Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Интеллектуальная теория фирмы

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-1-73-97

Аннотация

В работе представлены основные положения интеллектуальной теории фирмы — нового направления в исследовании микроэкономических хозяйствующих субъектов. Объектом теории выступают фирмы, деятельность которых в решающей степени зависит от объема и эффективности использования их интеллектуальных способностей, позволяющих анализировать структуру и характеристики внутренней и внешней социально-экономической среды фирмы в пространстве и во времени. Исследуются особенности интеллекта как ведущего фактора производства во взаимодействии с ментальными способностями и материальными ресурсами фирмы, определяются требования к моделям, отражающим влияние интеллекта на результативность ее деятельности в стратегическом и тактическом аспектах. Классифицируются типы интеллекта в зависимости от его участия в постановке и решении возникающих перед фирмой задач. Намечены перспективные направления развития и применения интеллектуальной теории фирмы.

Об авторе

Г. Б. Клейнер
Центральный экономико-математический институт РАН; Финансовый университет при Правительстве РФ
Россия

Клейнер Георгий Борисович, член-корр. РАН;

д. э. н., проф., руководитель научного направления «Мезоэкономика, микроэкономика, корпоративная экономика» ЦЭМИ РАН, завкафедрой «Системный анализ
в экономике» Финансового университета при Правительстве РФ

Москва



Список литературы

1. Адизес И. К. (2008). Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует. М.: Альпина Бизнес Букс.

2. Бир С. (1993). Мозг фирмы. М.: Радио и связь.

3. Благов Ю. Е. (2010). Корпоративная социальная ответственность. Эволюция концепции. СПб.: Высшая школа менеджмента СПбГУ.

4. Гарднер Г. (2007). Структура разума. Теория множественного интеллекта. М.: Вильямс.

5. Гарднер Г. (2019). Мышление будущего. Пять стратегий, ведущих к успеху в жизни. М: Альпина Паблишер.

6. Гэлэгэр Р. (2006). Душа организации: Как создать успешную корпоративную культуру. М.: Добрая книга.

7. Дресвянников В. А., Лосева О. В. (2020). Человеческий интеллектуальный капитал: теория, методика и практика оценки. М.: Русайнс.

8. Дружинин В. Н. (1999). Психология общих способностей. СПб.: Питер.

9. Журавлев А. Л., Позняков В. П. (2012). Социальная психология российского предпринимательства: концепция психологических отношений. М.: Институт психологии РАН.

10. Замлелый А. Ю. (2012). Формирование smart (интеллектуальной) экономики: теория и практика // Современные проблемы науки и образования. № 4. http://science-education.ru/ru/article/view?id=6684

11. Ильин Е. П. (2009). Психология воли. 2-е изд. СПб.: Питер.

12. Камерон К., Куинн Р. (2001). Диагностика и изменение организационной культуры. СПб.: Питер.

13. Клейнер Г. Б. (1986). Производственные функции: теория, методы, применение. М.: Финансы и статистика.

14. Клейнер Г. Б. (2000). Институциональные факторы долговременного экономического роста // Экономическая наука современной России. № 1. С. 5—20.

15. Клейнер Г. Б. (2008a). Стратегия предприятия. М.: Дело.

16. Клейнер Г. Б. (2008b). Системная парадигма и системный менеджмент // Российский журнал менеджмента. Т. 6, № 3. С. 27—50.

17. Клейнер Г. Б. (2011). Ресурсная теория системной организации экономики // Российский журнал менеджмента. Т. 9, № 3. С. 3—28.

18. Клейнер Г. Б. (2013). Теория фирмы — стратегия предприятия — микроэкономическая политика государства // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. № 4. С. 52—69.

19. Клейнер Г. Б. (2015). Экономика нефти — экономика знаний — экономика мысли: горизонты российской экономики // Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 196. С. 291—301.

