Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Коллаборативные иерархии

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-7-31-48

Полный текст:

Аннотация

Вводится понятие коллаборативной иерархии — механизма сотрудничества, сочетающего иерархические и одноранговые (пиринговые) взаимодействия. В коллаборативной иерархии множество участников, информационно «подчиненных» одному координатору, образуют пиринговую сеть, вырабатывающую консенсусные решения. Отмечаются преимущества таких механизмов по сравнению с пиринговыми. Исследуется проблема устойчивости коллаборативных иерархий. Устойчивость в данном случае означает, что они защищены от превращения во властные иерархии, опирающиеся на насилие. Для коллаборативной иерархии необходим высокий уровень человеческого капитала и гражданской культуры. Устойчивость достигается за счет ряда формальных организационных принципов, таких как отбор координаторов по уровню коллаборативности и их регулярная сменяемость. Особое значение для устойчивости имеет требование достижения консенсуса. Отмечено, что ряд западных стран пытаются преодолеть кризис государства всеобщего благосостояния путем реформы управления экономикой, предусматривающей формирование коллаборативных иерархий. Анализ показывает, что формирование управленческих иерархий совместимо с тенденцией к замещению механизмов конкуренции и власти механизмами сотрудничества, продемонстрированной в рамках философии сотрудничества. Обсуждается значение полученных выводов для  России.

Об авторе

В. М. Полтерович
Центральный экономико-математический институт РАН; Московская школа экономики МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия

Полтерович Виктор Меерович, академик РАН, руководитель научного направления ЦЭМИ РАН, замдиректора МШЭ МГУ

Москва



Список литературы

1. Полтерович В. М. (2015). От социального либерализма — к философии сотрудничества // Общественные науки и современность. № 4. С. 41—64.

2. Полтерович В. (2017). Толерантность, сотрудничество и экономический рост // Вопросы экономики. № 11. С. 33—49. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-11-33-49

3. Полтерович В. М. (2018). К общей теории социально-экономического развития // Часть 2. Эволюция механизмов координации // Вопросы экономики. № 12. С. 77—102. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2018-12-77-102

4. Полтерович В. М. (2020). Реформа государственной системы проектной деятельности, 2018—2019 годы // Terra Economicus. Т. 18, № 1. С. 6—27. https://doi.org/10.18522/2073-6606-2020-18-1-6-27

5. Полтерович В. М. (2021). Кризис институтов политической конкуренции, интернет и коллаборативная демократия // Вопросы экономики. № 1. С. 52—72. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-1-52-72

6. Alqadi M., Ismail S. (2019). Government spending and economic growth: Contemporary literature review. Journal of Global Economics, Vol. 7, No. 4, article 343.

7. Alvaredo F., Chancel L., Piketty T., Saez E., Zucman G. (2018). World inequality report 2018. World Inequality Lab.

8. Alvaredo F., Piketty T. (2008). The dynamics of income concentration over the twentieth century: The case of advanced economies. Unpublished manuscript. http:// piketty.pse.ens.fr/fichiers/public/PIK2008DYNalvaredo.pdf

9. Ansell C., Gash A. (2008). Collaborative governance in theory and practice. Journal of Public Administration Research and Theory, Vol. 18, No. 4, pp. 543—571. https:// doi.org/10.1093/jopart/mum032

10. Ansell C., Gash A. (2018). Collaborative platforms as a governance strategy. Journal of Public Administration Research and Theory, Vol. 28, No. 1, pp. 16—32. https:// doi.org/10.1093/jopart/mux030

11. Antonioni A., Pereda M., Cronin K. A., Tomassini M., Sánchez A. (2018). Collaborative hierarchy maintains cooperation in asymmetric games. Scientific Reports, Vol. 8, article 5375. https://doi.org/10.1038/s41598-018-23681-z

12. Bauwens M. (2005). The political economy of peer production. Post-Autistic Economics Review, Vol. 37, pp. 33—44.

13. Botsman R., Rogers R. (2011). What’s mine is yours. New York: Collins.

14. Bradach J. L., Eccles R. G. (1991). Price, authority and trust: From ideal types of plural forms in markets, hierarchies and networks. In: G. Thompson, J. Frances, R. Levacic, J. Mitchell (eds.). Markets, hierarchies and networks: The coordination of social life. London: Sage Publications, pp. 277—292.

