Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Проект «Один пояс, один путь» и российско-китайское экономическое сотрудничество: еще один шанс?

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-12-47-71

Полный текст:

Аннотация

Мотивацию, которой руководствовались китайские власти, выдвигая проект «Один пояс, один путь», можно истолковать двояко. С одной стороны, этот проект предназначен для реализации накопленного Китаем экономического потенциала, трансформации хозяйственных возможностей в усиление позиций страны в мире. Вовлекая другие страны в строительство гигантских межконтинентальных коридоров, Китай задействует свои капиталы, технологии, расширяет сферу использования юаня в между народных расчетах. Но, с другой стороны, проект «Один пояс, один путь» нужен для преодоления очевидных трудностей в экономическом развитии самого Китая, таких как образование избыточных производственных мощностей, зависимость от поставок сырьевых ресурсов из узкого круга стран, подчиненное положение китайских предприятий в глобальных цепочках создания стоимости. Для России участие в инициативе «Один пояс, один путь» перспективно, поскольку сам формат этого проекта позволит нам сохранять свободу маневра в российско-китайском сотрудничестве. До сих пор российский экспорт в Китай состоит в основном из сырьевых товаров. Для изменения ситуации требуется более активная промышленная политика со стороны российского государства. Условия для ее проведения проще создать, участвуя в гибком формате «Один пояс, один путь», а не в традиционных интеграционных структурах типа зоны свободной торговли.

Об авторе

П. М. Мозиас
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Мозиас Петр Михайлович, к. э. н., доцент Департамента мировой экономики НИУ ВШЭ

Москва



Список литературы

1. Алиев Т. М., Флегонтова Т. А. (2018). Упрощение торговых процедур между ЕАЭС и Китаем в рамках соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве // Экономическое развитие России. Т. 25, № 7. С. 16—19.

2. Ларин А. Г., Матвеев В. А. (2014). Китайская стратегия «продвижения на Запад» и «новый Шелковый путь» // Проблемы Дальнего Востока. № 5. С. 5—15.

3. Ли Син, Ню Ичэн (2017). Сравнительный анализ китайского и американского вариантов «Нового Шелкового пути» // Проблемы Дальнего Востока. № 2. С. 32—37.

4. Ли Цзинъюй, Чжан Чэньяо (2016). О стратегии сотрудничества Китая и России на северном маршруте Морского шелкового пути ХХI века // Проблемы Дальнего Востока. № 1. С. 64—72.

5. Минакир П. А. (2017). В поисках пространственной гармонизации // Пространственная экономика. № 2. С. 7—15. http://doi.org/10.14530/se.2017.2.007-015

6. Сазонов С. Л., Кудрявцев Е. С., У Цзы (2015). Транспортная составляющая проектов сопряжения Евразийского экономического союза и «Экономического пояса Шелкового пути» // Проблемы Дальнего Востока. № 2. С. 47—58.

7. Санин К. А. (2018). История и культура в китайской инициативе «Один пояс, один путь» // Проблемы Дальнего Востока. № 4. С. 115—125. http://doi.org/10.31857/S013128120000160-7

8. Сафронова Е. И. (2018). Проект «Один пояс, один путь» и безопасность в Центральной Азии // Проблемы Дальнего Востока. № 4. С. 23—30. http://doi.org/10.31857/S013128120000151-7

9. Сунь Сювэнь (2017). Проблемы и перспективы освоения Северного морского пути в контексте реализации инициативы «Пояс и путь» // Проблемы Дальнего Востока. № 6. С. 5—15.

10. Суслов Д. В. (2018). Российско-китайское экономическое взаимодействие: текущая конъюнктура // Пространственная экономика. № 4. С. 139—161. http://doi.org/10.14530/se.2018.4.139-161

11. Тань Сюцзэ, Кулинцев Ю. В. (2018). Трансазиатско-европейское экономическое партнерство как вариант сопряжения ЕАЭС и ЭПШП // Проблемы Дальнего Востока. № 2. С. 89—98.

