Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Цели и формы предоставления бюджетных ресурсов регионам из федерального центра на безвозмездной основе

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-11-108-126

Полный текст:

Аннотация

Исследованы теория, методология и практика предоставления регионам ресурсов из федерального бюджета на безвозмездной основе с точки зрения развития их бюджетного потенциала. Выявлены четыре методологических подхода (делегирование, сглаживание, точечное управление и стимулирование) к предоставлению межбюджетных трансфертов, их особенности, специфика практической реализации, проблемы и эффекты от использования в России. Проанализированы ключевые показатели динамики предоставления межбюджетных трансфертов российским регионам, показаны результаты межрегионального бюджетного выравнивания. Разработана матрица типологии межбюджетных трансфертов по ключевым критериям их предоставления и сценариям развития бюджетного потенциала. Сделан вывод, что в целях экономического развития территорий приоритетным подходом должно стать стимулирование роста их бюджетного потенциала. Предложен ряд мер по повышению эффективности предоставления бюджетных ресурсов на безвозмездной основе.

Об авторе

М. А. Печенская-Полищук
Вологодский научный центр Российской академии наук
Россия

Печенская-Полищук Мария Александровна, кандидат экономических наук, заведующий лабораторией исследования проблем развития общественных финансов, ведущий научный сотрудник

SPIN-код: 9365-2320

Вологда



Список литературы

1. Арлашкин И. Ю., Ганган А. С., Дерюгин А. Н., Прока К. А. (2016). Предоставление блочных трансфертов: опыт США, Австралии и Канады // Финансовый журнал. № 1. С. 41—49.

2. Афанасьев Р. С., Богданов Л. Н., Гулидов Р. В., Леонов С. Н. (2019). «Модельные» бюджеты: последствия для субъектов Российской Федерации // Пространственная экономика. № 1. С. 132—156. https://doi.org/ 10.14530/se.2019.1.132-156

3. Бухвальд Е. М. (2018). 20 лет концепции совершенствования межбюджетных отношений: старые проблемы и новые подходы // Бизнес. Образование. Право. № 4. С. 54—61. https://doi.org/10.25683/VOLBI.2018.45.431

4. Валентей С. Д. (2009). Экономика федеративных отношений и региональная политика // Пространственная экономика. № 4. С. 7—22. https://doi.org/10.14530/se.2009.4.007-022

5. Голованова Н. В. (2018). Межбюджетные трансферты: многообразие терминов и российская практика // Финансовый журнал. № 2. С. 24—35. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2018-2-24-35

6. Дерюгин А. Н. (2016). Выравнивание регионов: сохраняются ли стимулы к развитию? // Экономическая политика. Т. 11, № 6. С. 170—191. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2016-6-08

7. Зотова А. И., Кириченко М. В. (2013). Новое в механизме межбюджетных трансфертов // Финансы и кредит. № 35. С. 14—20.

8. Игудин А. Г. (2005). Актуальные проблемы межбюджетных отношений // Финансы. № 10. С. 15—19.

9. Ильин В. А., Поварова А. И. (2014). Проблемы регионального развития как отражение эффективности государственного управления // Экономика региона. № 3. С. 48—63. https://doi.org/10.17059/2014-3-4

10. Ильин В. А., Поварова А. И. (2016). Эффективность государственного управления. 2000—2015. Противоречивые итоги — закономерный результат. Вологда: ИСЭРТ РАН.

11. Клисторин В. И., Новикова Т. С., Суспицын С. А. (2000). Совершенствование межбюджетных отношений в регионе. Новосибирск: Изд-во ИЭиОПП СО РАН.

12. Любимцев Ю. И. (2000). Приоритеты совершенствования межбюджетных отношений // Экономист. № 6. С. 21—33.

13. Минакир П. А. (2001). Системные трансформации в экономике. Владивосток: Дальнаука.

14. Назаров В., Мамедов А., Силуанов А., Зарубин А. (2012). Проблемы межбюджетных отношений в России. M.: Изд-во Ин-та Гайдара.