15. Briggs A. (1961). Welfare state in historical perspective. European Journal of Sociology, Vol. 2, No. 2, pp. 221—258. https://doi.org/10.1017/S0003975600000412

16. Brown L. M. (2001). Leading leadership development in universities: A personal story. Journal of Management Inquiry, Vol. 19, No. 4, pp. 312—323. https://doi.org/10.1177/1056492601104005

17. Christensen T., Fimreite A. L., Lægreid P. (2014). Joined-up government for welfare administration in Norway. Public Organization Review, Vol. 14, No. 4, pp. 556—566. https://doi.org/10.1007/s11115-013-0237-8

18. Commission of the European Communities (2002). Improving the knowledge base for better policies. Communication from the Commission on the collection and use of expertise by the Commission: Principles and guidelines. COM (2002) 713 final. Brussels.

19. Crumley C. L. (1995). Heterarchy and the analysis of complex societies. Archeological Papers of the American Anthropological Association, Vol. 6, No. 1, pp. 1—5. https://doi.org/10.1525/ap3a.1995.6.1.1

20. Cumming G. S. (2016). Heterarchies: Reconciling networks and hierarchies. Trends in Ecology and Evolution, Vol. 31, pp. 622—632. https://doi.org/10.1016/ j.tree.2016.04.009

21. Davies J., Procter R. (2020). Online platforms of public participation — a deliberative democracy or a delusion? Proceedings of the 13th International conference on theory and practice of electronic governance (ICEGOV2020), Athens, Greece, March 11—13. https://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/2009/2009.14074.pdf

22. Davidson S., De Filippi P., Potts J. (2016). Economics of blockchain. Availble at SSRN: http://doi.org/10.2139/ssrn.2744751

23. Doberstein С. (2016). Designing collaborative governance decision making in search of a ‘collaborative advantage’. Public Management Review, Vol. 18, No. 6, pp. 819—841. https://doi.org/10.1080/14719037.2015.1045019

24. Gai T. T., Cao M. S., Cao Q. W., Wu J., Yu G. F., Zhou M. (2020). A joint feedback strategy for consensus in large-scale group decision making under social network. Computers & Industrial Engineering, Vol. 147, pp. 106626. https://doi.org/10.1016/j.cie.2020.106626

25. Häge F. M. (2013). Coalition building and consensus in the Council of the European

26. Union. British Journal of Political Science, Vol. 43, No. 3, pp. 481—504. https://doi.org/10.1017/S0007123412000439

27. Holst C., Molander A. (2019). Epistemic democracy and the role of experts. Contemporary Political Theory, Vol. 18, No. 4, pp. 541—561. https://doi.org/10.1057/s41296-018-00299-4

28. Hope D., Martelli A. (2019). The transition to the knowledge economy, labor market institutions, and income inequality in advanced democracies. World Politics, Vol. 71, No. 2, pp. 236—288. https://doi.org/10.1017/S0043887118000333

29. Lahat L., Sher-Hadar N. (2020). A threefold perspective: Conditions for collaborative governance. Journal of Management and Governance, Vol. 24, pp. 117—134. https://doi.org/10.1007/s10997-019-09465-1

30. Lemieux T. (2011). Wage inequality: A comparative perspective. Australian Bulletin of Labour, Vol. 37, No. 1, pp. 2—32.

31. Magazzino C., Giolli L., Mele M. (2015). Wagner’s law and Peacock and Wiseman’s displacement effect in European Union countries: A panel data study. International Journal of Economics and Financial Issues, Vol. 5, No. 3, pp. 812—819.

