

О долге российского государственного сектора
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-2-48-69
Аннотация
В статье обсуждается проблема представления в официальной отчетности долга государственного сектора в широком определении. Рассматриваются инструментарий МВФ по оценке госдолга, особенности его практического использования и методологические аспекты долговой статистики. Даны оценки совокупных обязательств и ликвидных активов компонент российского госсектора. Отмечен рост с 2016 г. отношения совокупных обязательств крупнейших организаций с госконтролем к ВВП, прежде всего за счет увеличения доли госбанков в банковском секторе. Обоснована необходимость регулярного мониторинга и обзора обязательств и активов госсектора.
Ключевые слова
JEL: E62, F30, H63, H82
Об авторе
И. В. БеляковРоссия
Беляков Игорь Вячеславович, кандидат физико-математических наук, руководитель направления «Финансовые рынки» ЭЭГ, старший научный сотрудник Центра бюджетного анализа и прогнозирования НИФИ
Москва
Список литературы
1. Алексашенко С., Миронов В., Мирошниченко Д. (2011). Российский кризис и антикризисный пакет: цели, масштабы, эффективность // Вопросы экономики. № 2. С. 23—49. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2011-2-23-49
2. Кудрин А. Л., Гурвич Е. Т. (2015). Государственное стимулирование или экономические стимулы? // Журнал Новой экономической ассоциации. № 2. С. 179—186.
3. Морозкина А. К. (2015). Эффективность государственных инвестиций в инфраструктуру и риски для бюджетной системы // Экономическая политика. Т. 10, № 4. C. 47—59. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2015-4-03
4. Общественный совет при Минфине России (2015). Бюджетные риски — выявление, предупреждение и защита. М., июнь.
5. Радыгин А. Д., Энтов Р. М., Абрамов А. Е., Чернова М. И., Мальгинов Г. Н. (2019). Приватизация 30 лет спустя: масштабы и эффективность государственного сектора. М.: Дело. https://doi.org/10.2139/ssrn.3337782
6. ACCA, IFAC (2020). Is cash still king? Maximising the benefits of accrual information in the public sector. Association of Chartered Certified Accountants, International Federation of Accountants, February 26.
7. Arslanalp S., Liao Y. (2015). Contingent liabilities from banks: How to track them? IMF Working Paper, No. WP/15/255. https://doi.org/10.5089/9781513568560.001
8. Bova E., Ruiz-Arranz M., Toscani F., Ture E. H. (2016). The fiscal costs of contingent liabilities: A new dataset. IMF Working Paper, No. 16/14. https://doi.org/10.5089/9781498303606.001
9. Cull R., Peria M., Verrier J. (2017). Bank ownership: Trends and implications. IMF Working Paper, No. WP/17/60. https://doi.org/10.5089/9781475588125.001
10. Dippelsman R., Dziobek C., Gutiérrez Mangas C. A. (2012). What lies beneath: The statistical definition of public sector debt. IMF Staff Discussion Note, No. SDN/12/09.
11. Hadzi-Vaskov M., Ricci L. A. (2016). Does gross or net debt matter more for emerging market spreads? IMF Working Paper, No. 16/246. https://doi.org/10.5089/9781475563108.001
12. IMF (2011). Public sector debt statistics: Guide for compilers and users. Washington, DC.
13. IMF (2013a). Public sector debt statistics: Guide for compilers and users. Washington, DC. https://doi.org/10.5089/9781616351564.069
14. IMF (2013b). Staff Guidance Note for public debt sustainability analysis in marketaccess countries. IMF Policy Papers, No. 13/040. https://doi.org/10.5089/9781498341844.007
15. IMF (2014a). Russian Federation: Fiscal transparency evaluation. IMF Staff Country Reports, No. 14/134. https://doi.org/10.5089/9781498348058.002
16. IMF (2014b). Government finance statistics manual. Washington, DC.
17. IMF (2016). Analyzing and managing fiscal risks — best practices. IMF Policy Papers, No. 16/025. https://doi.org/10.5089/9781498345668.007
18. IMF (2018a). Capitalizing on good times. IMF Fiscal Monitor, April.
19. IMF (2018b). Managing public wealth. IMF Fiscal Monitor, October.
20. IMF (2018c). Fiscal transparency handbook. Washington, DC.
21. IMF (2019a). The fiscal transparency code. Washington, DC.
22. IMF (2019b). Russian Federation: Fiscal transparency evaluation update. IMF Staff Country Reports, No. 19/329. https://doi.org/10.5089/9781513518404.002
23. Laeven L., Valencia F. (2013). Systemic banking crises database. IMF Economic Review, Vol. 61, No. 2, pp. 225—270. https://doi.org/10.1057/imfer.2013.12
24. S&P Global (2018). China’s hidden subnational debts suggest more LGFV defaults are likely. S&P Global Ratings, October 15.
Рецензия
Для цитирования:
Беляков И.В. О долге российского государственного сектора. Вопросы экономики. 2021;(2):48-69. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-2-48-69
For citation:
Belyakov I.V. On Russia’s public sector debt. Voprosy Ekonomiki. 2021;(2):48-69. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-2-48-69