20. Клейнер Г. (2017a). От «экономики физических лиц» к системной экономике // Вопросы экономики. № 8. С. 56—74. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-8-56-74

21. Клейнер Г. Б. (2017b). Междисциплинарная теория фирмы и проблемы развития образовательных организаций // Гуманитарий Юга России. Т. 6, № 6. С. 33—48. https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.6.2

22. Клейнер Г. Б. (2019). Предприятие в рыночной среде: модель двойной тетрады // Экономическая наука современной России. № 2. С. 7—15. https://doi.org/10.33293/1609-1442-2019-2(85)-7-15

23. Клейнер Г. Б. (2020a). Интеллектуальная экономика цифрового века // Экономика и математические методы. T. 56, № 1. C. 18—33. https://doi.org/10.31857/S042473880008562-7

24. Клейнер Г. Б. (2020b). Интеллектуальная экономика нового века: экономика постзнаний // Экономическое возрождение России. № 1. С. 35—42.

25. Клейнер Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов Р. М. (1997). Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика.

26. Клейнер Г. Б., Пресняков В. Ф., Карпинская В. А. (2018a). Поведение предприятия в моделях теории фирмы. Часть 1 // Экономическая наука современной России. № 2. С. 7—23.

27. Клейнер Г. Б., Пресняков В. Ф., Карпинская В. А. (2018b). Поведение предприятия в моделях теории фирмы. Часть 2 // Экономическая наука современной России. № 3. С. 7—21.

28. Лосева О. В., Абдикеев Н. М. (2019). Формирование структуры интеллектуального капитала социально-экономического субъекта в условиях цифровой экономики // Управление развитием крупномасштабных систем: материалы Двенадцатой международной конференции (Москва, 1—3 октября) / Под общ. ред. С. Н. Васильева, А. Д. Цвиркуна. М.: ИПУ РАН.

29. Маевский В. И., Малков С. Ю., Рубинштейн А. А. (2015). Теория и модель перекрывающихся поколений основного капитала. М.: Институт экономики РАН.

30. Макаров В. Л., Клейнер Г. Б. (2007). Микроэкономика знаний. М.: Экономика.

31. Максимова В. Ф. (2011). Smart (интеллектуальная) экономика: цели, задачи и перспективы // Открытое образование. № 3. С. 63—71.

32. Перотто П. (1990). Дарвинизм и менеджмент. Милан: Il Sole 24 Ore.

33. Сергеев А. (2012). Интеллектуальный капитал менеджмента. Теория и тенденции в России. Саарбрюккен: Lambert Academic Publishing.

34. Стюарт Т. А. (2007). Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций. М.: Поколение.

35. Тамбовцев В. Л. (2010). Стратегическая теория фирмы: состояние и возможное развитие // Российский журнал менеджмента. Т. 8, № 1. С. 5—40.

36. Ушаков Д. В. (2004). Тесты интеллекта, или Горечь самопознания // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 1, № 2. С. 76—93.

37. Ушаков Д. В. (2005). Интеллект: структурно-динамическая теория. М.: ИП РАН.

38. Шумпетер Й. (2007). Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: Эксмо.

39. Alchian А., Demsetz H. (1972). Production, information costs, and economic organization. American Economic Review, Vol. 62, No. 5, pp. 777—795.

40. Aoki M. (1986). Horizontal vs. vertical information structure of the firm. American Economic Review, Vol. 76, No. 5, pp. 971—983.

41. Arrow K., Hahn F. (1971). General competitive analysis. San Francisco: Holden Day.

42. Aschenbrenner S. (2015). Intellect-based, intangible sources of German small and medium sized enterprises’ success — The impact of intellectual capital on lasting competitive business performance. Thesis, University Catolica San Antonio de Murcia.

43. Barney J. (1991). Firm resources and sustained competitive advantage.Journal of Management, Vol. 17, No. 1, pp. 99—120. https://doi.org/10.1177/014920639101700108

44. Berle A., Means G. (1932). The modern corporation and private property. New York: Harcourt Brace and World.

45. Berry L. (1999). Discovering the soul of service: The nine drivers of sustainable business success. Detroit: Free Press.