32. Maris M. (1995). Collaborative hierarchy. A paper presented at the March 4 ‘C’s Conference, Washington, DC. https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED384065.pdf

33. McGreevy M., Harris P., Delaney-Crowe T., Fisher M., Sainsbury P., Baum F. (2020). The power of collaborative planning: How a health and planning collaboration facilitated integration of health goals in the 30-year plan for Greater Adelaide. Urban Policy Research, Vol. 38, pp. 262—275. https://doi.org/10.1080/08111146.2020.1776693

34. Merletti De Palo A., Rasoolimanesh S. M., Marigo F., Monti G. S., Nitti M. (2017). Developing Cooperation Context Index for countries using partial least squares approach. Unpublished manuscript. https://www.researchgate.net/publication/316430000

35. Nielsen R., Hennen L., Korthagen I., Aichholzer G., Lindner R. (2020). Options for improving e-participation at the EU level. In: L. Hennen, I. V. Keulen, I. Korthagen,

36. G. Aichholzer, R. Lindner, R. Nielsen (еds.). European e-democracy in practice. Studies in digital politics and governance. SpringerOpen, pp. 329—359.

37. OECD (2017). Structure of general government expenditures by function (COFOG). Government at a glance 2017. Paris: OECD Publ.

38. Ortiz-Ospina E. (2016). Government spending. OurWorldInData.org, [n.d.. https://ourworldindata.org/government-spending

39. Ouchi W. G. (1991). Markets, bureaucracies and clans. In: G. Thompson, J. Frances, R. Levacic, J. Mitchell (eds.). Markets, hierarchies and networks: The coordination of social life. London: Sage Publications, pp. 246—255.

40. Rice R. M. (2018). When hierarchy becomes collaborative: Collaboration as sensemaking frame in high reliability organizing. Corporate Communications: An International Journal, Vol. 23, No. 4, pp. 599—613. https://doi.org/10.1108/CCIJ-04-2017-0032

41. Rodríguez C., Langley A., Béland F., Denis J. (2007). Governance, power, and mandated collaboration in an interorganizational network. Administration & Society, Vol. 39, pp. 150—193. https://doi.org/10.1177/0095399706297212

42. Shafie T. (2015). A multigraph approach to social network analysis. Journal of Social Structure, Vol. 16, No. 1, pp. 1—22. https://doi.org/10.21307/joss-2019-011.

43. Stiglitz J. E. (2015). Inequality and economic growth. Political Quarterly, Vol. 86, No. S1, pp. 134—155. https://doi.org/10.1111/1467-923X.12237

44. Stiglitz J. E. (2017). The welfare state in the twenty first century. Working Paper. New York: Roosevelt Institute. http://policydialogue.org/files/publications/The_Welfare_State_in_the_Twenty-First_Century.pdf

45. Sørensen E., Torfing J. (2019). Designing institutional platforms and arenas for interactive political leadership. Public Management Review, Vol. 21, No. 10, pp. 1443— 1463. https://doi.org/10.1080/14719037.2018.1559342

46. Tenbensel Т. (2005). Multiple modes of governance: Disentangling the alternatives to hierarchies and markets. Public Management Review, Vol. 7, No. 2, pp. 267—288. https://doi.org/10.1080/14719030500091566

47. Tuohy C. H. (1999). Dynamics of a changing health sphere: The United States, Britain, and Canada. Health Affairs, Vol. 18, No. 3, pp. 114—134. https://doi.org/10.1377/hlthaff.18.3.114


Для цитирования:


Полтерович В.М. Коллаборативные иерархии. Вопросы экономики. 2021;(7):31-48. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-7-31-48

For citation:


Polterovich V.M. Collaborative hierarchies. Voprosy Ekonomiki. 2021;(7):31-48. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-7-31-48

Просмотров: 167


ISSN 0042-8736 (Print)