Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Налоговая конкуренция и активность региональной налоговой политики

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-10-5-27

Полный текст:

Аннотация

Проблема эффективности региональных налоговых расходов актуальна в сфере фискальной политики и федерализма в России. Большая налоговая самостоятельность позволяет субъектам Федерации проводить более активную налоговую политику для привлечения новых инвестиций. Действующие полномочия субъектов РФ в области налоговой политики нельзя назвать широкими, однако даже существующими налоговыми инструментами пользуются не все регионы. Среди тех, кто ими пользуется, лишь некоторые предоставляют льготы для стимулирования инвесторов. Многие региональные преференции фактически направлены на поддержку компаний, позиции которых в регионе уже сильны, и вопрос о целесообразности таких льгот остается открытым. В то же время агрессивная налоговая конкуренция за инвесторов может быть расточительной для субфедеральных бюджетов. В данной работе на основе доступной налоговой статистики для каждого субъекта РФ рассчитаны показатели глубины и охвата предоставленных на уровне регионов налоговых льгот. По результатам анализа можно определить, чем обусловлена повышенная активность по предоставлению льгот: федеральной региональной политикой, налоговой конкуренцией или преференциями для бюджетообразующих компаний региона.

Об авторах

С. М. Дробышевский
Институт экономической политики имени Е. Т. Гайдара; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Дробышевский Сергей Михайлович, доктор экономических наук, директор по научной работе Института Гайдара, замдиректора по науке Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС

Москва



Н. С. Кострыкина
Институт экономической политики имени Е. Т. Гайдара; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Кострыкина Наталья Сергеевна, научный сотрудник лаборатории исследований налоговой политики Института Гайдара, научный сотрудник лаборатории исследований налоговой политики ИПЭИ РАНХиГС

Москва



А. В. Корытин
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Корытин Андрей Владимирович, научный сотрудник лаборатории исследований налоговой политики ИПЭИ

Москва



Список литературы

1. Громов В. В. (2020). Налоговая конкуренция в России на разных этапах развития налоговой системы // Финансовый журнал. Т. 12, № 1. С. 41—57. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2020-1-41-57

2. Киреенко А. П. и др. (ред.) (2014). Иркутская область в XXI веке. Проблемы и ресурсы развития / Байкальский государственный университет экономики и права. Иркутск: Изд-во БГУЭП.

3. Кадочников П., Синельников-Мурылев С., Трунин И. (2002). Система федеральной финансовой помощи субъектам РФ и фискальное поведение региональных властей в 1994—2000 годах // Вопросы экономики. № 8. С. 31—50.

4. Кадочников П., Синельников-Мурылев С., Трунин И., Четвериков С. (2003). Перераспределение региональных доходов в рамках системы межбюджетных отношений в России // Вопросы экономики. № 10. С. 77—93. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2003-10-77-93

5. Кострыкина НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК, Корытин А. В. (2020). Почему применение механизма налоговой консолидации в России привело к существенным потерям для бюджета? // Journal of Tax Reform. Т. 6, № 1. С. 6—21.

6. Пинская М. Р., Колесник Г. В. (2016). Разграничение полномочий между федеральным и региональным уровнями власти в области налоговых льгот: фискальные последствия // Экономика и математические методы. Т. 52, № 3. С. 22—35.

7. Bode E., Nunnenkamp P., Waldkirch A. (2012). Spatial effects of foreign direct investment in US states. Canadian Journal of Economics [Revue canadienne d’économique], Vol. 45, No. 1, pp. 16—40. https://doi.org/10.1111/j.1540-5982.2011.01685.x

8. Bucovetsky S. (1991). Asymmetric tax competition. Journal of Urban Economics, Vol. 30, No. 2, pp. 167—181. https://doi.org/10.1016/0094-1190(91)90034-5

9. Chen Y., Huang W. H., Rudkin S. (2018). Dynamic fiscal competition with public infrastructure investment: Austerity and attracting capital inflow. Theoretical Economics Letters, No. 8, pp. 2460—2478. https://doi.org/10.4236/tel.2018.811159

10. Devereux M. P., Loretz S. (2013). What do we know about corporate tax competition? National Tax Journal, Vol. 66, No. 3, pp. 745—774. https://doi.org/10.17310/ntj.2013.3.08

11. Eller M., Fidrmuc J., Fungáčová Z. (2016). Fiscal policy and regional output volatility: Evidence from Russia. Regional Studies, Vol. 50, No. 11, pp. 1849—1862. https://doi.org/10.1080/00343404.2015.1064884

12. Fuest C., Huber B., Mintz J. (2005). Capital mobility and tax competition. Foundations and Trends in Microeconomics, Vol. 1, No. 1, pp 1—62. https://doi.org/10.1561/0700000001

13. Hoyt W. H. (1991). Property taxation, Nash equilibrium, and market power. Journal of Urban Economics, Vol. 30, No. 1, pp. 123—131. https://doi.org/10.1016/0094-1190(91)90049-D

14. Köthenbürger M. (2002). Tax competition and fiscal equalization. International Tax and Public Finance, Vol. 9, No. 4, pp. 391—408. https://doi.org/10.1023/A:1016511918510

15. Oates W. E. (1972). Fiscal federalism. New York: Harcourt Brace Jovanovich.

16. OECD (1998). Harmful tax competition: An emerging global issue. Paris: OECD.

17. Pinto S. M. (2017). Regional policy and fiscal competition. In: P. Schaeffer, R. Jackson (eds.). Regional Research Frontiers, Vol. 1. Advances in Spatial Science. Cham: Springer, pp. 199—215. http://doi.org/10.1007/978-3-319-50547-3_13

18. Tiebout C. M. (1956). A pure theory of local expenditures. Journal of Political Economy, Vol. 64, pp. 416—424. https://doi.org/10.1086/257839

19. Wildasin D. E. (1989). Interjurisdictional capital mobility: Fiscal externality and a corrective subsidy. Journal of Urban Economics, Vol. 25, No. 2, pp. 193—212. https://doi.org/10.1016/0094-1190(89)90034-X

20. Wilson J. D. (1999). Theories of tax competition. National Tax Journal, Vol. 52, No. 2, pp. 269—304.

21. Wilson J. D., Wildasin D. E. (2004). Capital tax competition: Bane or boon. Journal of Public Economics, Vol. 88, No. 6, pp. 1065—1091. http://doi.org/10.1016/S0047-2727(03)00057-4

22. Zodrow G. R., Mieszkowski P. (1986). Pigou, Tiebout, property taxation, and the underprovision of local public goods. Journal of Urban Economics, Vol. 19, No. 3, pp. 356—370. https://doi.org/10.1016/0094-1190(86)90048-3

23. Zodrow G. R. (2001). The property tax as a capital tax: A room with three views. National Tax Journal, Vol. 54, No. 1, pp. 139—156. https://doi.org/10.17310/ntj.2001.1.07

24. Zodrow G. R. (2010). Capital mobility and capital tax competition. National Tax Journal, Vol. 63, No. 4, Part 2, pp. 865—902. https://doi.org/10.17310/ntj.2010.4S.03


Для цитирования:


Дробышевский С.М., Кострыкина Н.С., Корытин А.В. Налоговая конкуренция и активность региональной налоговой политики. Вопросы экономики. 2020;(10):5-27. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-10-5-27

For citation:


Drobyshevsky S.M., Kostrykina N.S., Korytin A.V. Tax competition and the activity of the regional tax policy. Voprosy Ekonomiki. 2020;(10):5-27. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-10-5-27

Просмотров: 293


ISSN 0042-8736 (Print)