Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Отдача на магистерскую степень на российском рынке труда

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-8-69-92

Полный текст:

Аннотация

Несмотря на растущую популярность магистратуры среди абитуриентов, отдача от магистерской степени на рынке труда остается сравнительно малоизученной темой в России и в мире. Распространено мнение, что российские работодатели не различают бакалавров и магистров, а потому продолжение обучения не приносит работникам выгод. В статье с использованием уникальных административных данных о трудоустройстве выпускников российских вузов за 2020 г. найдена положительная связь между наличием магистерского диплома и трудовыми результатами через год после выпуска. Наличие диплома магистра увеличивает вероятность занятости на 3—8% среди мужчин и на 10—16% среди женщин. Кроме того, магистерская степень ассоциирована с зарплатной премией среди женщин в размере 5—21% и среди мужчин в размере 2—11%. Несмотря на короткое время, прошедшее с момента окончательного перехода российского высшего образования к Болонской системе, российский рынок труда поощряет наличие магистерской степени, хотя отдача варьирует в зависимости от специальности и типа оконченного вуза.

Об авторах

К. В. Рожкова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Рожкова Ксения Викторовна, м. н.  с. лаборатории исследований рынка  труда (ЛИРТ)

Москва



С. Ю. Рощин
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Рощин Сергей Юрьевич, к.  э.  н., заведующий ЛИРТ

Москва



С. А. Солнцев
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Солнцев Сергей Андреевич, к. э. н., заместитель заведующего ЛИРТ

Москва



П. В. Травкин
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Травкин Павел Викторович, к. э. н., н. с. ЛИРТ

Москва



Список литературы

1. Андрущак Г. В., Прудникова А. Е. (2012). Где лучше учиться: дифференциация заработков выпускников вузов // Вестник РМЭЗ—НИУ ВШЭ (RLMS-HSE). № 2. С. 129—135.

2. Лукьянова А. Л. (2010). Отдача от образования: что показывает мета-анализ // Экономический журнал ВШЭ. Т. 14, № 3. С. 326—348.

3. Рощин С., Рудаков В. (2016). Влияние «качества» вуза на заработную плату выпускников // Вопросы экономики. № 8. С. 74—95. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-8-74-95

4. Рудаков В., Чириков И., Рощин С., Дрожжина Д. (2017). Учись, студент? Влияние успеваемости в вузе на стартовую заработную плату выпускников // Вопросы экономики. № 3. С. 77—102. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-3-77-102

5. Bayard J., Greenlee E. (2009). Graduating in Canada: Profile, labour market outcomes and student debt of the class of 2005. Ottawa: Statistics Canada.

6. Brand J. E., Halaby C. N. (2006). Regression and matching estimates of the effects of elite college attendance on educational and career achievement. Social Science Research, Vol. 35, No. 3, pp. 749—770. https://doi.org/10.1016/j.ssresearch.2005.06.006

7. Brewer D. J., Eide E. R., Ehrenberg R. (1999). Does it pay to attend an elite private college? Cross-cohort evidence on the effects of college type on earnings. Journal of Human Resources, Vol. 34, No. 1, pp. 104—123. https://doi.org/10.2307/146304

8. Card D. (1999). The causal effect of education on earnings. In: O. C. Ashenfelter, D. Card (еds.). Handbook of labor economics, Vol. 3, Part A. Amsterdam: Elsevier, pp. 1801—1863.

9. Choi K. S., Jeong J. (2005). Technological change and wage premium in a small open economy: The case of Korea. Applied Economics, Vol. 37, No. 1, pp. 119—131. https://doi.org/10.1080/0003684042000290147

10. Dale S. B., Krueger A. B. (2002). Estimating the payoff to attending a more selective college: An application of selection on observables and unobservables. Quarterly Journal of Economics, Vol. 117, No. 4, pp. 1491—1527. https://doi.org/10.1162/003355302320935089

11. Dale S., Krueger A. B. (2011). Estimating the return to college selectivity over the career using administrative earnings data. NBER Working Paper, No. 17159. https://doi.org/10.3386/w17159

12. Deere D. R., Vesovic J. (2006). Educational wage premiums and the U.S. income distribution: A survey. In: E. A. Hanushek, F. Welch (еds.). Handbook of the economics of education, Vol. 1. Amsterdam: Elsevier, pp. 255—306.

13. Dougherty C. (2005). Why are the returns to schooling higher for women than for men? Journal of Human Resources, Vol. 40, No. 4, pp. 969—988. https://doi.org/10.3368/jhr.XL.4.969

14. Ferguson S. J., Wang S. (2014). Graduating in Canada: Profile, labour market outcomes and student debt of the class of 2009—2010. Culture, Tourism and the Centre for Education Statistics: Research Papers (Cat. No. 81-595-M—No. 2014101). Ottawa: Statistics Canada.

