Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Налоговая система и налоговая служба России: измерение эффективности на фоне структурных реформ

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-6-56-79

Полный текст:

Аннотация

С использованием количественных (метод главных компонент, факторный анализ, эконометрические и экономико-статистические методы) и качественных (сравнительно-правовой анализ) методов оценивается развитие налоговой системы и налоговой службы РФ в 1991—2018 гг. При высоком уровне статистического соответствия индексов развития налоговой системы и налоговой службы отмечена несогласованность динамики указанных индексов в 2014—2018 гг., что вызвано как посткризисным замедлением экономического роста, так и негативными тенденциями в госрегулировании (появление новых налогов, усиление налоговой нагрузки на бизнес).

Об авторе

Г. А. Борщевский
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Борщевский Георгий Александрович, д. полит. н., доцент Института государственной службы и управления РАНХиГС

Москва



Список литературы

1. Амбросьева Т. Г. (2010). Фискальная эффективность налогообложения и показатели ее оценки // Вестник Екатерининского института. № 1. С. 9—11.

2. Аристархова М. К., Шеина А. Ю. (2015). Концепция оценки деятельности налоговых органов // Экономика и управление: научно-практический журнал. № 2. С. 79—83.

3. Барабашев А. Г., Макаров А. А., Макаров И. А. (2019). О совершенствовании индикативных оценок качества государственного управления // Вопросы государственного и муниципального управления. № 2. С. 7—39.

4. Борщевский Г. А. (2018). Трансформация института государственной бюрократии: от советского опыта к современности // Политическая наука. № 1. С. 223—248.

5. Бредихина К. В., Бадеева Е. А., Сазонова И. В. (2017). Эффективность деятельности налоговых органов РФ: подходы к ее оценке и планированию // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. № 4. С. 17—27.

6. Васильев С. В. (2018). Налогообложение в России в период перехода к рыночной экономике и налоги как инструмент государственного регулирования экономики в конце XX и начале XXI столетий // Экономика и бизнес: теория и практика. № 10. С. 32—41.

7. Гурвич Е. Т., Суслина А. Л. (2015). Динамика собираемости налогов в России: макроэкономический подход // Финансовый журнал. № 4. С. 22—33.

8. Клименко А. В., Минченко О. С. (2016). Полномочия, функции и услуги исполнительной власти: соотношение, классификация и основные характеристики // Вопросы государственного и муниципального управления. № 1. С. 7—37.

9. Литвинова В. В. (2017). Налоговый потенциал территории и его оценка // Иннов: электронный научный журнал. № 4. С. 1—14.

10. Мау В. А. (2018). Экономика и политика России год за годом (1991—2009). М.: Дело.

11. Мишустин М. В. (2016). Факторы роста налоговых доходов: макроэкономический подход // Экономическая политика. № 5. С. 8—27. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2016-5-01

12. Мороз В. В., Мороз С. В. (2018). Показатели эффективности работы налоговых органов // Проблемы экономики и юридической практики. № 2. С. 50—53.

13. Соболева Г. В., Дюкина Т. О. (2013). Оценка результативности налогового админист рирования в Российской Федерации // Вестник Финансового университета. № 6. С. 21—34.

14. Тихонова А. В., Дзюба Д. В. (2018). К вопросу об оценке эффективности налогового контроля // Международный бухгалтерский учет. Т. 21, № 5. С. 612—622. https://doi.org/10.24891/ia.21.5.612

15. Хафизова А. Р. (2012). Показатели оценки эффективности деятельности налоговых органов: обзор существующих подходов // Финансы и кредит. № 31. С. 18—24.

16. Aguzarova L. A., Aguzarova F. S. (2018). Planning of tax payments as a factor of economic growth. European Research Studies, Vol. 21, No. 2, pp. 195—206.

