Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Почему кредитоспособные субъекты Российской Федерации не используют возможности заемного финансирования?

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-4-116-134

Полный текст:

Аннотация

В российском бюджетном законодательстве установлены достаточно жесткие ограничения на осуществление субъектами Федерации заимствований и наращивание государственного долга. Вместе с тем даже имеющийся потенциал привлечения заемных ресурсов, которые могли бы существенно расширить возможности для инвестиций, направленных на стимулирование экономического развития, регионы используют не в полной мере. Особенно парадоксально выглядит явное неиспользование всех возможностей привлечения долга наиболее кредитоспособными субъектами РФ. На основе анализа динамики государственного долга, практики бюджетного планирования и осуществления заимствований в группе наиболее кредитоспособных субъектов Федерации в 2010—2019 гг. в статье рассматриваются проблемные аспекты существующих подходов к регулированию заимствований и долга, а также возможные направления их совершенствования.

Об авторе

Д. В. Кадочников
Санкт-Петербургский государственный университет; Международный центр социально-экономических исследований "Леонтьевский центр"
Россия

Кадочников Денис Валентинович (dkadochnikov@yahoo.com), к. э. н., доцент
кафедры проблем междисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук ; старший научный сотрудник

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Буклемишев О. В., Михайлов Д. Л., Соловьев В. В., Фетисов И. Г. (2018). Эффективность законодательных ограничений долговой нагрузки регионов России // Финансовый журнал. № 3. С. 34—48. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2018-3-34-48

2. Вороная А. А., Солдаткин С. Н. (2018). Анализ и пути решения общих проблем управления государственным долгом в субъектах РФ // Наука и образование: новое время. № 2. С. 226—233.

3. Горегляд В. (2016). Уроки бюджетного федерализма: 20 лет реформ // Федерализм. № 1. С. 91—106.

4. Домащенко Д., Гусева И. (2017). Регионы жонглируют долгами // Федерализм. № 4. С. 151—154.

5. Кабанов В. Н., Жильников А. Ю., Заблоцкая Т. Ю. (2018). Финансовые гарантии регионального бюджета — потенциал для роста инвестиций в основной капитал // Экономика региона. Т. 14, № 1. С. 315—325. https://doi.org/10.17059/2018-1-25

6. Князева Е. Ю., Терехова В. В. (2017). Государственная долговая политика России на современном этапе // Вестник РГГУ. Серия Экономика. Управление. Право. № 4. С. 47—60. https:// doi.org/10.28995/2073-6304-2017-4-47-60

7. Кудрин А. Л., Дерюгин А. Н. (2018). Субнациональные бюджетные правила: зарубежный и российский опыт // Экономическая политика. Т. 13, № 1. С. 8—35. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2018-1-01

8. Масгрейв Р. А., Масгрейв П. Б. (2009). Государственные финансы: теория и практика. М.: Бизнес Атлас.

9. Миллер А. Е., Миллер А. А. (2015). Оценка роли рынка ценных бумаг в увеличении доходов региональных бюджетов // Экономика региона. № 3. С. 216—227. https://doi.org/10.17059/2015-3-18

10. Мильчаков М. В. (2016). Региональные бюджеты: формирование государственного долга и финансирование расходов // Финансовый журнал. № 3. С. 66—78.

11. Минакир П. А., Леонов С. Н. (2019). Государственный региональный долг: тенденции и особенности формирования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т. 12, № 4. С. 26—41. https://doi.org/10.15838/esc.2019.4.64.2

12. Сангинова Л. Д. (2018). Эффективная долговая политика субъектов Российской Федерации: теория и практика // Экономика. Налоги. Право. № 1. С. 96—105.

13. Солдаткин С. Н. (2014). Де-юре и де-факто инвестиционной составляющей заимствований региональных органов власти в России // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». № 3. С. 105—110.

14. Солдаткин С. Н. (2015). Эффективность региональной долговой политики через призму инвестиционной активности // Региональная экономика: теория и практика. № 30. С. 46—57.

15. Табах А., Андреева Д. (2015). Долговые стратегии российских регионов // Вопросы экономики. № 10. С. 78—93. https:// doi.org/10.32609/0042-8736-2015-10-78-93

16. Шеремета С. В. (2020). Анализ региональных финансов России и устойчивость долга регионов // Вопросы экономики. № 2. С. 30—58. https://doi.org/10.32609/0042- 8736-2020-2-30-58

17. Dafflon B. (ed.). (2002). Local public finance in Europe: Balancing the budget and controlling debt. Northampton: Edward Elgar Publishing.

18. Jin J., Zou H. (2002). How does fiscal decentralization affect aggregate, national, and subnational government size? Journal of Urban Economics, Vol. 52, No. 2, pp. 270—293. https://doi.org/10.1016/S0094-1190(02)00004-9

19. Johnson C., Yushkov A. (2020). On the determinants of regional government debt in Russia. Working Paper.

20. Liu L., Waibel M. (2010). Managing subnational credit and default risks. World Bank Policy Research Working Paper, No. 5362. https://doi.org/10.1596/1813-9450- 5362

21. Martinez-Vazquez J., Vulovic V. (2017). How well do subnational borrowing regulations work? In: N. Yoshino, P. Morgan (eds.). Сentral and local government relations in Asia. Edward Elgar Publishing, pр. 161—220. https://doi.org/ 10.4337/9781786436870.00013

22. OECD (2019). Government at a glance 2019. Paris: OECD Publishing. https://doi.org/ 10.1787/8ccf5c38-en

23. Plekhanov A., Singh R. (2007). How should subnational government borrowing be regulated? Some cross-country empirical evidence. IMF Working Paper, No. 05/54.

24. Rodden J. (2002). The dilemma of fiscal federalism: Grants and fiscal performance around the world. American Journal of Political Science, Vol. 46, No. 3, pp. 670—687. https://doi.org/10.2307/3088407

25. Schwarcz S. L. (2002). Global decentralization and the subnational debt problem. Duke Law Journal, Vol. 51, No. 4, pp. 1179—1250. https://doi.org/10.2307/1373119

26. Singh R. J., Plekhanov A. (2005). How should subnational government borrowing be regulated? Some cross-country empirical evidence. IMF Working Paper, No. 2005/054. https://doi.org/10.5089/9781451860733.001

27. Ter-Minassian T., Craig J. (1997). Control of subnational government borrowing. In: T. Ter-Minassian (ed.). Fiscal federalism in theory and practice. Washington, DC: International Monetary Fund, pp. 156—192.

28. Ter-Minassian T. (2007). Fiscal rules for subnational governments: Can they promote fiscal discipline? OECD Journal on Budgeting, Vol. 6, No. 3, pp. 1—11. https:// doi.org/10.1787/budget-v6-art17-en


Дополнительные файлы

Для цитирования:


Кадочников Д.В. Почему кредитоспособные субъекты Российской Федерации не используют возможности заемного финансирования? Вопросы экономики. 2021;(4):116-134. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-4-116-134

For citation:


Kadochnikov D.V. Why do creditworthy regions of the Russian Federation underutilize borrowing opportunities? Voprosy Ekonomiki. 2021;(4):116-134. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-4-116-134

Просмотров: 114


ISSN 0042-8736 (Print)