15. Jaeger D. A., Page M. E. (1996). Degrees matter: New evidence on sheepskin effects in the returns to education. Review of Economics and Statistics, Vol. 78, No. 4, рр. 733—740. https://doi.org/10.2307/2109960

16. Lee S. J., Kim S., Jung J. (2020). The effects of a master’s degree on wage and job satisfaction in massified higher education: The case of South Korea. Higher Education Policy, Vol. 33, No. 4, pp. 637—665. https://doi.org/10.1057/s41307-020-00200-2

17. Li H., Meng L., Shi X., Wu B. (2012). Does attending elite colleges pay in China? Journal of Comparative Economics, Vol. 40, No. 1, pp. 78—88. https://doi.org/10.1016/j.jce.2011.10.001

18. Lindley J., Machin S. (2016). The rising postgraduate wage premium. Economica, Vol. 83, No. 330, pp. 281—306. https://doi.org/10.1111/ecca.12184

19. Milla J. (2017). The context-bound university selectivity premium. IZA Discussion Paper, No. 11025.

20. Monks J. (2000). The returns to individual and college characteristics: Evidence from the National Longitudinal Survey of Youth. Economics of Education Review, Vol. 19, No. 3, pp. 279—289. https://doi.org/10.1016/S0272-7757(99)00023-0

21. Morikawa M. (2015). Postgraduate education and labor market outcomes: An empirical analysis using micro data from Japan. Industrial Relations: A Journal of Economy and Society, Vol. 54, No. 3, pp. 499—520. https://doi.org/10.1111/irel.12100

22. Napari S. (2006). The early career gender wage gap. CEP Discussion Papers, No. dp0738, Centre for Economic Performance, LSE.

23. Naess T. (2020). Master’s degree graduates in Norway: Field of study and labour market outcomes. Journal of Education and Work, Vol. 33, No. 1, pp. 1—18. https://doi.org/10.1080/13639080.2019.1708870

24. Naylor R., Smith J., Telhaj S. (2016). Graduate returns, degree class premia and higher education expansion in the UK. Oxford Economic Papers, Vol. 68, No. 2, pp. 525—545. https://doi.org/10.1093/oep/gpv070

25. Okahana H., Hao Y. (2019). Are they worth it? Master’s degrees and labor market outcomes in the STEM workforce. Innovative Higher Education, Vol. 44, No. 3, pp. 165—185. https://doi.org/10.1007/s10755-019-9455-5

26. Patrinos H. (2008). Returns to education: The gender perspective. In: M. Tembon, L. Fort (eds.). Girls’ еducation in the 21st сentury: Gender equality, empowerment and economic growth. Washington, DC: The World Bank, pp. 53—66.

27. Piopiunik M., Schwerdt G., Simon L., Woessmann L. (2020). Skills, signals, and employability: An experimental investigation. European Economic Review, Vol. 123, article 103374. https://doi.org/10.1016/j.euroecorev.2020.103374

28. Psacharopoulos G., Patrinos H. A. (2018). Returns to investment in education: A decennial review of the global literature. Education Economics, Vol. 26, No. 5, pp. 445—458. https://doi.org/10.1080/09645292.2018.1484426

29. Rajecki D. W., Borden V. M. (2011). Psychology degrees: Employment, wage, and career trajectory consequences. Perspectives on Psychological Science, Vol. 6, No. 4, pp. 321—335. https://doi.org/10.1177/1745691611412385

30. Roshchin S., Rudakov V. (2017). Patterns of student employment in Russia. Journal of Education and Work, Vol. 30, No. 3, pp. 314—338. https://doi.org/10.1080/13639080.2015.1122182

31. Song M., Orazem P. F., Wohlgemuth D. (2008). The role of mathematical and verbal skills on the returns to graduate and professional education. Economics of Education Review, Vol. 27, No. 6, pp. 664—675. https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2007.09.008

32. Spence A. M. (1974). Market signaling: Information transfer in hiring and related processes. Cambridge, MA: Harvard University Press.

33. Tamborini C. R., Kim C., Sakamoto A. (2015). Education and lifetime earnings in the United States. Demography, Vol. 52, No. 4, pp. 1383—1407. https://doi.org/10.1007/s13524-015-0407-0

34. Titus M. A. (2007). Detecting selection bias, using propensity score matching, and estimating treatment effects: An application to the private returns to a master’s degree. Research in Higher Education, Vol. 48, No. 4, pp. 487—521. https://doi.org/10.1007/s11162-006-9034-3

35. Waite S. (2017). Postgraduate wage premiums and the gender wage gap in Canada. Canadian Journal of Higher Education, Vol. 47, No. 2, pp. 156—187. https://doi.org/10.47678/cjhe.v47i2.187939

36. Walker I., Zhu Y. (2011). Differences by degree: Evidence of the net financial rates of return to undergraduate study for England and Wales. Economics of Education Review, Vol. 30, No. 6, pp. 1177—1186. https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2011.01.002


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Рожкова К.В., Рощин С.Ю., Солнцев С.А., Травкин П.В. Отдача на магистерскую степень на российском рынке труда. Вопросы экономики. 2021;(8):69-92. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-8-69-92

For citation:


Rozhkova K.V., Roshchin S.Y., Solntsev S.A., Travkin P.V. The return to master’s degree in the Russian labor market. Voprosy Ekonomiki. 2021;(8):69-92. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-8-69-92

Просмотров: 3207


ISSN 0042-8736 (Print)