Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Бюджетная децентрализация и региональный экономический рост: теория, эмпирика, российский опыт

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-2-94-110

Полный текст:

Аннотация

В статье изучается теоретическая и эмпирическая взаимосвязь бюджетной децентрализации и экономического роста. Эмпирический анализ панельных данных по российским регионам за 2005-2012 гг. показывает, что чрезмерная децентрализация расходных обязательств внутри региона - при не соответствующем ей уровне децентрализации доходных источников - негативно и значимо связана с региональным экономическим ростом. Напротив, зависимость регионов от межбюджетных трансфертов из федерального центра за выбранный период положительно и значимо соотносится с ростом.

Об авторе

А. О. Юшков
Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр»
Россия
M.Sc. (Economics), научный сотрудник Международного центра социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» (Санкт-Петербург)


Список литературы

1. Бухвальд Е. (2008). Российский федерализм на критическом рубеже развития // Вопросы экономики. № 9. С. 70-83

2. Ениколопов Р., Журавская Е., Гуриев С. (2002). Бюджетный федерализм в России: сценарии развития. М.: ЦЭФИР

3. Кадочников П., Синельников-Мурылев С., Трунин И., Четвериков С. (2006). Реформа фискального федерализма в России: проблема мягких бюджетных ограничений // Экономическая политика. № 3. С. 148-181

4. Климанов В., Лавров А. (2004). Межбюджетные отношения в России на современном этапе // Вопросы экономики. № 11. С. 111-125

5. Назаров В. (2007). Эволюция моделей федерализма - российский и зарубежный опыт // Экономическая политика. № 1. С. 121-135

6. Ореховский П. (2011). Памяти регионального хозрасчета: дилеммы российского федерализма // Вопросы экономики. № 12. С. 78-89

7. Фрейнкман Л., Плеханов А. (2008). Децентрализация бюджетной системы в регионах-рентополучателях // Экономическая политика. № 1. С. 103-123

8. Зубаревич Н. (2015). Региональная проекция нового российского кризиса // Вопросы экономики. № 4. С. 37-52

9. Akai N., Hosoi M., Nishimura Y. (2009). Fiscal decentralization and economic volatility: Evidence from State-Level Cross-Section Data of the USA. Japanese Economic Review, Vol. 60, No. 2, pp. 223-235.

10. Akai N., Sakata M. (2002). Fiscal decentralization contributes to economic growth: evidence from state-level cross-section data for the United States. Journal of Urban Economics, Vol. 52, No. 1, pp. 93-108.

11. Alexeev M., Kurlyandskaya G. (2003). Fiscal federalism and incentives in a Russian region. Journal of Comparative Economics, Vol. 31, No. 1, pp. 20-33.

12. Asatryan Z., Feld L. (2015). Revisiting the link between growth and federalism: A Bayesian model averaging approach. Journal of Comparative Economics, Vol. 43, No. 3, pp. 772-781.

13. Barro R. J. (1990). Government spending in a simple model of endogenous growth. Journal of Political Economy, Vol. 98, No. 5, pp. 103-125.

14. Barro R. J. (2003). Determinants of economic growth in a panel of countries. Annals of Economics and Finance, Vol. 4, No. 2, pp. 231-274.

15. Baskaran T., Feld L., Schnellenbach J. (2014). Fiscal Federalism, Decentralization and Economic Growth: Survey and Meta-Analysis. CESifo Working Paper, No. 4985.

16. Baskaran T., Feld L. (2013). Fiscal decentralization and economic growth in OECD countries: Is there a relationship? Public Finance Review, Vol. 41, No. 4, pp. 421-445.

17. Besley T., Coate S. (2003). Centralized versus decentralized provision of local public goods: A political economy analysis. Journal of Public Economics, Vol. 87, No. 12, pp. 2611-2637.

18. Blanchard O., Shleifer A. (2000). Federalism with and without Political Centralization: China versus Russia. NBER Working Paper, No. 7616.

19. Bodman P., Heaton K., Hodge A. (2009). Fiscal decentralisation and economic growth: A Bayesian model averaging approach. MRG Discussion Paper, No. 3509.

20. Brennan G., Buchanan J. (1980). The power to tax: Analytical foundations of a fiscal constitution. Cambridge: Cambridge University Press.

21. Brueckner J. (2006). Fiscal federalism and economic growth. Journal of Public Economics, Vol. 90, No. 10-11, pp. 2107-2120.

22. Buser W. (2011). The impact of fiscal decentralization on economics performance in high-income OECD nations: an institutional approach. Public Choice, Vol. 149, No. 1, pp. 31-48.

23. Cantarero D., Perez Gonzalez P. (2009). Fiscal decentralization and economic growth: Evidence from Spanish regions. Public Budgeting & Finance, Vol. 29, No. 4, pp. 24-44.

24. Da Silva M. et. al. (2009). Intergovernmental reforms in the Russian Federation. Washington, DC: World Bank.

25. Davoodi H., Zou H. (1998). Fiscal decentralization and economic growth: A cross-country study. Journal of Urban Economics, Vol. 43, No. 2, pp. 244-257.

