Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

«Физики» и «лирики»: кто российскому рынку более ценен?

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-8-5-36

Полный текст:

Аннотация

В работе поставлен простой вопрос: дает ли инженерно-техническая или естественно-научная специализация значимую экономическую премию ее обладателям и какой она может быть в разных возрастных группах? Сравниваются зарплаты имеющих STEM-образование (Science, Technology, Engineering and Math) и не имеющих его, работающих на STEM-рабочих местах и не работающих на них, а также при различных сочетаниях типа образования и рабочего места. Оцениваются потенциальные премии как для всей совокупности, так и для разных возрастных групп и когорт. Основной вывод в том, что STEMовцы («физики») не получают дополнительных выгод по сравнению с «лириками». Эта премия не возникает и с опытом; более того, STEM-занятие в старших возрастных группах начинает облагаться «штрафом». По мере перехода к старшим возрастным когортам прирост зарплат снижается, то есть младшие когорты по заработной плате быстро «догоняют» и даже перегоняют старшие, даже если первые изначально оплачивались хуже.

Об авторах

В. Е. Гимпельсон
https://www.hse.ru/org/persons/312277
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук
Россия

Гимпельсон Владимир Ефимович, к. э. н., директор Центра трудовых исследований (ЦеТИ) НИУ ВШЭ, вед. н. с. Института социологии ФНИСЦ РАН

Москва



Д. И. Зинченко
https://www.hse.ru/org/persons/160969035
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Зинченко Дарья Игоревна, м. н. с. ЦеТИ НИУ ВШЭ

Москва



Список литературы

1. Варшавская Е. Я., Котырло Е. С. (2019). Выпускники инженерно-технических и экономических специальностей: между спросом и предложением // Вопросы образования. № 2. С. 98—128. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-2-98-128

2. Гимпельсон В. Е. (2010). Нужны ли нашей промышленности квалифицированные работники? История последнего десятилетия // Экономическая социология. Т. 11, № 4. С. 24—68. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2010-4-24-68

3. Гимпельсон В. Е. (2019). Возраст и заработная плата: стилизованные факты и российские особенности // Экономический журнал ВШЭ. Т. 23, № 2. С. 185—237. https://doi.org/10.17323/1813-8691-2019-23-2-185-237

4. Гимпельсон В. Е., Зинченко Д. И. (2019). Цена возраста: заработная плата работников в старших возрастах // Вопросы экономики. № 11. С. 35—62. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-11-35-62

5. Денисова И. А., Карцева М. А. (2008). Отдача на уровни, типы и качество образования // Заработная плата в России: эволюция и дифференциация / Отв. ред. В. Гимпельсон, Р. Капелюшников. М.: Изд. дом ГУ—ВШЭ. С. 343—402.

6. Cattell R. B. (1971). Abilities: Their structure, growth, and action. Boston: Houghton Mifflin.

7. Deming D. J., Noray K. L. (2018). STEM careers and the changing skill requirements of work. NBER Working Paper, No. 25065. https://doi.org/10.3386/w25065

8. Gimpelson V., Kapeliushnikov R., Lukiyanova A. (2012). Stuck between surplus and shortage: Demand for skills in Russian industry. In: In the grip of transition: Economic and social consequences of restructuring in Russia and Ukraine. London: Palgrave Macmillan, pp. 47—75.

9. Krueger D., Kumar K. B. (2004). Skill-specific rather than general education: A reason for US—Europe growth differences? Journal of Economic Growth, Vol. 9, No. 2, pp. 167—207. https://doi.org/10.1023/BJOEG.0000031426.09886.bd

10. Lagakos D., Moll B., Porzio T., Qian N., Schoellman T. (2018). Life cycle wage growth across countries. Journal of Political Economy, Vol. 126, No. 2, pp. 797—849. https://doi.org/10.1086/696225

11. Neuman S., Weiss A. (1995). On the effects of schooling vintage on experience-earnings profiles: Theory and evidence. European Economic Review, Vol. 39, No. 5, pp. 943—955. https://doi.org/10.1016/0014-2921(94)00019-V

12. Panorama E. S. (2014). Employability and skills of higher education graduates. Analytical highlight, prepared by ICF GHK and Cedefop for the European Commission.

13. Rosen S. (1975). Measuring the obsolescence of knowledge. In: F. T. Juster (ed.). Education, income, and human behavior. New York: McGraw-Hill, pp. 199—232.

14. Xue Y., Larson R. C. (2015). STEM crisis or STEM surplus? Yes and yes. Monthly Labor Review, Vol. 138, No. 5, pp. 1—13. https://doi.org/10.21916/mlr.2015.14


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Гимпельсон В.Е., Зинченко Д.И. «Физики» и «лирики»: кто российскому рынку более ценен? Вопросы экономики. 2021;(8):5-36. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-8-5-36

For citation:


Gimpelson V.E., Zinchenko D.I. “Physicists” and “lyricists”: Whom the Russian labor market values higher? Voprosy Ekonomiki. 2021;(8):5-36. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-8-5-36

Просмотров: 904


ISSN 0042-8736 (Print)