-generation-1/

52. Prag A., Röttgers D., Scherrer I. (2018). State-owned enterprises and the low-carbon transition. OECD Environment Working Paper, No. 129.

53. Pronińska K. (2007). Energy and security: Regional and global dimensions. In: SIPRI yearbook: Armaments, disarmament and international security. Stockholm: Stockholm International Peace Research Institute, pp. 215—240.

54. Ritchie H., Roser M. (2020). Electricity mix. In: H. Ritchie, M. Roser, P. Rosado. Energy. OurWorldInData.org. https://ourworldindata.org/electricity-mix

55. Rostow V. W. (1978). The world economy. History & prospect. Austin: University of Texas.

56. Samuelson P. A. (1948). Economics. New York: McGraw-Hill.

57. Shepherd W. G. (1991). Public policies toward business. Boston: Homewood.

58. Stiglitz J. E. (2021). The proper role of government in the market economy: The case of the post-COVID recovery. Journal of Government and Economics, Vol. 1, article 100004. https://doi.org/10.1016/j.jge.2021.100004

59. Szalbierz Z., Ropuszyńska-Surma E. (2010). The security of energy supply and regulatory procedures. In: Modern electric power systems. Modern Electric Power Systems (MEPS), Proceedings of the International Symposium.

60. Szalbierz Z., Ropuszyńska-Surma E. (2017). Energy security as a public good. E3S Web of Conferences, Vol. 14, article 01005. https://doi.org/10.1051/e3sconf/20171401005

61. Yergin D. (2006). Ensuring energy security. Foreign Affairs, Vol. 85, No. 2, pp. 69—82. https://doi.org/10.2307/20031912

62. World Bank (2021). Renewable energy. The World Bank Public—Private Partnership Legal Resource Center.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Клинова М.В. Государство и энергетическая безопасность в мире и Европе как общественное благо. Вопросы экономики. 2022;(6):110-125. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-6-110-125

For citation:


Klinova M.V. The state and energy security in the world and Europe as a public good. Voprosy Ekonomiki. 2022;(6):110-125. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-6-110-125

Просмотров: 938


ISSN 0042-8736 (Print)