

Бюджетный федерализм в России: быть или не быть?
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-1-143-160
Аннотация
Возможности формирования межбюджетных отношений в духе бюджетного федерализма связаны прежде всего с показателем, характеризующим отношение общей массы налогов, формируемых на территории и поступающих в бюджетную систему страны, к расходам территориального бюджета. В работе тестируется исходный посыл бюджетного федерализма: продуцируемые территорией налоговые и неналоговые доходы (при данном административно-территориальном делении страны), как минимум, должны быть достаточными для сбалансированности ее бюджета, решения региональных бюджетных задач. Показано, что в настоящее время примерно в 40% регионов совокупные поступления обеспечивают профицит их бюджетов и участие этих регионов (в разной степени) в решении общегосударственных задач, а в 60% регионов все поступления с территории в бюджетную систему не позволяют сбалансировать доходы и расходы их бюджетов. Картину межбюджетных отношений в России принципиально изменило то, что в большинстве регионов, имевших в 2015 г. дефицитные бюджеты, доходы в 2018 г. стали превышать расходы. Определено, за счет каких факторов удалось качественно изменить состояние региональных бюджетов.
Ключевые слова
JEL: H77
Об авторах
Б. Л. ЛавровскийРоссия
Лавровский Борис Леонидович, д. э. н., проф. НГТУ;
вед. н. с. ИЭОПП СО РАН
Новосибирск
Е. А. Горюшкина
Россия
Горюшкина Екатерина Алексеевна, к. э. н., доцент НГУ;
н. с. ИЭОПП СО РАН
Новосибирск
Список литературы
1. Богачева О. (1995a). Становление российской модели бюджетного федерализма // Вопросы экономики. № 8. С. 30—40.
2. Богачева О. В. (1995b). Российская модель бюджетного федерализма в свете мирового опыта // Мировая экономика и международные отношения. № 9. С. 104—125.
3. Божечкова А. В., Мамедов А. А., Синельников-Мурылев С. Г., Турунцева М. Ю.(2018). Стабилизационные свойства трансфертов, выделяемых регионам России из федерального бюджета // Журнал Новой экономической ассоциации. № 4. C. 61—83. https://doi.org/10.31737/2221-2264-2018-40-4-3
4. Всемирный банк (2009). Доклад о мировом развитии 2009. Новый взгляд на экономическую географию. Вашингтон.
5. Горюшкина Е. А., Лавровский Б. Л., Мурзов И. А. (2019). Центр и территории в бюджетно-налоговой сфере // Региональный менеджмент: учеб. пособие / Под ред. В. А. Крюкова, Б. Л. Лавровского. Новосибирск: Изд-во НГТУ. С. 184—224.
6. Гурвич Е. Т., Краснопеева Н. А. (2020). Анализ взаимосвязи доходов и расходов российских региональных бюджетов // Вопросы экономики. № 2. С. 5—29. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-2-5-29
7. Де Сильва М., Курляндская Г. (ред.) (2006). Развитие бюджетного федерализма: международный опыт и российская практика. М.: Весь Мир.
8. Ениколопов Р., Журавская Е., Гуриев С. (2002). Бюджетный федерализм в России: сценарии развития (Препринт № WP18). М.: РЭШ. https://www.nes.ru/files/Preprints-resh/WP18.pdf
9. Климанов В. В., Дерюгин А. Н., Михайлова А. А., Яговкина В. А. (2019). Бюджетный федерализм: финансовое участие регионов в достижении национальных целей развития. М.: Дело.
10. Кушнир Ю., Митрохин С. (2001). Формирование и развитие бюджетного федерализма в Российской Федерации // Рабочие материалы Исследовательского Центра Восточной Европы. № 32. Бремен.
11. Лавров А., Климанов В., Онищенко В. (2001a). Перспективы реформирования бюджетной системы на региональном уровне // Экономист. № 8. C. 77—82.
12. Лавров А., Литвак Дж., Сазерлэнд Д. (2001b). Реформа межбюджетных отношений в России: «федерализм, создающий рынок» // Вопросы экономики. № 4. С. 19—45.
13. Лавровский Б. Л. (1999). Измерение региональной асимметрии на примере России // Вопросы экономики. № 3. С. 42—52.
14. Лавровский Б. Л. (2005). Экономический рост и региональная асимметрия (эмпирический анализ). Новосибирск: Нонпарель.
15. Лавровский Б., Постникова Е. (2005). Трансфертный механизм: преодолен ли кризис? // Вопросы экономики. № 8. C. 84—96. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2005-8-84-96
16. Лексин В. Н., Швецов А. Н. (1997). О системной модернизации российского «бюджетного федерализма» // Вторая международная конференция по федерализму. Москва, 16—17 декабря. С. 139.