15. Печенская М. А. (2018a). Актуальные вопросы формирования бюджетного потенциала территории: факторы, принципы, структурные элементы // Проблемы развития территории. № 6. С. 149—161. https://doi.org/10.15838/ptd.2018.6.98.10

16. Печенская М. А. (2018b). Бюджетный потенциал в системе потенциалов территории: теоретико-методологические аспекты // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т. 11, № 5. С. 61—73. https://doi.org/10.15838/esc.2018.5.59.4

17. Поварова А. И. (2012). Состояние и проблемы бюджетной обеспеченности субъектов Северо-Запада Российской Федерации: заключительный отчет о НИР. Вологда.

18. Пчелинцев О. С., Минченко М. М. (2000). Направления развития финансового федерализма и проблема трансфертов // Проблемы прогнозирования. № 3. С. 89—97.

19. Пчелинцев О. С. (2004). Региональная экономика в системе устойчивого развития. М.: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН.

20. Татаркин А. И., Пыхова И. А. (2000). Территориальные межбюджетные отношения в экономике переходного периода (проблемы, пути решения, рекомендации). Екатеринбург: УрО РАН.

21. Христенко В. Б. (2002). Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. М.: Дело.

22. Юшков А. О., Одинг Н. Ю., Савулькин Л. И. (2016). Роль субвенций в российской системе бюджетного федерализма // Вопросы экономики. № 10. С. 49—64. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-10-49-64

23. Bahl R. (2010). Conditional vs. unconditional grants: The case of developing countries. In: J. Kim, J. Lotz, N. J. Mau (eds.). General grants versus earmarked grants: Theory and practice. The Copenhagen Workshop 2009. Albertslund—Seul: The Korea Institute of Public Finance and the Danish Ministry of Interior and Health, pp. 126—148.

24. Bergvall D., Charbit C., Kraan D.-J., Merk O. (2006). Intergovernmental transfers and decentralised public spending. OECD Working Papers on Fiscal Federalism, No. 3. https://doi.org/10.1787/5k97b11z2hxw-en

25. Bird R., Smart M. (2002). Intergovernmental fiscal transfers: International lessons for developing countries. World Development, Vol. 30, No. 6, pp. 899—912. https://doi.org/10.1016/S0305-750X(02)00016-5

26. Boadway R., Shah A. (eds.) (2007). Intergovernmental fiscal transfers: Principles and practice. Washington, DC: World Bank. https://doi.org/10.1596/978-0-8213-6492-5

27. Bradford D., Oates W. (1971). Towards a predictive theory of intergovernmental grants. American Economic Review, Vol. 61, No. 2, pp. 440—448.

28. Da Silva M. O., Kurlyandskaya G., Andreeva E., Golovanova N. (2009). Intergovernmental reforms in the Russian Federation: One step forward, two steps back? Washington, DC: World Bank.

29. Fisher R. (2016). State and local public finance. Routledge, 2016.

30. Musgrave R. A. (1961). Approaches to a fiscal theory of political federalism. In: Public finances: Needs, sources and utilization. National Bureau of Economic Research. New York: Princeton University Press, pp. 97—134.

31. Oates W. E. (1999). An essay on fiscal federalism. Journal of Economic Literature, Vol. 37, No. 3, pp. 1120—1149. https://doi.org/10.1257/jel.37.3.1120

32. Weingast B. R. (1995). The economic role of political institutions: Market-preserving federalism and economic development. Journal of Law, Economics & Organization, Vol. 11, No. 1, pp. 3—31.

33. Yilmaz S., Bindebir S. (2003). Intergovernmental transfers: Concepts and policy issues. World Bank Institute and Korea Development Institute.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Печенская-Полищук М.А. Цели и формы предоставления бюджетных ресурсов регионам из федерального центра на безвозмездной основе. Вопросы экономики. 2021;(11):108-126. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-11-108-126

For citation:


Pechenskaya-Polishchuk M.A. Goals and forms of granting budgetary resources to the regions from the federal center on a gratuitous basis. Voprosy Ekonomiki. 2021;(11):108-126. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-11-108-126

Просмотров: 372


ISSN 0042-8736 (Print)