

Программы повышения финансовой грамотности и финансовое поведение: почему люди не становятся «финансово грамотными»?
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-9-80-93
Аннотация
В статье критически оцениваются доминирующие подходы к разработке программ повышения финансовой грамотности. Показано, что метааналитические и обзорные исследования в совокупности свидетельствуют о низкой эффективности таких программ: их воздействие на финансовое поведение оказывается либо статистически незначимым, либо статистически значимым, но практически ничтожным. Рассмотрены потенциальные причины низкой эффективности программ повышения финансовой грамотности: роль поведенческих факторов в принятии финансовых решений и невозможность определить «финансово грамотное» поведение с позиции стороннего наблюдателя. Сделан вывод о том, что доминирующие в настоящее время критерии оценки финансово грамотного поведения либо носят процедурный характер (рассматриваются не последствия финансовых решений, а то, насколько осознанно они приняты), либо нормативны (государство рассматривает целевые установки потребителей, разделяя их на правильные и неправильные). Обе группы критериев имеют в своей основе неэкономическое представление о рациональности.
Ключевые слова
JEL: В14; В91
Об авторе
Д. В. КислицынРоссия
Кислицын Дмитрий Викторович, к. э. н., доцент департамента экономики Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Кузина О. Е. (2012). Финансовая грамотность россиян (динамика и перспективы) // Деньги и кредит. № 1. С. 68—72.
2. Кузина О. Е. (2015). Финансовая грамотность и финансовая компетентность: определение, методики измерения и результаты применения в России (2015) // Вопросы экономики. № 8. С. 129—148. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2015-8-129-148
3. Fernandes D., Lynch Jr., J. G., Netemeyer R. G. (2014). Financial literacy, financial education, and downstream financial behaviors. Management Science, Vol. 60, No. 8, pp. 1861—1883. https://doi.org/10.1287/mnsc.2013.1849
4. Fudenberg D., Levine D. K. (2006). A dual-self model of impulse control. American Economic Review, Vol. 96, No. 5, pp. 1449—1476. https://doi.org/10.1257/aer.96.5.1449
5. Goldstein D. G. A., Gigerenzer G. (2002). Models of ecological rationality: The recognition heuristic. Psychological Review, Vol. 109, No. 1, pp. 75—90. https://doi.org/10.1037/0033-295X.109.1.75
6. Hathaway I. A., Khatiwada S. (2008). Do financial education programs work? Federal Reserve Bank of Cleveland Working Paper, No. 08-03. https://doi.org/10.26509/frbc-wp-200803
7. Hertwig R., Todd P. M. (2003). More is not always better: The benefits of cognitive limits. In: D. Hardman, L. Macchi (еds.) Thinking: Psychological perspectives on reasoning, judgment and decisionmaking. Chichester: Wiley, pp. 213—231.
8. Hogarth J. (2006). Financial education and economic development. Paper prepared for “Improving Financial Literacy” International Conference Hosted by the Russian G8 Presidency in Cooperation with the OECD, 29—30 November. http://www.oecd.org/dataoecd/20/50/37742200.pdf
9. Kaiser T., Menkhoff L. (2017). Does financial education impact financial literacy and financial behavior, and if so, when? World Bank Policy Research Working Paper, No. 8161. https://doi.org/10.1596/1813-9450-8161
10. Martin M. (2007). A literature review on the effectiveness of financial education. FRB Richmond Working Paper, No. 07-03
11. Meier S. A., Sprenger C. D. (2013). Discounting financial literacy: Time preferences and participation in financial education programs. Journal of Economic Behavior & Organization, Vol. 95, pp. 159—174. https://doi.org/10.1016/j.jebo.2012.02.024
12. Miller M., Reichelstein J., Salas C., Zia B. (2015). Can you help someone become financially capable? A meta-analysis of the literature. World Bank Research Observer, Vol. 30, No. 2, pp. 220—246. https://doi.org/10.1093/wbro/lkv009
13. Payne J. W., Bettman J. R., Johnson E. J. (1993). The adaptive decision maker. Cambridge: Cambridge University Press.
14. Rick S. I., Cryder C. E., Loewenstein G. (2007). Tightwads and spendthrifts. Journal of Consumer Research, Vol. 34, No. 6, pp. 767—782. https://doi.org/10.1086/523285
15. Shah A. K., Oppenheimer D. M. (2008). Heuristics made easy: An effort-reduction framework. Psychological Bulletin, Vol. 134, No. 2, pp. 207—222. https://doi.org/10.1037/0033-2909.134.2.207
16. Thaler R. H. (1985). Mental accounting and consumer choice. Marketing Science, Vol. 4, No. 3, pp. 199—214. https://doi.org/10.1287/mksc.4.3.199
17. Thaler R. H., Shefrin H. M. (1981). An economic theory of self-control. Journal of Political Economy, Vol. 89, No. 2, pp. 392—406. https://doi.org/10.1086/260971
18. Thunström L., Gilbert B. A., Ritten C. J. (2018). Nudges that hurt those already hurting — distributional and unintended effects of salience nudges. Journal of Economic Behavior & Organization, Vol. 153, pp. 267—282. https://doi.org/10.1016/j.jebo.2018.07.005
19. Todd P. M. A., Gigerenzer G. (2012). Ecological rationality: Intelligence in the world. Oxford University Press.
20. Willis L. (2008). Against financial literacy education. Faculty Scholarship at Penn Law, No. 199.
21. Wood W., Neal D. (2009). The habitual consumer. Journal of Consumer Psychology, Vol. 19, No. 4, pp. 579—592. https://doi.org/10.1016/j.jcps.2009.08.003
Рецензия
Для цитирования:
Кислицын Д.В. Программы повышения финансовой грамотности и финансовое поведение: почему люди не становятся «финансово грамотными»? Вопросы экономики. 2020;(9):80-93. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-9-80-93
For citation:
Kislitsyn D.V. Financial literacy training programs and financial behaviour: Why people do not become “financially literate”? Voprosy Ekonomiki. 2020;(9):80-93. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-9-80-93