17. Лексин В., Швецов А. (1998). Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ // Вопросы экономики. № 3. С. 18—37.
18. Лексин В. Н., Швецов А. Н. (2001). Общероссийские нормы и территориальное развитие. Статья 6. Становление института социальных стандартов: федеральные, региональные и муниципальные аспекты // Российский экономический журнал. № 3. C. 45—61.
19. Лексин В. Н. (2018). Стратегия развития России: Смена ориентиров неизбежна? // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 13 / Отв. ред. В. И. Герасимов. М.: ИНИОН РАН. Ч. 1. С. 61—75.
20. Мамедов А. А., Назаров В. С., Силуанов А. Г., Алаев А. А., Зарубин А. В. (2012). Проблемы межбюджетных отношений в России (Научные труды № 159Р). М.: Изд-во Института Гайдара.
21. Мельникова Л. В. (2019). Региональная наука и региональная политика // Региональный менеджмент: учебное пособие / Под ред. В. А. Крюкова, Б. Л. Лавровского. Новосибирск: Изд-во НГТУ, Гл. 10. С. 287—321.
22. Одинг Н., Савулькин Л., Юшков А. (2016). Российский бюджетный федерализм через призму реализации правительственных программ // Экономическая политика. Т. 11, № 4. С. 93—114. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2016-4-04
23. Пешина Э. В., Стрекалова А. А. (2015). Два поколения фискального федерализма: взаимосвязь развития // Финансовая аналитика: проблемы и решения. № 18. С. 42—59.
24. Поздняков А., Лавровский Б., Масаков В. (2000). Политика регионального выравнивания в России (основные подходы и принципы) // Вопросы экономики. № 10. С. 74—91.
25. Смирнягин Л. В., Бусыгина И. М. (2009). Российский федерализм. М.: МГИМО. http://www.inop.ru/files/Chapter10.pdf
26. ТАСИС (2000). Региональная политика, направленная на сокращение социальноэкономической и правовой асимметрии. Проект ТАСИС EDRUS 9602. Москва—Новосибирск.
27. Хакимов Р. (ред.) (2001). Федерализм в России. Казань: Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров. http://window.edu.ru/resource/657/37657/files/federalism_rus.pdf
28. Христенко В. (2000). Реформа межбюджетных отношений: новые задачи // Вопросы экономики. № 8. C. 4—14.
29. Швецов Ю. Г. (2017). Тупик российского бюджетного федерализма // Финансы и кредит. Т. 23, № 19. С. 1094—1107. https://doi.org/10.24891/fc.23.19.1094
30. Шеремета С. В. (2020). Анализ региональных финансов России и устойчивость долга регионов // Вопросы экономики. № 2. С. 30—58. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-2-30-58
31. Шульгина О. В. (2009). Особенности, этапы и факторы формирования административнотерриториального деления России // Проблемный анализ и государственноуправленческое проектирование. № 5. C. 38—48.
32. Break G. F. (1980). Financing government in a federal system. Washington, DC: The Brookings Institution.
33. Hunter J. S. H. (1977). Federalism and fiscal balance. Canberra: Australian National University Press.
34. King D. N. (1984). Fiscal tiers: The economics of multilevel government. London; Boston: G. Allen & Unwin.
35. Musgrave R. A. (1959). The theory of public finance. New York: McGraw-Hill.
36. Oates W. E. (1972). Fiscal federalism. New York: Harcourt Brace Jovanovich.
37. Oates W. E. (2005). Toward a second-generation theory of fiscal federalism. International Tax and Public Finance, Vol. 12, pp. 349—373. https://doi.org/10.1007/s10797-005-1619-9
38. OECD (2009a). How regions grow. Paris: Organisation for Economic Co-operation and Development.
39. OECD (2009b). Regions matter: Economic recovery, innovation and sustainable growth. Paris: Organisation for Economic Co-operation and Development.
40. Qian Y., Weingast B. R. (1997). Federalism as a commitment to preserving market incentives. Journal of Economic Perspectives, Vol. 11, No. 4, pp. 83—92. https://doi.org/10.1257/jep.11.4.83
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Лавровский Б.Л., Горюшкина Е.А. Бюджетный федерализм в России: быть или не быть? Вопросы экономики. 2021;(1):143-160. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-1-143-160
For citation:
Lavrovskii B.L., Goryushkina E.A. Fiscal federalism in Russia: To be or not to be? Voprosy Ekonomiki. 2021;(1):143-160. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-1-143-160