Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Отдача от образования в России: ниже некуда?

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-8-37-68

Полный текст:

Аннотация

В работе предпринята попытка представить максимально широкий спектр оценок отдачи от образования для России, введя в научный оборот ряд новых источников микроданных, которые до сих пор оставались вне поля зрения как отечественных, так и зарубежных исследователей. Практически все существующие оценки для России были выполнены на данных единственного источника — Российского мониторинга здоровья и экономического положения населения (РМЭЗ ВШЭ). Согласно этим данным, начиная с середины 2000-х годов отдача от образования в России неуклонно снижалась и к концу 2010-х опустилась до аномально низких значений. Проведена эмпирическая проверка тезиса о сверхнизкой «окупаемости» российского образования с использованием микроданных трех альтернативных обследований, регулярно проводимых Росстатом. Согласно этим источникам, отдача от образования в России достигает в настоящее время 12—13%, что выше оценок по РМЭЗ. Обучение в вузе увеличивает заработки примерно вдвое (премия за высшее образование приближается к 100%) и даже обучение в ссузах обеспечивает прибавку к заработкам порядка 20—30%. Альтернативные обследования свидетельствуют также, что на протяжении последних 15 лет отдача от образования в России оставалась стабильно высокой, и, следовательно, никакого тренда к снижению его экономической ценности не наблюдалось. Это позволяет отвергнуть популярный тезис о сверхнизкой «окупаемости» российского образования.

Об авторе

Р. И. Капелюшников
Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова РАН; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Капелюшников Ростислав Исаакович, чл.-корр. РАН, д. э. н., гл. н. с. ИМЭМО РАН, замдиректора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ

Москва



Список литературы

1. Аникин В. А. (2018). Человеческий капитал в пост-кризисной России: состояние и отдача // Журнал институциональных исследований. Т. 10, № 2. С. 90—117. https://doi.org/10.17835/2076-6297.2018.10.2.090-117

2. Архипова М. Ю., Егоров А. А., Сиротин В. П. (2017). Отдача от образования в России и на Украине: сравнительный анализ // Прикладная эконометрика. Т. 47. С. 100—122.

3. Капелюшников Р. (2012). Спрос и предложение высококвалифицированной рабочей силы в России: кто бежал быстрее? Часть 2 // Вопросы экономики. № 3. С. 120—147. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2012-3-120-147

4. Капелюшников Р. И. (2013). Упала ли экономическая отдача от образования? // Экономика образования. № 1. С. 44—50.

5. Лукьянова А. Л. (2010). Отдача от образования: что показывает мета-анализ // Экономический журнал Высшей школы экономики. T. 14, № 3. С. 326—348.

6. Тихонова Н. Е., Каравай А. В. (2018). Динамика некоторых показателей общего человеческого капитала россиян в 2010—2015 гг. // Социологические исследования. № 5. С. 84—98.

7. Anikin V. A., Karavay A. (2020). Human capital in post-transition Russia: Some critical remarks. Baltic RIM Economies Review, No. 1, pp. 37—37.

8. Belskaya O., Sabirianova Peter K., Posso C. (2014). College expansion and the marginal returns to education: Evidence from Russia. IZA Discussion Paper, No. 8735.

9. Cheidvasser S., Benitez-Silva H. (2007). The educated Russian’s curse: Returns to education in the Russian Federation during the 1990s. Labour, Vol. 21, No. 1, pp. 1—41. https://doi.org/10.1111/j.1467-9914.2007.00365.x

10. Das T., Polachek S. W. (2017). Micro foundations of earnings differences. IZA Discussion Paper, No. 10922.

11. Dougherty C. (2003). Why is the rate of return to schooling higher for women than for men? CEP Discussion Paper, No. 581.

12. Flabbi L., Paternostrod S., Tiongson E. R. (2008). Returns to education in the economic transition: A systematic assessment using comparable data. Economics of Education Review, Vol. 27, No. 6, pp. 724—740. https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2007.09.011

13. Gimpelson V., Kapeliushnikov R. (2017). Age and education in the Russian labour market equation. IZA Discussion Paper, No. 11126.

14. Melianova E., Parandekar S., Patrinos H. A., Volgin A. (2020). Returns to education in the Russian Federation: Some new estimates. World Bank Policy Research Working Paper, No. 9387. https://doi.org/10.1596/1813-9450-9387

15. Mincer J. (1974). Schooling, experience, and earnings. New York: National Bureau of Economic Research, Columbia University Press.

16. Montenegro C. E., Patrinos H. A. (2014). Comparable estimates of returns to schooling around the world. World Bank Policy Research Working Paper, No. 7020. https://doi.org/10.1596/1813-9450-7020

17. Psacharopoulos G., Patrinos H. A. (2004). Returns to investment in education: A further update. Economics of Education, Vol. 12, No. 2, pp. 111—134. https://doi.org/10.1080/0964529042000239140

18. Psacharopoulos G., Patrinos H. A. (2018). Returns to investment in education: A decennial review of the global literature. Education Economics, Vol. 26, No. 5, pp. 445—458. https://doi.org/10.1080/09645292.2018.1484426

19. Telezhkina M. S., Maksimov A. G. (2020). Does technological development explain higher education expansion? HSE Research Paper, No. WP BRP 59/EDU/2020. https://doi.org/10.2139/ssrn.3728029


Дополнительные файлы

Для цитирования:


Капелюшников Р.И. Отдача от образования в России: ниже некуда? Вопросы экономики. 2021;(8):37-68. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-8-37-68

For citation:


Kapeliushnikov R.I. Returns to education in Russia: Nowhere below? Voprosy Ekonomiki. 2021;(8):37-68. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-8-37-68

Просмотров: 642


ISSN 0042-8736 (Print)