26. Diamond J. (2003). Budget system reform in transitional economies: The experience of Russia. Emerging Markets Finance & Trade, Vol. 39, No. 1, pp. 8-23.

27. Freinkman L., Plekhanov A. (2009). Fiscal decentralization in rentier regions: Evidence from Russia. World Development, Vol. 37, No. 2, pp. 503-512.

28. Freinkman L., Yossifov P. (1999). Decentralization in regional fiscal systems in Russia - trends and links to economic performance. World Bank Policy Research Working Paper, No. 2100.

29. Gemmel N., Kneller R., Sanz I. (2013). Fiscal decentralization and economic growth: Spending versus revenue decentralization. Economic Inquiry, Vol. 51, No. 4, рр. 1915-1931.

30. Iimi A. (2005). Decentralization and economic growth revisited: an empirical note. Journal of Urban Economics, Vol. 57, pp. 449-461.

31. Jin H., Qian Y., Weingast B. (2005). Regional decentralization and fiscal incentives: Federalism, Chinese style. Journal of Public Economics, Vol. 89, No. 4, pp. 1719-1742.

32. Jin J., Zou H. (2005). Fiscal decentralization, revenue and expenditure assignment, and growth in China. Journal of Asian Economics, Vol. 16, pp. 1047-1064.

33. Levine R., Renelt D. (1992). A sensitivity analysis of cross-country growth regressions. American Economic Review, Vol. 82, No. 4, pp. 942-963.

34. Lin J., Liu Z. (2000). Fiscal decentralization and economic growth in China. Economic Development and Cultural Change, Vol. 49, No. 1, pp. 1-21.

35. Lockwood B. (2005). Fiscal Decentralization: A Political Economy Perspective. Warwick Economic Research Papers, No. 721.

36. Mankiw N., Romer D., Weil D. (1992). A contribution to the empirics of economic growth. Quarterly Journal of Economics, Vol. 107, No. 2, pp. 407-437.

37. Martinez-Vazquez J., McNab R. (2003). Fiscal decentralization and economic growth. World Development, Vol. 31, No. 9, pp. 1597-1616.

38. Musgrave R. (1959). The theory of public finance. N. Y.: McGraw-Hill.

39. Oates W. (1972). Fiscal federalism. N. Y.: Harcourt Brace Jovanovich.

40. Oates W. (1999). An essay on fiscal federalism. Journal of Economic Literature, Vol. 37, No. 3, pp. 1120-1149.

41. Prud’homme R. (1995). The dangers of decentralization. World Bank Research Observer, Vol. 10, No. 2, pp. 201-220.

42. Rodden J. (2004). Comparative federalism and decentralization: On meaning and measurement. Comparative Politics, Vol. 36, No. 4, pp. 481-500.

43. Rodriguez-Pose A., Ezcurra R. (2011). Is fiscal decentralization harmful for economic growth? Evidence from the OECD countries. Journal of Economic Geography, Vol. 11, pp. 619-643.

44. Rodriguez-Pose A., Kroijer A. (2009). Fiscal decentralization and economic growth in central and eastern Europe. Growth and Change, Vol. 40, No. 3, pp. 387-417.

45. Shleifer A. (2005). A normal country: Russia after communism. Cambridge, MA; London: Harvard University Press.

46. Solanko L., Tekoniemi M. (2005). To recentralise or decentralise - some recent trends in Russian fiscal federalism. BOFIT Online, No. 5.

47. Stegarescu D. (2004). Public sector decentralization: measurement concepts and recent international trends. ZEW Discussion Paper, No. 04-74.

48. Thiessen U. (2003). Fiscal decentralization and economic growth in high income OECD countries. Fiscal Studies, Vol. 24, pp. 237-274.

49. Thornton J. (2007). Fiscal decentralization and economic growth reconsidered. Journal of Urban Economics, Vol. 61, No. 1, pp. 64-70.

50. Tosun M., Yilmaz S. (2008). Decentralization, economic development, and growth in Turkish provinces. World Bank Policy Research Working Paper, No. 4725.

51. Xie D., Zou H., Davoodi H. (1999). Fiscal decentralization and economic growth in the United States. Journal of Urban Economics, Vol. 45, No. 2, pp. 228-39.

52. Zhang T., Zou H. (1998). Fiscal decentralization, public spending, and economic growth in China. Journal of Public Economics, Vol. 67, No. 2, pp. 221-240.

53. Zhang T., Zou H. (2001). The growth impact of intersectoral and intergovernmental allocation of public expenditure: With applications to China and India. China Economic Review, Vol. 12, No. 1, pp. 58-81.

54. Zhuravskaya E. (2000). Incentives to provide local public goods: Fiscal federalism, Russian style. Journal of Public Economics, Vol. 76, No. 3, pp. 337-368.


Для цитирования:


Юшков А.О. Бюджетная децентрализация и региональный экономический рост: теория, эмпирика, российский опыт. Вопросы экономики. 2016;(2):94-110. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-2-94-110

For citation:


Yushkov A. Fiscal decentralization and regional economic growth: Theory, empirical studies, and Russian experience. Voprosy Ekonomiki. 2016;(2):94-110. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-2-94-110

Просмотров: 26


ISSN 0042-8736 (Print)