

Отдача на магистерскую степень на российском рынке труда
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-8-69-92
Аннотация
Несмотря на растущую популярность магистратуры среди абитуриентов, отдача от магистерской степени на рынке труда остается сравнительно малоизученной темой в России и в мире. Распространено мнение, что российские работодатели не различают бакалавров и магистров, а потому продолжение обучения не приносит работникам выгод. В статье с использованием уникальных административных данных о трудоустройстве выпускников российских вузов за 2020 г. найдена положительная связь между наличием магистерского диплома и трудовыми результатами через год после выпуска. Наличие диплома магистра увеличивает вероятность занятости на 3—8% среди мужчин и на 10—16% среди женщин. Кроме того, магистерская степень ассоциирована с зарплатной премией среди женщин в размере 5—21% и среди мужчин в размере 2—11%. Несмотря на короткое время, прошедшее с момента окончательного перехода российского высшего образования к Болонской системе, российский рынок труда поощряет наличие магистерской степени, хотя отдача варьирует в зависимости от специальности и типа оконченного вуза.
Об авторах
К. В. РожковаРоссия
Рожкова Ксения Викторовна, м. н. с. лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ)
Москва
С. Ю. Рощин
Россия
Рощин Сергей Юрьевич, к. э. н., заведующий ЛИРТ
Москва
С. А. Солнцев
Россия
Солнцев Сергей Андреевич, к. э. н., заместитель заведующего ЛИРТ
Москва
П. В. Травкин
Россия
Травкин Павел Викторович, к. э. н., н. с. ЛИРТ
Москва
Список литературы
1. Андрущак Г. В., Прудникова А. Е. (2012). Где лучше учиться: дифференциация заработков выпускников вузов // Вестник РМЭЗ—НИУ ВШЭ (RLMS-HSE). № 2. С. 129—135.
2. Лукьянова А. Л. (2010). Отдача от образования: что показывает мета-анализ // Экономический журнал ВШЭ. Т. 14, № 3. С. 326—348.
3. Рощин С., Рудаков В. (2016). Влияние «качества» вуза на заработную плату выпускников // Вопросы экономики. № 8. С. 74—95. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-8-74-95
4. Рудаков В., Чириков И., Рощин С., Дрожжина Д. (2017). Учись, студент? Влияние успеваемости в вузе на стартовую заработную плату выпускников // Вопросы экономики. № 3. С. 77—102. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-3-77-102
5. Bayard J., Greenlee E. (2009). Graduating in Canada: Profile, labour market outcomes and student debt of the class of 2005. Ottawa: Statistics Canada.
6. Brand J. E., Halaby C. N. (2006). Regression and matching estimates of the effects of elite college attendance on educational and career achievement. Social Science Research, Vol. 35, No. 3, pp. 749—770. https://doi.org/10.1016/j.ssresearch.2005.06.006
7. Brewer D. J., Eide E. R., Ehrenberg R. (1999). Does it pay to attend an elite private college? Cross-cohort evidence on the effects of college type on earnings. Journal of Human Resources, Vol. 34, No. 1, pp. 104—123. https://doi.org/10.2307/146304
8. Card D. (1999). The causal effect of education on earnings. In: O. C. Ashenfelter, D. Card (еds.). Handbook of labor economics, Vol. 3, Part A. Amsterdam: Elsevier, pp. 1801—1863.
9. Choi K. S., Jeong J. (2005). Technological change and wage premium in a small open economy: The case of Korea. Applied Economics, Vol. 37, No. 1, pp. 119—131. https://doi.org/10.1080/0003684042000290147
10. Dale S. B., Krueger A. B. (2002). Estimating the payoff to attending a more selective college: An application of selection on observables and unobservables. Quarterly Journal of Economics, Vol. 117, No. 4, pp. 1491—1527. https://doi.org/10.1162/003355302320935089
11. Dale S., Krueger A. B. (2011). Estimating the return to college selectivity over the career using administrative earnings data. NBER Working Paper, No. 17159. https://doi.org/10.3386/w17159
12. Deere D. R., Vesovic J. (2006). Educational wage premiums and the U.S. income distribution: A survey. In: E. A. Hanushek, F. Welch (еds.). Handbook of the economics of education, Vol. 1. Amsterdam: Elsevier, pp. 255—306.
13. Dougherty C. (2005). Why are the returns to schooling higher for women than for men? Journal of Human Resources, Vol. 40, No. 4, pp. 969—988. https://doi.org/10.3368/jhr.XL.4.969
14. Ferguson S. J., Wang S. (2014). Graduating in Canada: Profile, labour market outcomes and student debt of the class of 2009—2010. Culture, Tourism and the Centre for Education Statistics: Research Papers (Cat. No. 81-595-M—No. 2014101). Ottawa: Statistics Canada.