12. Труш С. М. (2017). Oтношения КНР и США в экономической сфере: двусторонние связи и многосторонние экономические проекты // Сравнительная политика. Т. 8, № 3. С. 52—71. https://doi.org/10.18611/2221-3279-2017-8-3-52-71

13. Уянаев С. В. (2015). Китайский проект «Один пояс, один путь»: концепция, план, сотрудничество с Россией // Проблемы Дальнего Востока. № 4. С. 8—21.

14. Чубаров И. Г. (2017). География сопряжения: региональная политика КНР и пространственное развитие стран ЕАЭС // Проблемы Дальнего Востока. № 5. С. 114—125.

15. Belt and Road Report (2019). Building the Belt and Road Initiative: Progress, contribution and prospects. Leading group for promoting the Belt and Road Initiative. (In Chinese).

16. Chen Hanlin, Tu Yan (2007). FTA “China—ASEAN” and the static effects of its influence on China’s foreign trade. Guoji Maoyi Wenti, No. 5, pp. 47—50. (In Chinese).

17. Dunning J. H., Narula R. (1996). Foreign direct investment and governments: Catalists for economic restructuring. New York: Routledge.

18. Grossman G. M., Helpman E. (1990). Comparative advantage and long-run growth. American Economic Review, Vol. 80, No. 4, pp. 796—815.

19. Li Xuan (2011). FTA “China—ASEAN” and its implications for China’s outward direct investment. Guoji Maoyi Wenti, No. 4, pp. 41—47. (In Chinese).

20. Morris I. (2018). For China: One Belt, One Road, no plan? Stratfor, December 7. https://worldview.stratfor.com/article/china-one-belt-one-road-no-plan

21. Redding S. (1999). Dynamic comparative advantage and the welfare effects of trade. Oxford Economic Papers, Vol. 51, pp. 15—39. https://doi.org/10.1093/oep/51.1.15

22. Samuelson P. A. (1952). The transfer problem and transport costs: The terms of trade when impediments are absent. Economic Journal, Vol. 62, pp. 278—304. https://doi.org/10.2307/2227005

23. Shen Minghui, Zhang Zhongyuan (2017). International cooperation in capacity utilization against a background of the “One Belt, One Road” initiative: Evidence of Sino-Indonesian cooperation. Guoji Jingji Hezuo, No. 3, pp. 4—11. (In Chinese).

24. Stiglitz J. E. (1989). Markets, market failures, and development. American Economic Review, Vol. 79, No. 2, pp. 197—203.

25. Sun Churen, Zhong Nan, Liu Yaying (2017). “One Belt, One Road” initiative and the growth of China’s export to the related countries. Guoji Maoyi Wenti, No. 2, pp. 83—96. (In Chinese).

26. UNCTAD (2003). World investment report 2003. FDI policies for development: National and international perspectives. New York, Geneva: United Nations.

27. UNCTAD (2013). World investment report 2013. Global value chains: Investment and trade for development. New York, Geneva: United Nations.

28. UNCTAD (2018). World investment report 2018. Investment and new industrial policies. New York, Geneva: United Nations.

29. Wade R. (1990). Governing the market: Economic theory and the role of government in East Asian industrialization. Princeton, NJ: Princeton University Press.

30. Xi Jinping (2017). Secure a decisive victory in building a moderately prosperous society in all respects and strive for a great success of socialism with Chinese characteristics for a new era. Delivered at the 19 th National Congress of the Communist Party of China, October 18. http://www.xinhuanet.com/english/download/Xi_Jinping’s_report_at_19th_CPC_National_Congress.pdf

31. Zhang Shaohua, Jiang Weijie (2017). Overcapacity in China: Measurement and distribution. Jingji Yanjiu, No. 1, pp. 89—102. (In Chinese).


Для цитирования:


Мозиас П.М. Проект «Один пояс, один путь» и российско-китайское экономическое сотрудничество: еще один шанс? Вопросы экономики. 2019;(12):47-71. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-12-47-71

For citation:


Mozias P.M. The Belt and Road Initiative and Sino-Russian economic cooperation: Is there one more chance for us? Voprosy Ekonomiki. 2019;(12):47-71. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-12-47-71

Просмотров: 253


ISSN 0042-8736 (Print)