46. Coase R. H. (1937). The nature of the firm. Economica, Vol. 4, No. 16, pp. 386—405. https://doi.org/10.1111/j.1468-0335.1937.tb00002.x

47. Dempsey P. J. (1982). The psychology of enterprise. The Irish Journal of Psychology, Vol. 5, No. 3, pp. 136—146.

48. Drucker P. (1994). Theory of the business. Harvard Business Review, September—October, pp. 95—106.

49. Erixon L., Johannesson L. (2015). Is the psychology of high profits detrimental to industrial renewal? Experimental evidence for the theory of transformation pressure. Journal of Evolutionary Economics, Vol. 25, pp. 475—511. https://doi.org/10.1007/s00191-015-0399-3

50. Grant R. M. (1996). Toward a knowledge-based theory of the firm. Strategic Management Journal, Vol. 17, No. S2, pp. 109—122. https://doi.org/10.1002/smj.4250171110

51. Handy C. (1995). Gods of management, the changing work of organisations. Oxford: Oxford University Press.

52. Hart O. (1989). An economist’s perspective on the theory of the firm. Columbia Law Review, Vol. 89, No. 7. https://doi.org/10.2307/1122818

53. Hart O., Holmstrom B. A. (2010). Theory of firm scope. Quarterly Journal of Economics, Vol. 125, No. 2, pp. 483—513. https://doi.org/10.1162/qjec.2010.125.2.483

54. Koesler S., Schymura M. (2015). Substitution elasticities in a constant elasticity of substitution framework — Empirical estimates using nonlinear least squares. Economic Systems Research, Vol. 27, No. 1, pp. 101—121. https://doi.org/10.1080/09535314.2014.926266

55. Kogut B., Zander U. (1992). Knowledge of the firm, combinative capabilities, and the replication of technology. Organization Science, Vol. 3, No. 3. https://doi.org/10.1287/orsc.3.3.383

56. La Rocca M. (2019). The theory of the firm: A historical review. Available at SSRN: https://doi.org/10.2139/ssrn.3362737

57. Marshall A. (1920). Industry and trade: A study of industrial technique and business organization and of their influences on the conditions of various classes and nations. London: Macmillan.

58. Mitchell R., Boyle B. (2010). Knowledge creation measurement methods. Journal of Knowledge Management, Vol. 14, No. 1, pp. 67—82. https://doi.org/10.1108/13673271011015570

59. Nickerson J. A., Zenger T. R. (2004). A knowledge-based theory of the firm — The problemsolving perspective. Organization Science, Vol. 15, No. 6, pp. 617—632. https://doi.org/10.1287/orsc.1040.0093

60. Nevo A., Wong A. (2018). The elasticity of substitution between time and market goods: Evidence from the Great Recession. International Economic Review, Vol. 60, No. 1, pp. 25—51. https://doi.org/https: 10.1111/iere.12343

61. Pigou A. С. (1924). The economics of welfare. London: Macmillan.

62. Penrose E. T. (1959). The theory of the growth of the firm. New York: Wiley.

63. Schoemaker P. J. H., Tetlock P. E. (2017). Building a more intelligent enterprise. MIT Sloan Management Review, March 13. https://sloanreview.mit.edu/article/building-a-more-intelligent-enterprise/

64. Srinivasan V. (2016). The intelligent enterprise in the era of big data. New York: Wiley.

65. Teece D. (2017). A capability theory of the firm: An economics and (strategic) management perspective. New Zealand Economic Papers, Vol. 53, No. 1, pp. 1—43. https://doi.org/10.1080/00779954.2017.1371208

66. Teece D. J., Pisano G., Shuen A. (1990). Firm capabilities, resources and the concept of strategy. Economic Analysis and Policy Working Paper, No. EAP 38. Berkeley, CA: University of California at Berkeley.

67. Teece D. J., Kay N. (2019). The evolution of the theory of the firm. Cheltenham, UK: Edward Elgar.

68. Thannhuber M. (2005). The intelligent enterprise: Theoretical concepts and practical implications. Berlin: Springer.

69. Walker P. (2016). The theory of the firm: An overview of the economic mainstream. London: Taylor & Francis.


Рецензия

Для цитирования:


Клейнер Г.Б. Интеллектуальная теория фирмы. Вопросы экономики. 2021;(1):73-97. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-1-73-97

For citation:


Kleiner G.B. Intelligence-based theory of the firm. Voprosy Ekonomiki. 2021;(1):73-97. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-1-73-97

Просмотров: 1906


ISSN 0042-8736 (Print)