15. Jaeger D. A., Page M. E. (1996). Degrees matter: New evidence on sheepskin effects in the returns to education. Review of Economics and Statistics, Vol. 78, No. 4, рр. 733—740. https://doi.org/10.2307/2109960
16. Lee S. J., Kim S., Jung J. (2020). The effects of a master’s degree on wage and job satisfaction in massified higher education: The case of South Korea. Higher Education Policy, Vol. 33, No. 4, pp. 637—665. https://doi.org/10.1057/s41307-020-00200-2
17. Li H., Meng L., Shi X., Wu B. (2012). Does attending elite colleges pay in China? Journal of Comparative Economics, Vol. 40, No. 1, pp. 78—88. https://doi.org/10.1016/j.jce.2011.10.001
18. Lindley J., Machin S. (2016). The rising postgraduate wage premium. Economica, Vol. 83, No. 330, pp. 281—306. https://doi.org/10.1111/ecca.12184
19. Milla J. (2017). The context-bound university selectivity premium. IZA Discussion Paper, No. 11025.
20. Monks J. (2000). The returns to individual and college characteristics: Evidence from the National Longitudinal Survey of Youth. Economics of Education Review, Vol. 19, No. 3, pp. 279—289. https://doi.org/10.1016/S0272-7757(99)00023-0
21. Morikawa M. (2015). Postgraduate education and labor market outcomes: An empirical analysis using micro data from Japan. Industrial Relations: A Journal of Economy and Society, Vol. 54, No. 3, pp. 499—520. https://doi.org/10.1111/irel.12100
22. Napari S. (2006). The early career gender wage gap. CEP Discussion Papers, No. dp0738, Centre for Economic Performance, LSE.
23. Naess T. (2020). Master’s degree graduates in Norway: Field of study and labour market outcomes. Journal of Education and Work, Vol. 33, No. 1, pp. 1—18. https://doi.org/10.1080/13639080.2019.1708870
24. Naylor R., Smith J., Telhaj S. (2016). Graduate returns, degree class premia and higher education expansion in the UK. Oxford Economic Papers, Vol. 68, No. 2, pp. 525—545. https://doi.org/10.1093/oep/gpv070
25. Okahana H., Hao Y. (2019). Are they worth it? Master’s degrees and labor market outcomes in the STEM workforce. Innovative Higher Education, Vol. 44, No. 3, pp. 165—185. https://doi.org/10.1007/s10755-019-9455-5
26. Patrinos H. (2008). Returns to education: The gender perspective. In: M. Tembon, L. Fort (eds.). Girls’ еducation in the 21st сentury: Gender equality, empowerment and economic growth. Washington, DC: The World Bank, pp. 53—66.
27. Piopiunik M., Schwerdt G., Simon L., Woessmann L. (2020). Skills, signals, and employability: An experimental investigation. European Economic Review, Vol. 123, article 103374. https://doi.org/10.1016/j.euroecorev.2020.103374
28. Psacharopoulos G., Patrinos H. A. (2018). Returns to investment in education: A decennial review of the global literature. Education Economics, Vol. 26, No. 5, pp. 445—458. https://doi.org/10.1080/09645292.2018.1484426
29. Rajecki D. W., Borden V. M. (2011). Psychology degrees: Employment, wage, and career trajectory consequences. Perspectives on Psychological Science, Vol. 6, No. 4, pp. 321—335. https://doi.org/10.1177/1745691611412385
30. Roshchin S., Rudakov V. (2017). Patterns of student employment in Russia. Journal of Education and Work, Vol. 30, No. 3, pp. 314—338. https://doi.org/10.1080/13639080.2015.1122182
31. Song M., Orazem P. F., Wohlgemuth D. (2008). The role of mathematical and verbal skills on the returns to graduate and professional education. Economics of Education Review, Vol. 27, No. 6, pp. 664—675. https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2007.09.008
32. Spence A. M. (1974). Market signaling: Information transfer in hiring and related processes. Cambridge, MA: Harvard University Press.
33. Tamborini C. R., Kim C., Sakamoto A. (2015). Education and lifetime earnings in the United States. Demography, Vol. 52, No. 4, pp. 1383—1407. https://doi.org/10.1007/s13524-015-0407-0
34. Titus M. A. (2007). Detecting selection bias, using propensity score matching, and estimating treatment effects: An application to the private returns to a master’s degree. Research in Higher Education, Vol. 48, No. 4, pp. 487—521. https://doi.org/10.1007/s11162-006-9034-3
35. Waite S. (2017). Postgraduate wage premiums and the gender wage gap in Canada. Canadian Journal of Higher Education, Vol. 47, No. 2, pp. 156—187. https://doi.org/10.47678/cjhe.v47i2.187939
36. Walker I., Zhu Y. (2011). Differences by degree: Evidence of the net financial rates of return to undergraduate study for England and Wales. Economics of Education Review, Vol. 30, No. 6, pp. 1177—1186. https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2011.01.002
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Рожкова К.В., Рощин С.Ю., Солнцев С.А., Травкин П.В. Отдача на магистерскую степень на российском рынке труда. Вопросы экономики. 2021;(8):69-92. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-8-69-92
For citation:
Rozhkova K.V., Roshchin S.Y., Solntsev S.A., Travkin P.V. The return to master’s degree in the Russian labor market. Voprosy Ekonomiki. 2021;(8):69-92. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-8-69-92