

Модель Нисканена и фактические расходы российских госорганов
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-8-85-97
Аннотация
Несмотря на критику российского государственного управления, проведение административной реформы и реформы государственной службы, модель Нисканена в России нашла за рамками учебных курсов весьма ограниченное применение. Между тем накопленный объем данных о расходах российского госсектора позволяет эмпирически проверить теоретические наблюдения модели. В статье предлагается оценка расходов главных распорядителей средств федерального бюджета в 2005—2017 гг. с позиции основных положений теории бюрократического поведения Нисканена. Источником данных являются законы об исполнении федерального бюджета, предметом анализа — способность увеличить расходы (в сопоставимых ценах) в два раза относительно начального уровня. Установлено, что в целом динамика расходов соответствует предположению об ориентации бюрократии на поглощение общественного излишка за счет увеличения собственных бюджетов. Существенное значение при этом имеет ограниченный спрос, в силу чего возможности по расширению бюджета используются не в полной мере. Таким образом, потенциал базовых моделей бюрократического поведения может быть использован на практике, в частности при анализе эволюции полномочий ведомств и эффективности бюджетных расходов.
Об авторе
А. М. КалининРоссия
Калинин Алексей Михайлович - кандидат экономических наук, руководитель практики государственного консалтинга ООО «Бизнес решения»/SBS, доцент департамента прикладной экономики факультета экономических наук НИ «Высшая школа экономики»
Москва
Список литературы
1. Бусыгина И., Филиппов М. (2013). Ограничить коррупцию: найти новых людей или изменить мотивации? // Полис. Политические исследования. № 1. C. 50—71.
2. Герасимов А. (2014). Государственная бюрократия в системе властных отношений // Социально-гуманитарные знания. № 6. С. 140 — 157.
3. Дегтярев А. (2003). Методологические подходы и концептуальные модели в интерпретации политических решений (I) // Полис. Политические исследования. № 1. С. 159 — 170.
4. Заостровцев А. (ред.) (2004). Вехи экономической мысли. Экономика благосостояния и общественный выбор. СПб.: Экономическая школа. Т. 4. С. 476 — 559.
5. Кадочников П., Синельников-Мурылев С., Трунин И., Четвериков С. (2006). Реформа фискального федерализма в России: проблема мягких бюджетных ограничений // Экономическая политика. № 3. С. 148 — 181.
6. Курбатова М., Саблин К. (2013). Администраторы развития в процессе модернизации экономики // Общественные науки и современность. № 2. C. 45—59.
7. Оболонский А. (2011). На пути к новой модели бюрократии. Запад и Россия // Общественные науки и современность. № 5. C. 5—20.
8. Попов Е., Кац П. (2013). Социальная привлекательность территории по общественным благам // Общество и экономика. № 6. C. 84—104.
9. Сытин С. (2010). Российская бюрократия и государственная политика // Свободная мысль. № 3. C. 171 — 184.
10. Якобсон Л. (2000). Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
11. Niskanen W. A. (1968). The Peculiar Economics of Bureaucracy. American Economic Review, Vol. 58, No. 2, pp. 293—305.
12. Niskanen W. A. (1975). Bureaucrats and politicians. Journal of Law and Economics, Vol. 18, No. 3, pp. 617-643. https://doi.org/10.1086/466829
13. Niskanen W. A. (1996). Bureaucracy and public economics. 2nd ed. Cheltenham: Edward Elgar, pp. 269-283.
Рецензия
Для цитирования:
Калинин А.М. Модель Нисканена и фактические расходы российских госорганов. Вопросы экономики. 2019;(8):85-97. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-8-85-97
For citation:
Kalinin A.M. Niskanen model and actual expenses of Russian government institutions. Voprosy Ekonomiki. 2019;(8):85-97. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-8-85-97