17. Andrle M., Hebous Sh., Kangur A., Raissiet M. (2018). Italy: Toward a growth-friendly fiscal reform. IMF Working Paper, No. 18/59. https://doi.org/10.5089/9781484347584.001

18. Bird R. M. (2018). Fiscal decentralization and decentralizing tax administration: Different questions, different answers. In: A. Valdesalici, F. Palermo (eds.). Comparing fiscal federalism. Leiden: Brill Nijhoff, pp. 190—220.

19. Boumans D., Fuest C., Krolage C., Wohlrabeet K. (2019). Expected effects of the US tax reform on other countries: Global and local survey evidence. CESifo Working Paper, No. 7491.

20. Cagala T., Rincke J., Cueva A. T. (2017). Administrative efficiency and tax compliance . Unpublished manuscript. https://ntanet.org/wp-content/uploads/proceedings/2017/NTA2017-263.pdf

21. Chaikovskaya N. V., Chaikovsky D. V., Terentieva I. V. (2015). Methodology of assessment of the control work efficiency of the tax authority. Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 6, No. 6, pp. 127—135. https://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n6s3p127

22. Dmitriev O. N., Novikov S. V. (2018). Transformation of Russian tax system as part of the integration of the economy into international high-technology production field of socio-economic systems. European Research Studies Journal, Vol. 21, No. 4, pp. 400—413. https://doi.org/10.35808/ersj/1130

23. EUPACK (2018). Comparative overview of public administration characteristics and performance in the EU 2018. Luxembourg: Publications Office of the European Union.

24. Fack G., Landais J. (2016). The effect of tax enforcement on tax elasticities: Evidence from charitable contributions in France. Journal of Public Economics, Vol. 133, No. 3, pp. 23—40. https://doi.org/10.1016/j.jpubeco.2015.10.004

25. Friedman J., Betor T., Do S. (2018). The votes are in: State responses to federal tax reform. Tax Executive, Vol. 70, pp. 31—43.

26. Grote M. (2019). How to establish a tax policy unit. Washington, DC: International Monetary Fund.

27. Jang S., Eger R. J. (2019). The effects of state delinquent tax collection outsourcing on administrative effectiveness, efficiency, and procedural fairness. American Review of Public Administration, Vol. 49, No. 2, pp. 236—251. https://doi.org/10.1177/0275074018759435

28. Kaluge D., Tufail M. S., Muneer S. (2017). Multifactor on macroeconomic fundamentals to explain the behavior of sectoral indices in Indonesian stock exchange. City University Research Journal, Special Issue: AIC, Malaysia, pp. 276—282.

29. Shibaeva N. A., Zarudneva A. I., Sozinova A. A., Shuvaev A. V., Alekseev A. N. (2019). Restructuring of tax liabilities as an upcoming trend of economic diversification in modern Russia. In: I. V. Gashenko, Y. S. Zima, A. V. Davidyan (eds.). Optimization of the taxation system: Preconditions, tendencies and perspectives. Springer, pp. 83—89.

30. Slemrod J. (2018). Is this tax reform, or just confusion? Journal of Economic Perspectives, Vol. 32, No. 4, pp. 73—96. https://doi.org/10.1257/jep.32.4.73

31. Steshenko J. A., Tikhonova A. V. (2018). An integral approach to evaluating the effectiveness of tax incentives. Journal of Tax Reform, Vol. 4, No. 2, pp. 157—173. https://doi.org/10.15826/jtr.2018.4.2.050

32. Xiong Z., Li H. (2019). Ecological deficit tax: A tax design and simulation of compensation for ecosystem service value based on ecological footprint in China. Journal of Cleaner Production, Vol. 230, pp. 1128—1137. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2019.05.172


Для цитирования:


Борщевский Г.А. Налоговая система и налоговая служба России: измерение эффективности на фоне структурных реформ. Вопросы экономики. 2020;(6):56-79. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-6-56-79

For citation:


Borshchevskiy G.A. Assessment of the tax system and tax authorities efficiency in Russia. Voprosy Ekonomiki. 2020;(6):56-79. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-6-56-79

Просмотров: 255


ISSN 0042-8736 (Print)